Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом  особенностей склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosit._mest._otkr.urok_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вопросительные местоимения.

(урок русского языка в 6 классе)

Цели:

Образовательная: изучение вопросительных местоимений, их назначение в речи;

Развивающая: формировать умение находить вопросительные местоимения в тексте и употреблять в речи с учетом особенностей их склонения, определять их синтаксическую роль, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Оборудование урока: таблицы, репродукции картин И.Левитана.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мне приятно видеть ваши умные, добрые глаза. Наверное, вы волнуетесь. Я надеюсь, что мы найдем с вами общий язык. Тема, которую мы сегодня будем изучать, сроднит нас. Слушайте внимательно и будьте активны.

II. Опрос.

Ребята, я знаю, что вы начали изучать тему «Местоимения».

- Что означает слово местоимение, как вы его понимаете? (Местоимение – это «вместо имени»).

- Какие разряды местоимений вы изучили? (Личные и возвратные).

- Назовите примеры. (Я, мы, ты, вы, он, она, они, оно, себя).

- Будем считать, что каждый разряд местоимений – это станция нашего казанского метро. Таким образом, мы совершим поездку в метро. Название первой станции – личные местоимения, второй – возвратные. Чтобы попасть на третью станцию, вы должны преодолеть препятствие – ответить на несколько вопросов. Я прочитаю вам отрывки из некоторых произведений. Вы назовете местоимение и определите его разряд.

1. «Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

2. «Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец».

- Вы удачно справились с этими заданиями. И вот еще одно задание.

III. Объяснение нового материала.

Учитель читает стихотворение, написанное на доске.

        

Что за чудо наши дети!

        Их волнует все на свете.

        Кто такой гиппопотам?

        Что такое караван?

Сколько будет дважды два?

И когда придет весна?

Как добраться до небес?

Почему зеленый лес?

И зачем всем нужно спать?

 А когда же нам играть?

Целый день одни вопросы:

Чей? Какой? Который? Как?

Нет уж силы отвечать,

Поскорей бы лег он спать!

- Ребята, каких предложений по цели высказывания больше в стихотворении? (Вопросительных)

- При помощи каких слов построены вопросительные предложения? Назовите их. ( Кто? Что? Сколько? Где? Как? Почему? Зачем? Чей?)

- Значит, какая тема нашего урока? (Вопросительные местоимения)

- Итак, мы успешно доехали до третьей станции – вопросительные местоимения)

Запишем в тетрадях число, тему.

- Для чего служат вопросительные предложения? (Для общения, для получения нужной информации).

- Представьте нашу речь без вопросительных предложений. Что бы произошло? (Наша речь была бы монологична, мы бы не смогли обменяться информацией).          

- Вопросительные  местоимения также используются при изучении грамматики русского языка.  Изучая части речи, мы запоминаем , на какой вопрос отвечают слова каждой части речи.

-Найдите в стихотворении слова, которые мы задаем к имени существительному (На экране - таблица). ( Кто? Что? ) К прилагательному? ( Какой ? Чей? ) К числительному ? (Сколько? Какой? ) К наречию? ( Как? Где? Когда? ).

- Итак, цель нашего урока -  находить вопросительные местоимения- существительные, местоимения – прилагательные, местоимения – числительные, местоимения – наречия  и составлять с ними предложения.

IV. Синтаксический разбор предложения.

Когда придет весна? (Вопрос., невоскл.,прост., распр).  

V. Работа с учебником.

- Ребята, откроем учебники на странице 164 и прочитаем правило

VI. Закрепление материала.

1) - Можно ли просклонять местоимение кто, что? ( Да). Устно просклоняем эти местоимения

И .         кто?                что?

Р.         кого?        чего?

Д.         кому?         чему?

В.         кого?        что?

Т.         кем?                чем?

П.         о ком?        о чем?

- В каком из вышеназванных  местоимений произношение не соответствует написанию? (кого, чего; в транскрипции – [каво], [ч`иво]).

- Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

2) - Изменяются ли местоимения-прилагательные по родам, числам и падежам? Докажите примерами. (какая (ж.р.), какие (мн.ч.), чьих (род. падеж)).

- Обратите внимание на появление мягкого знака при склонении местоимения «чей». Это орфограмма «Разделительный ь»

- Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

3) Как мы уже говорили, слово сколько заменяет собой числительное. Даже склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное. Когда будете склонять, обратите внимание на ударение. Оно остается неподвижным во всех формах. (На экране таблица склонение местоимения сколько).

И .         сколько?

 Р.         скольких?        

Д.         скольким?        

В.         сколько?        

Т.         сколькими?        

П.         о скольких?

- Составьте предложение с одним из этих местоимений.

4) Склоняется ли вопросительное местоимения-наречия? Почему? (Не склоняются, т.к. наречие – не изменяемая часть речи).

На экране возникает правило правописание местоимений-наречий.

5)  Упр. 407 (устно).

- Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию.

- Найдите вопросительные местоимения (кто, что, чьи, кого, о ком).

- Каким членами предложения являются? Вставим пропущенные буквы в слова и подберем проверочные слова.

VII. Ребята, кто устал? Физкультминутка.

VIII. Тренировочное упражнение.

Я вам прочитаю предложение, а вы запишете вопросительные местоимения по колонкам: существительное, прилагательное, наречие. (На экране - текст)

        1) Что случилось нынче в школе?

     Нет учительницы, что ли?

                 2) Учитель задал мне вопрос:

                     Где расположен Канин Нос?

                3) Чем заслужил ты единицу?

                     - Я получил ее за птицу.

                4) - Где ты была сегодня, киска?

                    - У королевы у английской.

                    - Что ты видала при дворе?

                    - Видала мышку на ковре!

                5) - Как вы зоветесь

                     По-английски? –

                     Спросил у Чашки

     Мудрый Краб.

     В ответ,

     Поклон отвесив низкий,

     Сказала Чашка:

- Кап,

- кап,

- кап.

IX. Дифференцированные задания.

1. Представьте, что вы гости нашего города. Вам захотелось ознакомиться с достопримечательностями Казани. Какие вопросы вы стали бы задавать прохожим, используя вопросительные местоимения? Например, как пройти на улицу Баумана?

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут составить вопросительные предложения, которое мы употребляем, разговаривая по телефону. Например, как дела?

2. – Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?

Вашему вниманию будут представлены вопросительные предложения, в которые нужно вставить местоимения. (На экране появляются предложения).

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

   …    ты тих, как день ненастный?»

«А     …     же на примете ты имеешь?»

«Ладно ль за морем иль худо?

И     …     в свете чудо?»

        4)  «   …     тебе надобно, старче?»

        5)  «   …    вы, гости, торг ведете

        И    …     теперь плывете?»

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут попробовать сделать другое.

1) «   …    стучится в дверь ко мне?»

2) « У меня зазвонил телефон.

       -     …     говорит?

       - Слон.

       -     …     ?

       -   От  верблюда.

       -    …      вам надо?

       -  Шоколада.

       - Для    …     ?

       - Для сына моего.»

3) «    …     в теремочке живет?»

4) « Снег на полях, лед на реках.

        Ветер гуляет.    …    это бывает?»

X. Наше путешествие завершается. Предположим, что во время прогулки по городу вы зашли в музей и увидели картины И.Левитана. (На экране появляются репродукции картин Левитана.) Какие вопросы можно задать экскурсоводу? Составьте их.

XI. Подведение итогов.

Что нового узнали о местоимениях? (Вопросительные местоимения нужны для общения. Они бывают существительными, прилагательными, числительными и наречиями. Местоимения-прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения-наречия не изменяются. При склонении местоимения сколько ударение не меняется. А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак. Вопросительные местоимения в предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством).

XII. Домашнее задание. (Одно на выбор).

Упр. 409.

Найти десять вопросительных предложений в учебнике литературы.

Сочинить стихотворение, используя вопросительные местоимения.

 Я думаю, наше путешествие по стране вопросительных местоимений удалось. Мы прокатились в метро, узнали название станций, прогулялись по городу, зашли в музей. На следующем уроке ваше путешествие продолжится. УСПЕХОВ. Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Презентация по теме "Вопросительные местоимения". Урок русского языка в 6 классе

В презентации отражены основные этапы урока, виды и формы  работы, помогает понять и усвоить лучше учебный материал....