Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение"  позволяет применить различные методиы на пути  освоения материала. Презентации и раздаточный материал  прилагаютя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie._prostoe_oslozhnyonnoe_pr.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пунктуация простого осложненного предложения

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

                                                                            Грамматика повелевает даже царями

                                                                                                                    Ж.Мольер

  1. Цель урока:
    - систематизировать знания учащихся по теме «Простое осложнённое предложение»;

-повторить правила пунктуации простого осложненного предложения (подготовка к  заданиям ЕГЭ);
- развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся;
- совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентации, раздаточный материал.

 повторение пунктуации простого осложненного предложения.

                                                   Ход урока.

  1. Оргмомент.  Собрать тетради с домашним заданием. Сообщение целей и задач. Раздаточный материал.
  2. Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения.

Давайте вначале побеседуем.

     1.Каким образом с нашей темой связано высказывание  Ж.Мольера?

2.Каковы признаки простого предложения?

3.Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

                                                   

 - Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учеников. Знаки препинания при однородных членах предложения (главных и второстепенных), обособление оборотов (причастных, деепричастных, сравнительных, уточняющих), обособление слов, не являющихся членами предложении (обращений, вводных слов и предложений).

Учитель. Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ учеников. При выборе знака препинания надо видеть и учитывать строение предложения.

III. Орфоэпическая разминка.
Задание: распределить слова на группы, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
БАнты, им.п.мн.ч, вЕрба, дОверху, дОнизу, зАнял, балОванный, прич.,   бралА, взялАсь, вручИт, звонИт, ворвалАсь, диспансЕр, дождалАсь, каталОг, киломЕтр, воспринялА, договорЁнность, кровоточИть.

IV.Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей.

1.Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.

                                                        Слайд №4 (Таблица)

 

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы с помощью примеров. Поставьте, если необходимо, знаки препинания.

1.Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И.Бунин).

2.Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин).

Учитель. Ребята, в части А есть задание №21. прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице: Слайд №5 . Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Задание: спишите предложения. Расставьте запятые, объясните их постановку.(А21)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов).

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А.Пушкин).

Ветер пришел на помощь березе,  и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин).

Учитель открывает схемы. Нарисованные на доске.

Задание:А23

 Перед вами схемы(Слайд№6.) В которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся?

Ответ учащихся: ставим запятые после каждого однородного члена предложения.

Задание: Тесты. А23.  стр,273(3), 283(2), 292((1)

2.Учитель. Следующую остановку сделаем. Ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все –таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд №7

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже. Вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти. Поэтому, словно. Буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили. Запишите эти слова в тетрадь.

Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными.

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

      Задание:

      Ребята, выполним тестовые задания.А22. Стр. 366(2), 376(3),385(2)

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ №21, 22, 23  из части А.  Следующее задание будет по типу В5.( ПРЕЗЕНТАЦИЯ)  И  в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

       РАБОТА В ГРУППАХ.

Тестовые задания по теме «Простое осложнённое предложение»

1. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

       а) Помоги мне, солнце красное.

       б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

       в) Вы в Москве родные мои?

       г) Он был, о море, твой певец.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.

                       А)  1, 2        Б) 2                  В) 1, 3                        Г) 1, 2, 3, 4

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

        А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

        Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.

        В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

        Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

4. В каком предложении выделенные слова не обособляются?

      А) К счастью приходит конец и полярной ночи.

       Б) Это блюдо она приготовила надо сказать неплохо.

       В) Вдруг около меня залаяла собака.

       Г) В прошлом году они похоже и познакомились.

5. В каком предложении НЕТ сравнительного оборота (знаки препинания не расставлены)?

А) Под ним  как океан синеет степь кругом (Крылов).

Б) Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные критики (Белинский).

В)  Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра (Л. Толстой).

Г)  Летом вся семья точно пчелиный рой пребывает в какой-то жизнерадостной суете (Никитин).

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформируйте ответы на следующие вопросы:

Слайд №12

  1. Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть необходимость еще раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание. Упр. 433 . Подготовка к диктанту, повторить синтаксический разбор простого осложнённого предложения.

Нет

                                     Определения характеризуют предмет

с одной стороны

с разных сторон.

Можно ли найти для них объединяющий признак?

Да

Однородные

О,О

Неоднородные

ОО

Перед одиночным союзом И, который соединяет

два однородных члена

две части сложносочиненного предложения

О и О

--------------------, и ------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простое осложнённое предложение. 10 класс.

Данный урок русского языка в 10 классе по теме "Простое осложнённое предложение" является обобщающим. Его целесообразно проводить как урок подготовки к ЕГЭ. В качестве дидактического материала ...

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"...

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"....

Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение". 5 класс

Проверочная работа, позволяющая выявить, насколько дети усвоили синтаксис простого предложения с осложнением однородными членами и обращением....

Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)

Презентация к уроку русского языка в 8 классе....

Контрольная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 11 класс

Проверка знаний по теме "Пунктуация простого осложнённого предложения". Некоторые задания соданы по типу заданий ЕГЭ. Работа рассчитана на 2 урока....