Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Односоставные предложения»(обобщение)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Петрова Ирина Николаевна

 Цели: развивать навык самостоятельной работы, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах, воспитывать уважение к старшим и близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_petrovoy_i.n.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

                                                                             

Цели: развивать навык самостоятельной работы, закреплять и обобщать знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах, воспитывать уважение к старшим и близким.

                                                                                 

                                                           Ход урока                      

I. Организационный момент

 - Приветствие учащихся

II. Знакомство с целью урока.

Сегодня мы с вами обобщим  и закрепим  изученный материал по теме «Односоставные предложения», эпиграфом к уроку  нам послужат слова педагога Шалвы Александровича Амонашвили

«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -

Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -

Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -

Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -

Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

 Ибо никто не властен над твоим добром…»

-       Что такое  «добро»?

Добро  по словарю Даля В.И.    1) вещественно все имущество или достаток

               2) в духовном значении благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина

               3) нар. Хорошо, ладно

III. Закрепление изученного материала.

1. Вводная беседа

Посмотрите на предложения и скажите, какие типы предложений  использованы здесь?

Какие предложения называются односоставными?

В чем их отличие от двусоставных? (Работа по таблице)

2. Определите способ выражения сказуемого и вид предложения

Здесь рыбу не ловят.___________________________________  

Спешу к вам на помощь._______________________________

Подмораживает._____________________________________________

На этой реке нет мостов.______________________________________

Пора спать._________________________________________________

На улице ветрено и сыро._____________________________________    

Составьте график дежурства.__________________________________

3.  Объяснительный диктант.

 Определить тип односоставного предложения.

Если вызвался помочь, делай это своевременно. Друг друга поддерживать – победу одерживать. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

4. Расставьте знаки препинания

Хочу быть щепетильным чуть нескладным

И вежливым на старый добрый лад

Но оставаясь чутким деликатным

Иметь на подлость старый добрый взгляд.

-    Расставьте знаки препинания.

Какие свойства человеческой личности привлекают поэта?

Охарактеризуйте простое предложение, которым передана стихотворная строфа.

К какому виду односоставного оно относится и почему?

Чем оно осложнено?

Напишите словарные  статьи к словам щепетильный (мелочный, чопорный, докучливый мелочник, человек, занятый безделушками, мелочами и придающий им важное значение) и деликатный (нежный, тонкий, хрупкий, мягкий вежливый, тонкий в обращении, внимательный к чувствам других).

Самостоятельная работа. «Своим путем».

                

Когда тобою реш…но

Добит(?)ся бл…городной цели,

То остаётся лиш(?) одно:

Осущ…ствить мечту на деле.

        

И вот, покинув отчий дом,

Идёш(?), исполн…нный отваг..,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно идёш(?) своим путём.

        

То круто (в)верх, то резко (в)низ,

Взлетел опять – и (в)новь ра…шибся.

А (с)лев… смех, а справ… свист:

«Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»

А ты всё дальше, (на) пролом,

 И видиш(?) скво…ь туман и слёзы:

Всё шире даль.Всё  ближе звёзды.

- И ты (не)зря идёш(?) своим путём!

 И ты вс…гда иди своим путём.

                                                     Юлий Ким.

Записать первую и последнюю строфы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Выполнить полный синтаксический разбор указанных предложений в составе сложного.

Выписать наречия вместе с главным словом, указывая их смысловые значения.

Анализ текста «Дорога добра» (Сл. Энтин Ю.,  муз. Минков М.) 

Найдите односоставные предложение, выделите в них грамматические основы, обоснуйте вид односоставных предложений.

Найдите двусоставное предложение, укажите тип сказуемого.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

 Не забывай, что это жизнь,

 Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

 Усвой закон негласный,

 Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

 Какой идти дорогой,

 Куда по свету белому

 Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

 Усвой закон негласный,

 Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою добра.

Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке

- Каким человеком нужно быть по жизни?

- Посмотрите на картинку и выразите  свои чувства с помощью односоставных предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 8 класса "Односоставные предложения".

На уроке используются современные теехнологии: дифференцированное обучение и ИКТ-технология....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"

Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 1.

В методическую  разработку включены:Конспект, план урока, интеррактивная презентация, практическая работа №1по теме "Электронные таблицы. Адресация ячеек Урок №1"...

Урок русского языка в 8 классе Тема: "Односоставные предложения.Обобщение"

Урок русского языка по теме "Односоставные предложения. Обощение" позволяет обобщить полученные знания учащихся, оценить свои знания обучающимися, активно использовать односоставные предложе...

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Обобщение"

В разработке показана роль односоставных предложений в текстах разных стилей, материал для обобщения и систематизации знаний об односставных предложениях"....