Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Мишурина Наталья Николаевна

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроке русского языка.

 Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:

 «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

                               1) образовательная:

                                      - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;

                               2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)

( -Постановка и формулирование проблемы;

   - Извлечение необходимой информации;

   - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

   - Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

   - Моделирование;

   - Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

   - Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

                                      -  познавательные логические УУД

 ( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);

   - обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)

                                     -  коммуникативные УУД

( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  - умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

  - владение монологической и диалогической формами речи;

  - работа в группе, в паре со своими сверстниками.

                                   3) воспитательная (личностные УУД):

( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

  - смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

  -  формирование и оценивание уровня сформированности  личностной рефлексии.

                                     

Формы обучения:

- коллективная

- индивидуальная

- групповая

Методы обучения:

- наглядный

- словесный

- практический

- стимулирование и мотивация (игровой момент)

- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,

«почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).

Оформление доски: эпиграф к уроку:

                                                                  Закрепляем, что учили.

                                                                   Вспоминаем, что забыли.

                                                                   Эти корни надо знать

                                                                   Исключительно на «5».

                                              Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)

Проверка готовности класса к уроку

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности.  (сообщение темы, цели и задач урока).

УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).

Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.

А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.

3. Актуализация знаний.

Форма: фронтальный опрос, устная работа.

УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).

- Какие корни с чередованием гласных вам известны?

- Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?

(Их нельзя проверить ударением).

- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной   в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:

«ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,

Сомневаюсь –«О» пишу.                                  ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко

                                                                             Перед «Ж» напишем «О».

«ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,

Сомневаюсь – «А» пишу.

СКОЧ иль СКАК? –запомню так:

Корень с «А» включает КАК.

Вспоминают слова – исключения.

  1. Разминка. (Решение учебной задачи).

УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:

Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.

                  Самостоятельная работа с самопроверкой.

УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).

  В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).

Выводы:

- С какими корнями работали?

- Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?

- От чего зависит выбор гласной буквы?

( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.

В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.

- Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?

- Нет, есть слова – исключения.

- Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)

5. Физминутка.

6. Систематизация знаний.

Игра «Почтальон».

УУД: постановка и формулирование проблемы(П),  структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).

-Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.

(1-ый ящик: гласная зависит от ударения

 2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А

 3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы

 4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.

7. Контроль.

Форма: Работа в парах. Выполнение  и проверка теста.

УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).

8. Итоги урока. Рефлексия.

- О чем сегодня на уроке шла речь?

- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?

Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:

- Вы устали?

- Вам понравился урок?

- Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …

«Самым интересным для меня было…

«Самым сложным для меня было…

- Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4,  а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

1. Подготовиться к контрольному диктанту.

2. Повторить изученный материал.

3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"

Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни".

Урок. Обобщение и систематизация знаний Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.Цели: систематизировать и обобщить знания обучающихся по ...

Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация по теме "Правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова". 5 класс...

Карточки по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».Русский язык.5 класс....