Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме:
    Сложное предложение

    Меднова Лариса Анатольевна

    Урок русского языка в 6 (гимназическом) классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    slozhnoe_predlozhenie.docx17.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 6 (гимназическом)  классе

    «Повторение по теме «Сложное предложение» (повторение  в начале года)

    1. Словарная работа. Объединиться по видам орфограмм (ребятам раздаются карточки со словами, найти слово с той же орфограммой)

    Ц…ркуль,  выб…рать,  ситуац…я,  заст…лить,  к…бинет,  г…рлянда.

    Вспомните, какую тему повторяли на прошлом уроке? (простое осложненное предложение)

    Чем может быть осложнено простое предложение? (обращение, однородные члены предложения, вводные слова)

    Составьте письменно с данными словами осложненные предложения. Первая колонка составляет с вводными словами, вторая – с обобщением, третья – с однородными членами.

    Проверка.

    2. Работа со схемами сложных предложений, записанных на доске.

    - Озвучьте схемы. Составьте устно по ним предложения.

    - Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня закрепляем? (сложные предложения)

    Тема появляется на слайде.

    - Поднимите руку, кто уверен в своих знаниях по этой теме? В течение урока вы сможете убедиться в своей уверенности или стать увереннее.

    - Что необходимо повторить? (виды сложных предложений, отличие друг от друга и от простых предложений, знаки препинания в них)

    - Чем отличаются простые предложения от сложных?

    3. Какие виды сложных предложений мы знаем? В чем их особенности? (ребята рассказывают о видах сложных предложений и их особенностях, чем отличаются сложные предложения от простых). (слайды)

    4. Устная разминка.

    Называю предложения. Если услышали сложносочиненное предложение, встают девочки, если сложноподчиненное - мальчики.

    Вверху по краю оврага шумели от ветра вербы, а внизу переливался мелкий ручей.

    Я заметил, что вдалеке стали появляться крыши домов.

    Снег еще лежал сугробами в лесах, но на полях уже виднелась черная жирная земля.

    Сквозь странные звуки было слышно, как грохочет прибой.

    Еще носилась в воздухе паутина, кружились над бурьянами мошки (никто не встает, объясняют почему)

    Свинцовое небо простиралось над водой, и кучевые облака громоздились в небе.

    -В последнем предложении встретился союз И. Какова его роль в предложении?

    ( слайд)

    5. Игра «Ручеек». Работа в парах. Определить, в каких предложениях союз И соединяет части сложного предложения, а в каких – однородные члены предложения.

    Меня разбудили какие-то шорохи за окном и чириканье воробья.

    Выглянуло солнце и в рощах защебетали стайки щеглов.

    Кот Мурзик как будто улыбается и усы его радостно топорщатся.

    Накануне праздника мама сорвала в саду букет цветов и поставила его в воду.

    В лагере можно найти много новых друзей и поэтому там очень весело.

    Проверка по слайду.  Составить схемы предложений с однородными членами предложения.

    6. Продолжите предложение разными вариантами, чтобы получились сложные предложения. Задание выполняется по колонкам. (слайд)

    -  Девочка уронила карандаш на пол….

    -  Учитель открыл классный журнал…

    -  Товарищ поехал в деревню на машине…

    Проверка с составлением схем.

    7.  Посмотрите на предложения на слайде. Что вы заметили? Какой вид ошибки встретился? Исправить логические ошибки. (слайд)

    -  У меня было прекрасное настроение, так как я получил двойку.

    -  Лифт ещё не починили, так что нам пришлось спускаться на самый верхний этаж пешком.

    -  Если бы дорога была уже, я бы не споткнулся.

    Какими словами пользовались, исправляя ошибки? (антонимами) Какие по виду это предложения? Как вы думаете, над каким видом сложных предложений   мы продолжим работу  на следующем уроке? (над сложноподчиненными предложениями)

    8. Рефлексия.

    Почувствовали вы себя увереннее в знаниях и умениях после урока?

    Кого из ребят вы бы оценили?

    Какой знак препинания вы бы поставили в конце нашего урока и почему? (слайд)

    9. Домашнее задание. (слайд)

    1. Повторить синтаксический разбор сложного предложения.
    2. Тест №3 в рабочих тетрадях.
    3. Составить сложные предложения по репродукции картины А.М. Герасимова «После дождя» (подготовка к сочинению)