Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Быкова Наталья Владимировна

 

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный материал по разделу "Морфемика". К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Цели:  - обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

              «Морфемика. Орфография. Культура речи»;

            - формировать навыки объяснения зависимости написания слова от  

               его   значения и строения;

          - развивать речь учащихся, мышление, внимание, память, развитие

              навыков;  

           -  морфемного разбора;

         - прививать любовь к устному народному творчеству;

         - прививать любовь и интерес к русскому языку.

Форма урока: урок-сказка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                                           Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Сегодня мы завершаем изучение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» в 5 классе. Наш  обобщающий урок мы проведём в необычной форме – урока – сказки.  

II.  Повторение и систематизация сведений по морфемике и орфографии.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него 3 сестры: Марья,  Елена и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год он жил без сестер, соскучился по ним и решил их навестить. Отправился  Иван в путь.

        По дороге повстречал Василису Прекрасную. Полюбили они друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Василису.

        Иван-царевич погоревал-погоревал, да делать нечего. Сел он на коня и поехал выручать свою любимую.

        Давайте и мы, ребята, отправимся вслед за Иваном и поможем ему найти и освободить Василису Прекрасную. А в этом нам помогут наши знания, умения и навыки по разделу  «Морфемика. Орфография. Культура речи». Итак, в путь.

        Ехал Иван близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечера - красна солнышка до закату и наезжает на камень. А на камне том написано предложение, которое ему надо разобрать синтаксически. Если это задание выполним, то камень повернется и освободит дорогу.

        

                             _______________________________

Учитель: - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Учитель: Повернулся камень, и Иван-царевич поехал дальше. Едет путем-дорогою, а навстречу ему седой старичок – боровичок.

- Здравствуй, дедушка! – говорит Иван.

- Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

 Рассказал Иван старичку - боровичку о горе своем.

-Помогу тебе, Иван,- говорит дедушка,- если ты вспомнишь и запишешь 10 словарных слов по памяти.

Учитель: Давайте выручим Ивана-царевича, ребята.  

        (Учащиеся записывают словарные слова.)

- Ну что ж, - говорит старичок, - задание ты мое выполнил. За это вот тебе перышко волшебное, оно приведет тебя к Бабе Яге, а она тебе поможет победить Кощея и освободить Василису.

Полетело перышко, а Иван вслед за ним поскакал. Перышко привело его к огненной реке, а там страшный Змей Горыныч преградил ему путь. Шесть голов у него, в каждой пасти он держит задание. Победить его можно, выполнив все задания правильно.

1. Какие части слова вы знаете? Расскажите о них.

2. Напишите по 3 слова на каждую схему:

1)         

2)                           

3)          

4)          

3. Вспомните 7 названий сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. Н.: «Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лисичка-сестричкаи волк», «Бобовое зернышко» и другие.

4. Вспомните о правописании приставок на з- и с-. Выпишите из предложений слова с этими приставками в 2 столбика: в 1- с приставкой, окончивающейся на з-; во 2- на с-.

1. Лучше маленькое дело, чем большое безделье.

2. За бесплодный труд никто спасибо не скажет.

3. У храбрых есть только бессмертие, смерти у них нет.

4. Уменье и скалу разрушает.

5. Всякое решение любит рассуждение.

6. Бездонную бочку водой не наполнишь.

7. Хорошему прыжку разбег нужен.

8. За один раз дерева не срубишь.

9. Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.

10. Сделал дело, гуляй смело.

5. Запишите предложения, найдите в них слова с чередующими гласными в корне. Объясните данную орфограмму.

1. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

3. Умный надеется на свое дело, а глупый полагается на надежду.

4. Не беречь поросли - не видать дерева. (Поросль - молодые деревца)

5. Отложил на осень, а там и бросил.

6. Чего не положил - не бери.

7. Кто любит деньги копить, а кто брюхо растить.

8. Что миром положено, тому и быть так.

6. Запишите предложение по памяти, в котором содержатся слова исключения на орфограмму «Буквы ы-и после ц» и составьте схему этого предложения.

(Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!»      А: «П!» )    

Учитель: Все головы срубил Иван-царевич Змею Горынычу и поехал дальше.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Въехал Иван в дремучий лес. Долго ехал он по лесу, пока перышко не привело его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он отгадает 3 ее загадки, запишет слова-отгадки и разберет их по составу.

        1. Не спорю, не белый-

           Я, братцы, попроще..

               Расту я обычно

               В березовой роще.

                                                (Подберезовик)

            2. Из-под снег расцветает,

                Раньше всех весну встречает.

                                                  (Подснежник)

             3. Ночью, в полдень, на рассвете

                 Службу он несет в секрете

                 На тропе, на берегу

                 Преграждает путь врагу.

                                                              (Пограничник)

Учитель: Понравился Иван-царевич Бабе Яге и, прощаясь с ним, рассказала она, что смерть Кощея наступит, если Иван разгадает кроссворд, который находится на обратной стороне замка и произнесет 3 раза слово, которое получится по вертикали.

- Многие храбрые воины пытались его разгадать, но не  смогли и превратились в камни. Если ты не разгадаешь его, то и тебя ждет та же участь. Вот возьми, Иван, клубочек, он приведет тебя к дверям Кощеева замка.

Поблагодарил Иван-царевич Бабу Ягу и поехал за клубочком.

Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек к воротам замка Кощея. Вокруг замка камней видимо-невидимо. Подошел Иван к замку, повернул его. Как ни труден был кроссворд, но он его разгадал.

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1. Род коротких брюк.

2. Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куста дерева.

3. Откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

4. Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром.

5. Изделие для чистки, мытья чего-нибудь.           

Учитель: - Ребята, давайте три раза все вместе произнесём полученное слово.

Учитель: Умер Кощей. Ожили камни, превратились в молодцев. Освободил Иван-царевич Василису Прекрасную. И в тот же день сыграли они свадьбу. После этого Иван с Василисой  Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать, да добра наживать.

        Ребята, Иван-царевич попросил меня поблагодарить Вас за помощь, которую Вы ему оказали.

III. Подведение итогов.

-  Какой раздел русского языка  мы с Вами повторяли?

 - Что изучает морфемика?

- Понравился ли Вам  наш урок?        

IV. Мотивирование оценок.

 V. Домашнее задание: п. 70-87, упр.455.

Литература:

1. Волшебное кольцо: Русские народные сказки. – М.: Дом, 1993.

2. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: учебник для 5 класса  общеобразовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2009

4. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

6. CD Русский язык.  5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. Издательство: Учитель.

        

Не бойся сказки, бойся лжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи....

Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»

Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").

Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи."  Разнообразные за...