Групповая работа на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Особенности организации групповой работы на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gruppovaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka2.zip12.23 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа имени Сейфуллина»

Восточно-Казахстанская область, Уланский район, п. Огневка

Статья

(из опыта работы)
«Групповая работа на уроках русского языка»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Байсеитова Елена Викторовна

п.Огневка

2012

Групповая работа на уроках русского языка

К перспективному направлению обучения русскому языку относятся групповые технологии.

Собственно групповыми технологиями в практике называют: групповую работу (на принципах дифференциации)  и  межгрупповую работу (каждая группа имеет своё задание в общей цели).

Групповые технологии, как коллективная деятельность предполагают:

  1. взаимное обогащение учащихся в группе;
  2. организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  3. распределение начальных действий и операций;
  4. коммуникацию;
  5. обмен способами действия;
  6. взаимопонимание;
  7. рефлексию.

Особенностями организации групповой работы являются:

  1. класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
  3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  4. состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

  1. общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Привожу примерное планирование урока русского языка с применением групповой работы.

Тема: Урок русского языка. Тест «малая группа – обратная связь».

Цель: 1. Измерить уровень усвоения ЗУНов; активизировать обучающую функцию при контроле по пройденному материалу через включение учащихся в процесс с помощью работы в группах.

2. Развивать коммуникативные качества.

3. Формировать умения публичных выступлений.

Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока. Учитель сам сообщает тему и цели урока

2.Проведение тестирования

Учитель формулирует вопрос или задание, ученики отвечают письменно, свои ответы фиксируют в таблицу:

Я

группа

эталон

1.


3. Групповая работа (учащиеся заранее разбиты на группы)

Обсуждение учащимися в группах правильности ответов и проставление в таблицу новых ответов, если ответ ребенка поменялся (колонка «группа»)

4. Работа с эталоном.

Учитель предъявляет эталон ответов. Ученики сравнивают свои ответы с эталонами и ставят себе балл от 0 до 2, также сравниваются ответы в группе и ставятся баллы.

5. Подсчет баллов. Самооценивание. Учитель обращает внимание, если количество баллов в графе Я оказалось ниже, чем в графе ГРУППА, то это указывает на то, что ученик не смог доказать свое мнение, не привел достаточных аргументов.

6. творческое задание.

Группой выбрать задание из теста и составить ему аналогичное.

7. Проверка творческого задания

Руководитель группы выходит к доске, представляет свое задание, другие группы его решают. Участники других групп оценивают его по критериям: интерес, правильность, четкость объяснения.

8. Итог урока. Уместно спросить детей, чем полезна была им творческая работа.

9. Домашнее задание. Составить свое задание для теста.

Групповая форма работы на уроке может применятся для решения почти всех дидактических задач. Считаю, что наиболее применима и целесообразна она при проверке;

1) домашнего задания в группах;

2) при ознакомлении с новым материалом;

3) при подготовке к контрольной работе;

4) при отработке знаний, умений и навыков.

В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации

Например, в 7 классе зачет по теме «Причастия действительные и страдательные; способы их образования и суффиксы; причастный оборот» я провела в группах. К зачету приготовила следующее:

  1. Вопросы для устного опроса:

Что называется причастием?

Назовите морфологические признаки причастий.

Какова синтаксическая роль причастий (полных и кратких)?

Как изменяются полные и краткие причастия?

В чем разница между действительными и страдательными причастиями?

Как образуются причастия?

Какую орфограмму и каким способом следует проверять  у разных групп причастий?

Что такое причастный         оборот и когда на письме он выделяется запятыми?

От каких глаголов можно образовать только действительные причастия прошедшего времени?

Каких причастий меньше всего в русском языке и почему?

От каких глаголов можно образовать только действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

2.   Два варианта карточек для проверки практических умений и навыков (для слабых учащихся и сильных).

3.     Для организации группового опроса сформировала три группы (группа набирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга; состав группы непостоянный, исключения составляют группы, которые сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь), выделила три человека (консультанты), которые будут на уроке выступать в роли помощника учителя. Вопросы для зачета обсуждались с учащимися, были распечатаны и даны за восемь дней до зачета. Предложила учащимся готовится парами (с консультантом), напомнила об ответственности друг перед другом. За день до зачета для пяти своих помощников провела консультацию по методике опроса, нормам оценок за устные ответы и письменную работу. Показала, как оформить зачетные листки.

Урок начала опросом сильных учащихся (отвечали 4 человека, отдельные вопросы уточняли мои помощники). У слабых учащихся была возможность еще раз прослушать связные ответы по всему материалу. Затем сильные учащиеся приступили к работе по карточкам (работа рассчитана на 15 – 20 минут, в ходе работы поощрялось совместное обсуждение, обращение за советом помощь друг другу). Остальные учащиеся приступили к групповой форме опроса. Так как в каждой группе было четыре человека, то каждый отвечал на два – три вопроса (работа по карточке, которую выполняли учащиеся трех групп, рассчитана на 10 – 12 минут). Я выбрала из каждой группы по одному ученику для того, чтобы проверить ответ на устный вопрос и письменную работу по карточке, при этом отметка идет  всей группе.

4. Зачет заканчивается мини – тестом (5 минут), где действует правило: «Каждый себя», но результат засчитывается всей группе по среднему баллу. Способ проверки – взаимообмен.

В конце урока подведены итоги, выставлены оценки. Оценка ставится одна на всю группу. Учащиеся знают, что оценка, которую получает группа, является как бы исходной; ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и т. д.

При групповых формах работы заметно повышается интерес к урокам; развивается способность проявлять самостоятельность, инициативу, индивидуальность; улучшается качество знаний на 10 –15 %.

Список использованной литературы:

  1. Современные технологии в подготовке учителей для малокомплектных школ. Кызылорда, 2000
  2. Дьяченко В.К. Методические приемы, используемые на коллективных учебных занятиях. М., Просвещение, 1996
  3. Теоретические основы развития школьного образования в Казахстане. Сб.ст., Астана, РИК, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации групповой работы на занятиях английским языком

ПОКАЗАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМНА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА....

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...