Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Апреликова Ольга Сергеевна

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую социокультурную среду. Рекомендовано для использования в полиэтнических классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами

(задания, ориентированные на инофонов, отмечены знаком* или **, в зависимости от уровня сложности)

Язык и человек. Богатство русского языка. Вводный урок, 6 класс

(Комплексный анализ текста. Повторение темы «Однородные члены предложения»)

Цель урока: Воспитать уважение к великой стране и ее великому языку. Подвести школьников к выводу, что богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, лексическом и словообразовательном потенциале, лексической, морфологической и синтаксической синонимии, в разнообразии изобразительно-выразительных средств. Актуализировать прошлогодние навыки детей при работе по комплексному анализу текста. Повторить пунктуацию при однородных членах предложения.

Ход урока:

1. Назовите слова-ассоциации к слову «Россия». Запишите 5-6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый – свои слова. (Необъятная, великая, простор, история, душа, православие, родина, безбрежность, природа  и пр.) Поясните слова, которые непонятны вашим одноклассникам*.  

2. Послушайте, как говорит о любви к России один из ее великих поэтов, М. Лермонтов:

Но я люблю - за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

 Вам понравилось? Почему? Давайте составим предложения по такой же модели, используя некоторые из записанных вами слов в качестве однородных членов предложения. Начните со слов: «Я люблю….», «Мне нравится…», «Я никогда не забуду…»**.

Объясните пунктуацию в ваших предложениях.

3. Работа по КАТ в парах.

- У каждого из нас – своя Россия, своя судьба. Великой стране дан великий язык. Владение русским языком, умение выразительно, точно, красиво, свободно излагать свои мысли раскрывает перед человеком огромные возможности, дает уверенность в себе. Великие мастера русского слова всегда с огромным уважением относились к русскому языку. Давайте прочитаем, как говорит о русском языке один из великих русских писателей 20 века Константин Паустовский.

        Русский язык пр..нес нам из д..леких времен редкий подарок – «Слово о полку Игореве» __ его ст..пную ширь и гореч… __трепет синих зарниц __ звоны мечей.

        Этот язык укр..шал сказками и песнями т..желую долю простого русского человека. Он был главным и праздничным __ ласковым и разящим. Он гремел (не)поколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев __томительно звучал в стихах Пушкина___гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова___рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого__Герцена__Тургенева__Достоевского__Чехов___был громоподобен в устах Маяковского ___прост и строг в раздумьях Горького___колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

        Нужны, конечно, целые книги, чтобы рас..казать о всем великолепии__красоте__(не)слыханной щедрости нашего действительно волшебного языка.

1. Какие великие имена писателей вам знакомы? Назовите известные вам их произведения.        А вот имя автора «Слова о полку Игореве» никто не знает. Это памятник русской литературы, посвященный идее единства русской земли, дошедший к нам из 12 века.

2. Озаглавьте текст.

3. Какова основная мысль текста? Как автор выражает эту мысль, какими примерами аргументирует?

4. Расставьте знаки препинания при однородных членах предложения. Объясните их. Подчеркните однородные ЧП как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

5. Выпишите из текста эпитеты, характеризующие русский язык.*

6. Объясните, как вы понимаете выделенные слова.** Сложные слова разберите по составу. Как они образованы? Почему они называются сложными?* (сложный=трудный или от глагола сложить=прибавить?)

7.Объясните, как вы понимаете выражение «как колокол на башне вечевой».***

8. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

4.  Анализ работы.

Итак, русский язык – это язык великой страны, на котором говорят многие миллионы человек, на котором писали великие мастера слова русской литературы. Как вы думаете, в чем заключается величие русского языка? ( в его богатстве, выразительности, исторических корнях). Анализируя текст, мы видели, как богат и выразителен русский язык: наблюдали за тем, какие огромные возможности у такой синтаксической модели, как предложение с однородными ЧП; разбирая сложные слова, убедились в огромных словообразовательных возможностях русского языка; объясняя новые для некоторых из вас слова, прикоснулись к огромному лексическому богатству русского языка.

5. Домашнее задание.

        А) Сочинение-размышление на основе урока. Из слов-ассоциаций к слову «Россия» подчеркните три самых важных, по-вашему, слова. Выберите одно. Оно и будет темой вашего размышления о русском языке: «Русский язык и …». Запишите 4-5 предложений на эту тему.

        Б) Пользуясь синтаксической моделью предложений с однородными ЧП, составьте 3-4 предложения о русском языке, России, природе России.**


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку к уроку "Удивительное наречие", 7 класс

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц ...

Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)

Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Презентация по русскому языку к уроку "Безличные предложения ",8 класс

Презентация по русскому языку к уроку "Безличные предложения ",8 класс...

Функции русского языка. Вводный урок 8 класс

Функции русского языка. Вводный урок 8 класс...

Формулирование проблемы текста (задание 27 ЕГЭ по русскому языку) на уроках литературы в 9 классе как один из способов работы с одарёнными детьми

В 11 классе при подготовке к выполнению задания 27 (сочинение) учащиеся часто испытывают трудности при формулировании проблемы.  Часто они видят её, чувствуют, а слов для выражения мысли не хвата...