Лингвистические сочинения по русскому языку (ГИА, часть С2)
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс) по теме

Белякова Людмила Михайловна

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как идёт подготовка в 9 классе школы №35 города Рыбинска, можно оценить на основании  подборки последних работ обучающихся. По этическим соображениям фамилии детей не публикуются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskie_sochineniya_obuchayushchihsya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические сочинения обучающихся

По тексту Е.С. Велтистова

         "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают" - пишет лингвист Степанов. Не могу не согласиться с этой мыслью. Действительно, словарь языка, его лексика,  отвечает за смысловую составляющую речи, а грамматика, умение правильно составить предложение, высказывание, свою речь, - за действительную составляющую, процесс создания речи. Докажу это на примере текста Евгения Серафимовича Велтистова.

         Во-первых, для создания образа, необходимого для осмысления, понимания мыслей автора, в тексте используются   изобразительно-выразительные средства. Например, в предложении 13 используется сравнение: "...стоишь, как Илья Муромец...".

         Во-вторых, для отражения строения мыслей, процесса их появления используется умолчание. Как пример можно назвать предложение 29: "Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат...".

         Таким образом, Степанов прав, утверждая, что лексика определяет тему речи, а грамматика  - ее строение.

2

"Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение", - так выразил значение грамматики Лев Васильевич Успенский. Действительно, она - одна из важнейших составляющих языка, определяющих его структуру, ведь грамматика - это и словообразование, и морфология, и синтаксис. Без грамматики невозможна речь,   именно она связывает слова в словосочетания, предложения, тексты. Докажу это высказываение на примере текста В. Железникова.
             Большая часть текста - диалоги, поэтому часто используется эмоционально-экспрессивная лексика. Например, в предложение 19 автор вставляет разговорное выражение: " Рот до ушей, хоть завязочки пришей". Для создания законченных мыслей, выраженных такой лексикой, несомненно, необходима грамматика.
             Кроме того, для той же цели используется такое средство синтаксической выразительности,  как умолчание. Оно используется в предложениях 15 (" Ты просто ее копия, двойник..."), 30 (" Елена..."), 31 (" Возможно..."), 32 (" Нет, я уверен в этом...") и многих других. Умолчание как грамматическое явление участвует в создании языка писателя Владимира Железникова,  его стиля.
            Итак, Лев Васильевич Успенский очень точно выразил роль грамматики в языке, состоящую не только в построении предложений, но и в создании образа, живой речи и особенностей языка в целом.
   

3.

В Литературной энциклопедии написано: " Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев".  Действительно, при помощи диалога можно выразить характер героя, его настроение, отношение к тому, что он говорит, метод анализа речи часто используется при характеристике литературного героя. Докажу это на примере текста А.А.Алексина.
         Во-первых, в речи бабушки использована лексика пассивного запаса: термин "диагноз"(предложение 35). Во-вторых, в тексте множество тропов, например, в предложениях 13 и 14 использована ирония: " Мальчик приехал через три дня. Это был мужчина лет тридцати". Все это создает образы - мальчика и бабушки.
         В-третьих, для передачи желания мальчика поскорее передать информацию, обрадовать человека, с которым он разговаривает, использована парцелляция:" Он будет жив и здоров! Этого у него нет! Точно установили! Этого нет. Клянусь своим здоровьем!"( предложения 43-47). Вместо пяти предложений можно было использовать одно: "Он будет жив и здоров, потому что этого у него нет, это точно установили, клянусь своим здоровьем!". Но автор выбирает  речь, лучше отражающую чувства мальчика и его нетерпеливый характер.
           Таким образом, речь литературных героев является, несомненно, одним из важнейших способов понимания и оценивания героя!
                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

"Лингвистическая карусель" Декада русского языка

Русский язык. Презентация. Создавалась для обучающихся 10-12 классов вечерней школы (декада русского языка и литературы).  Лингвистическая игра....

Лингвистические карточки по русскому языку

Лингвистические карточки по русскому языку  - это своеобразный экскурс в историю языка. Он  помогает школьникам сознательно усваивать учебный материал и показывать им, что современные нормы ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Сочинение по тексту В. Астафьева

Урок подготовки к сочинению по тексту В. Астафьева "Домский собор"....

Сочинение по русскому языку. 11 класс. Собственная позиция в сочинении.

Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ...