Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Федорова Ирина Евгеньевна

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9-м классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении».

Составитель: Федорова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.

Дидактическая цель: познакомить обучающихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Коррекционная цель: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие способности распределять и переключать внимание; развитие речи.

Воспитательная цель: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника; формировать личностную позицию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Подготовка обучающихся к работе на уроке.

2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

     Мы все умрём:

     Людей бессмертных нет...

     И это всё известно и не ново.

     Но мы живем, чтобы оставить след,

     Дом иль тропинку,

     Дерево иль слово.

                                     Расул Гамзатов

Выразительное чтение эпиграфа обучающимися.

- Сформулируйте главную мысль эпиграфа. (Каждый должен решить сам, для чего он пришёл в этот мир.)

3. Слово учителя.       

    - В последнее время много говорят о вреде алкоголя, курения и наркомании. Но никто не может принять решение за вас: делать это или нет... Каждый должен решить сам. Подумайте, что оставите вы после себя. Вам выбирать. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение.

Обучающимся выдается текст «О вреде никотина.»

                                                               О вреде никотина!
  С давних времен люди стремились получать удовольствия зачастую любой ценой. В сказках многих народов мира описываются вещества, которые оказывают веселящее, одурманивающее действие.
  Почему люди так упорно стремятся к веселью? По нескольким причинам.
В результате веселья в организме повышается выработка гормона удовольствия, он снижает чувствительность к боли. Некоторые природные и искусственные вещества по своему строению схожи с гормоном удовольствия, который вырабатывается организмом. Наиболее распространенными из этих веществ являются никотин и его производные. Все эти вещества попадают в организм человека при вдыхании дыма табака. Отравляются не только сами курильщики, но и люди, находящиеся рядом с ними.

   Как действует никотин на организм человека? Как сосудистый яд. При попадании в организм никотин вначале расширяет сосуды, а затем наступает их судорожное сужение. Такое действие нарушает работу сердца, головного мозга и других важных органов. Действие никотина у курильщиков увеличивает частоту сердечных сокращений, создается дополнительная нагрузка на сердце. Растворяясь в слюне, никотин попадает на слизистую желудка и увеличивает производство кислоты, что приводит к возникновению язвенной болезни желудка. Особенно страдают от никотина дети, даже если они только постоянно находятся в накуренном помещении. Они часто болеют, плохо растут. Никотин только одно из 4.000 отравляющих веществ, которые содержатся в дыме табака. Подумайте, стоит ли курить?

Выразительное чтение текста обучающимися.

- Определите главную мысль текста.

- Заметили ли вы, что одно из предложений текста выделено? Попробуйте   определить грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Как соединены  части этого предложения? Относится ли это предложение к группе союзных сложных предложений? (Обучающиеся приходят к пониманию того, что перед ними бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.)

4. Сообщение темы урока и постановка целей.

 Тема урока записана на доске. Обучающиеся записывают тему.

- Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных сложных предложениях. Давайте определим, что вы уже знаете по теме урока.  

Актуализация знаний.

Обучающиеся заполняют схему, которая находится на магнитной доске.

 ( СОЮЗНЫЕ, БЕССОЮЗНЫЕ, СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ, СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ)

Заполнение схемы сопровождается комментированием наводящих вопросов:

1) Какие предложения называются сложными? (Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу или интонационно.)

2) На какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные и бессоюзные.)

3) Какие мы знаем союзные сложные предложения? (Сложносочиненные и сложноподчиненные.)

4) При помощи чего соединяются простые предложения в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях? ( При помощи союзов и союзных слов.)

- Название третьей группы предложений «бессоюзные» говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые предложения соединены без помощи союзов и союзных слов.

Тогда каким же образом?

- Вернемся снова к тексту. Давайте запишем и выполним синтаксический разбор выделенного предложения. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Один обучающийся выполняет задание у доски.

5. Закрепление. 

Задание: из текста «О вреде никотина» выписать предложения и распределить их по группам, выделить грамматические основы.

Заполнение таблицы:

Сложноподчиненные

Сложносочиненные

Бессоюзные

Проверка задания. Обучающиеся делают вывод о разных способах связи в сложном предложении.

6. Самостоятельная работа.

 Задание:  продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным, расставьте знаки препинания.

1. Хочешь изменить мир к лучшему...

2. Курение наносит вред...

3. Каждый может победить вредную привычку...

Проверка самостоятельной работы.

7. Домашнее задание.

 Написать памятку людям, чтобы они не убивали себя курением, алкоголем, используя бессоюзные сложные предложения.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?

- Почему так называются такие предложения?

- Какие затруднения возникли у вас на уроке?

- Что показалось наиболее легким?

9. Слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы говорили еще и о том, что курение- это колоссальный вред здоровью. Я думаю, что у каждого из вас хватит здравого смысла не курить никогда.

    СЛОЖНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

              ?

              ?

           ?

           ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...