Обособленные члены предложения. Обобщение
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Васильева Вера Александровна

Урок разработан по методике "Пары сменного состава" на основе материалов  о жизни и творчестве  художника-пейзажиста XIX века Ф.А.Васильева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya._obobshchenie.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

        

 ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НАУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                                                                             

                                                                                         

       Предназначение каждого учителя в том, чтобы передать учащимся знания по своему предмету и научить ими пользоваться. Это утверждение было незыблемым и неоспоримым многие десятилетия, и знания  уверенно стояли впереди, оттеснив умения и навыки.

        В новом содержании школьного образования на первое место выходят умения и навыки, так необходимые человеку современного и будущего общества для решения его личных и профессиональных задач. Это  самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, готовность постоянно учиться новому.

        Рассмотрим поставленные перед учителем задачи в контексте отдельного урока, построенного по методике «Пары сменного состава». Учитель проводит урок  русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения.  Обобщение»  на материале жизни и творчества художника-пейзажиста XIX века

Федора Александровича ВАСИЛЬЕВА (1850-1872).

На I этапе урока учащиеся получают карточки с одним предложением, данным по правилам орфографии и пунктуации, и  переписывают его в свою тетрадь – оно станет первым из десяти, составляющих полный текст о художнике, о котором учащимся неизвестно ничего, кроме дат рождения и смерти, записанных на доске, и портрета художника.              

На II этапе происходит работа в парах сменного состава. Учащиеся поочередно диктуют предложения из своих карточек сменным партнерам, проверяют грамотность написанного и, как положено учителю, чью роль они на себя принимают, оценивают работу напарника, расписываясь в его тетради. Если  обнаруживаются ошибки, то совместно их исправляют, графически обозначая орфограммы или пунктограммы в работе над ошибками. Учитель на данном этапе только следит за ходом работы и помогает, если потребуется, в организации работы над ошибками.

     Записывая предложения под диктовку своих сменных партнеров, учащиеся накапливают сведения о  нем и в конце  урока  выстроят их в логическую цепочку.

        На этом этапе урока каждый учится работать в паре, то есть нарабатывает свои коммуникативные  навыки. Сначала читает предложение из своей карточки (отработка дикции, выразительности чтения), затем диктует его, следя за рукой напарника, а не глядя со скучающим видом по сторонам (воспитание внимания, сосредоточенности, собранности), так как нацелен на конечный результат (заинтересованность в получении хорошей отметки); дает партнеру возможность внимательно перечитать написанное на предмет нахождения возможных  ошибок      (воспитание сдержанности, терпимости) и, наконец, проверяет  (воспитание уважения к партнеру, ответственность за его знания).

        И вот написаны все десять предложений, и перед  учащимися встает  еще одна, более сложная задача: найти причинно-следственные и пространственно-временные  связи между ними, т.е. собрать  текст. На этом, III этапе,  ребенок начинает работать самостоятельно, ему предстоит проявить инициативу на основе собственных представлений  и учиться не бояться высказывать свое понимание  данной задачи, отстаивать свою точку зрения, даже если она и ошибочна. При обсуждении собранного текста учитель предоставляет возможность каждому  прокомментировать свой вариант, обучая детей уважать мнения других (воспитание толерантности). Таким образом, защищая свою позицию, ребенок учится прислушиваться к мнению своих одноклассников, сопоставлять различные взгляды на одну и ту же проблему и приходить к единому решению.

Обсуждение происходит примерно так.

                              Карточка № 5

История русской культуры знает трагические судьбы многих художников, писателей, музыкантов, архитекторов, скульпторов.

Это первое предложение, начало текста. В этом предложении не говорится конкретно о Федоре Васильеве, оно лишь подводит нас к тому, что у людей искусства, к которым принадлежит герой нашего текста, нередко трагически складываются судьбы. Эта информация  предваряет следующее предложение.

                               Карточка № 3

Такова и судьба Федора Александровича Васильева, умершего от чахотки в самом начале своего творческого пути.

Из многих трагических судеб выделяется судьба одного человека. Местоимение такова является связующим словом с 1 предложением.

                               Карточка № 8

Веселый, живой, остроумный, Васильев был необычайно обаятелен, привлекал к себе всех окружающих.

Здесь мы знакомимся с характеристикой молодого человека. Связующие слова: Федора Александровича Васильева (к.3) – Васильев (к.8)

                               Карточка № 2.

Ему, прирожденному таланту, все легко дается в первые годы.

Новое в этом предложении – художник является прирожденным талантом. Ему все легко дается не только потому, что он был талантлив, но и потому, что окружен любящими людьми, так как умел сближаться с ними и с уважением относиться ко всем. Связующие слова: Васильев – ему.

                                Карточка № 10

Однако замечательные успехи молодого художника нельзя приписать только его необычайным способностям. 

Предложение начинается с союза  однако, которое связывает его с предыдущим противопоставлением. Связующие слова: все легко дается – успехи.

                                 Карточка № 6

Он был на редкость трудолюбив, почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до полного самозабвения.

Предложение из к.10 подготовило нас к восприятию новой информации: мы узнаем о замечательном качестве  художника – трудолюбии, и наше уважение к нему поднимается на новую ступеньку. Связующие слова: нельзя приписать только его способностям – на редкость трудолюбив

                                  Карточка № 9

Чуткий человек, прекрасно разбиравшийся в современном ему искусстве, Иван Николаевич Крамской сразу разглядел исключительное дарование молодого пейзажиста.

Талант художника был замечен старшими товарищами по цеху, а именно И.Н.Крамским (на экран проецируется портрет и краткие сведения из биографии художника).  Связующие слова: на редкость трудолюбив – исключительное дарование.

 Воспитательный момент. Как вы понимаете смысл слов: исключительное дарование? (Дать детям высказаться и подвести итог)

Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно любить свое дело, вкладывать в него всю душу, работать  «до полного самозабвения», как это делал Федор Александрович. Поэтому его имя и труды вошли в историю русского пейзажного искусства, и мы, потомки, говорим сейчас о нем.

                                    Карточка № 1

Серьезный и рассудительный, он полюбил этого юношу и был ему   близким другом до конца его дней.

И такой маститый художник не мог не полюбить молодого пейзажиста за его огромный талант и  личные качества. Связующие слова: Крамской – он.

Воспитательный момент. Что значит быть другом? (Дети делятся своим пониманием слов друг, дружба), а учитель рассказывает, что Крамской помогал Васильеву  и материально (ходатайствовал перед Обществом  поощрения художников для оформления денежного пособия, так как молодой художник находился без средств к существованию) и поддерживал его морально (Васильев страдал от одиночества и разлуки с родными местами).

                                    Карточка № 7

За столь короткую творческую жизнь Васильев написал более ста сорока произведений.

Это предложение подводит итог творческой деятельности Васильева. Связующие слова: до конца его дней – за столь короткую жизнь.

                                    Карточка № 4

Особой известностью пользуются такие его картины, как «Оттепель»,       «Мокрый луг», «Болото в лесу».

Учитель знакомит учащихся с репродукциями картин художника (при помощи компьютера и проектора)  и рассказывает о реалистическом методе  творчества художника, привлекая учащихся к диалогу.

После такого пристального внимания к личности этого замечательного человека и знакомства с его лучшими картинами целесообразно дать детям  задание написать о своих впечатлениях:

 «Мое первое знакомство с художником Федором Васильевым» или

 «Что меня привлекает в личности художника Ф.А.Васильева».

 В итоге учащиеся оцениваются по нескольким параметрам:

1)  взаимодиктант, т. е. работа в парах сменного состава;

2)  самостоятельная  работа по собиранию текста и его защита;

3)  творческая  письменная  работа.

Таким образом, на данных уроках учитель развивает у учащихся такие качества и умения, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, желание  быть успешным в учебе, так как на первых двух этапах работы даже слабо подготовленный ученик чувствует уверенность в себе, успешность в выполнении заданий. А из маленьких успешных ситуаций могут сложиться большие, если таковые чаще и чаще будут создаваться на уроках. В этом учитель видит свою ближайшую цель в обучении и воспитании детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.В.Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М., «Детская литература», 1968.

2. 50 биографий мастеров русского искусства.  Л, «Аврора», 1970. Статья                       Н.  А.Федоровой  «Ф.А.Васильев».

3. В.Б.Розенвассер. Беседы об искусстве. М., «Просвещение», 1979.

4. Г.С.Островский. Рассказ о русской живописи. М., Изобразительное искусство, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Урок русского языка в 8 классе, на котором учащиеся должны повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Этот урок формирует орфографическую и пунктуационную грамотность уча...

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....