Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podchinitelnye_soyuzy_i_soyuznye_slova.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Н.А. учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 42  г.Комсомольска-на-Амуре

Подчинительные союзы и союзные слова

в сложноподчиненном предложении.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемый результат:

  1. Личностный: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу.
  2. Метапредметный:
  1. умение ставить учебные и познавательные цели и задачи;
  2. умение выделять основную мысль текста;
  3. умение делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
  4. сформированность внутреннего умственного плана действия;
  5. адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;
  6. адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
  1. Предметный:
  1. знание особенностей подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
  2. умение различать подчинительные союзы и союзные слова;
  3. конструирование сложноподчиненных предложений;
  4. уместное использование учащимися сложноподчиненных предложений в  речи.

Цель: Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»  и ценности совместной деятельности; обеспечение  развития  у учащихся умений ставить учебные и познавательные цели и задачи, выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации, отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной  и внутренней речи; содействие развитию умений  критически оценивать самих себя и одноклассников  в учебной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия подчинительного союза и союзного  слова в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Научить учащихся определять цели познавательной деятельности;
  2. Научить выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
  3. Научить отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной  и внутренней речи;
  4. Содействовать развитию умений  критически оценивать самих себя и одноклассников  в учебной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  5. Помочь учащимся осознать особенности подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
  6. Научить различать подчинительные союзы и союзные слова, конструировать сложноподчиненные предложения;
  7. Научить уместному использованию учащимися сложноподчиненных предложений в  речи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Проверка Д\З.

Цель: Выработка  у учащихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Предварительное домашнее задание: упр.93. (Учебник русского языка. 9 класс. Под ред. М.М.Разумовской). Выразительно прочитать текст, озаглавить его. Выписать СПП, обозначить грамматические основы, определить структуру этих предложений, составить вертикальную и горизонтальную схемы.

У детей в нашей стране много любимых героев сказок. Один из самых известных – Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художественным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие дети верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную елку. Откуда же пришел этот симпатичный и добрый герой – Дед Мороз, старик с белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегурочкой?

Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод. Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. а еще раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта – как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать елку стал связывать и образ Деда Мороза.

1.- Определите тему текста домашнего упражнения (история  возникновения Деда Мороза в России). Как вы озаглавили текст?

Слайд 1

- Готовимся к ГИА - А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Дед Мороз любим детворой?»

А) Он ввел обычай наряжать новогоднюю ель.

В) Дед Мороз приносит детям в новогоднюю ночь подарок.

С) Дед Мороз – герой устных рассказов, сказок, художественных фильмов, телевизионных передач.

2. Прочитайте выписанные СПП. Слайд 2 Докажите, что это СПП. (состоит из двух частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство, главной и придаточной. Части связаны при помощи подчинительных союзов или союзных слов) Сравните  составленные дома схемы с образцами (1 ученик работает у доски).

1) А многие ребята верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

2. Работа с текстом.

2) Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

3) Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а с 1 января.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.

Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях - союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить  это задание? (Нет) 

- Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)

- Какова  будет тема урока? Слайд 3 (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).  

- Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)

III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Цель: построение проекта выхода из затруднения,  выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».

Слайд 4

Подчинительный союз

Союзное слово

…..

(относительные местоимения, местоименные наречия)

1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится.

1. Можно поставить вопрос, является членом предложения.

2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом.

2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения.

3. Не может быть выделен логическим ударением

3. Произносится с ударением.

- Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).

- Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным,  с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)

- Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения.  Он  входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи в 1 СПП из домашнего текста.

Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

- Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)

- Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.

- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?

- Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)

- Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16  Который час? Кто первый?

Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)

- Поработаем с предложением 2 из Д/З. Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

- Можно задать вопрос к выделенному слову?

- Можно заменить  словом(-ами) из главной части предложения?

- Произносится с ударением?

- К какому мы пришли выводу?

- Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)

- Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).

- Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)

2. Слайд 17 Устно определите средства связи придаточного предложения с главным.

  1. Новый год – это праздник, который нравится взрослым и детям.
  2. В доме, где стоит наряженная елка, царит радость и веселье.
  3. Все ждут чуда, когда часы бьют двенадцать.
  4. Если очень захотеть, то загаданное в новогоднюю ночь обязательно исполнится.
  5. Как встретишь Новый год, так его и проведешь.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самостоятельное закрепление нового способа действия и исполнительская рефлексия  достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1. Слайд 18 Составьте  4 сложноподчиненных предложений, соотнося главную и придаточную часть, используя предложенные средства связи. Укажите, чем является средство связи - союзом или союзным словом.

Самопроверка по эталону Слайд 19:

1.3.  Если (с.) вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.

2.4.  Дарите  такие подарки, которые(с.сл.) поднимают настроение.

3.1.  Искренне говорите родным о том, как (с.сл.) вы их любите.

4. 2. Когда (с.) сделаешь  чудо своими руками, станешь счастливее.

VI. Включение нового материала в систему знаний.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Слайд 20 - Выполните синтаксический разбор сложноподчиненного предложения: Волшебна новогодняя ночь, ожидание которой озарено надеждой  исполнения мечты. (Повеств., невоскл., гл. часть - №1, придат. - №2, части соединены союзным словом которой).

- Какое пунктуационное правило можно проиллюстировать данным предложением? (Между частями СПП ставится  запятая).

VII. Рефлексия УД на уроке.

 Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?

2. Домашнее задание. п.12, стр. 70-72 упр. 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".

Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....