Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме:
    Элективный курс "Практическая стилистика" для 10 класса

          Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание. Исходя из этого элективный курс «Практическая стилистика» является одним из элементов в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

         В плане элективного курса предусмотрена работа с отработанным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений   ( А1-А5, А12-А27), работа с языковыми явлениями, представленными в тексте (А6 -А11, А28-А30), работа над письменным монологическим высказыванием (В1-В8, С1)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    elektivnyy_kurs.docx25.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный курс «Практическая стилистика»

    для учащихся 10-11 классов

    Автор:  Жигалова Любовь Александровна,

                                                               учитель русского языка и литературы

    МБОУ Военно-морского лицея

    .

                                                   

    г Хабаровск

    2012г

    Пояснительная  записка

          Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание. Исходя из этого элективный курс «Практическая стилистика» является одним из элементов в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

         В плане элективного курса предусмотрена работа с отработанным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений   ( А1-А5, А12-А27), работа с языковыми явлениями, представленными в тексте (А6 -А11, А28-А30), работа над письменным монологическим высказыванием (В1-В8, С1)

           

    Уровень стандарта

    Умения, проверяемые на едином государственном экзамене

    среднего (полного) образования по

    русскому языку

    1

    различные виды анализа

    1.1

    Проводить различные виды анализа

    Базовый

    языковых единиц, языковых явлений и

    фактов

    1.2

    Осуществлять речевой самоконтроль;

    Базовый

    оценивать письменные высказывания с

    Профильный

    точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставлен-

    ных коммуникативных задач

    1.3

    Разграничивать варианты норм, предна-

    Профильный

    меренные

    и

    непреднамеренные

    нарушения

    языковых норм

    1.4

    Проводить

    лингвистический

    анализ

    Базовый

    научных,

    деловых, пубпублицистических, разговор и художественных текстов

    1.5

    Объяснять взаимосвязь фактов языка и

    Профильный

    истории, языка и культуры русского и

    других народов

    2

    чтение

    2.1

    Осмысленное чтение текста

    Базовый

    2.2

    Извлекать необходимую информацию из

    Базовый

    различных источников: учебно-научных

    Профильный

    текстов, справочной литературы, средств массовой информации

    2.3

    Владеть основными приёмами информа-

    Базовый

    ционной переработки письменного

    Профильный

    текста

    Доминирующей идеей элективного курса является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Особое внимание в старшей школе уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыков различных видов чтения учебно-

    научных текстов; навыков создания собственных текстов, умение рассуждать и доказывать и т.п. Особое внимание уделяется созданию учащимися творческих работ (С1)

    3

    письмо

    3.1

    Создавать письменные высказывания

    Базовый

    различных типов и жанров в социально-

    культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст

    3.2

    Применять в практике речевого общения

    Базовый

    основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного

    русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике

    синонимические ресурсы русского языка

    3.3

    Применять в практике письма орфо-

    Базовый

    графические и пунктуационные нормы

    современного русского литературного

    языка

    3.4

    Соблюдать нормы речевого поведения в

    Базовый

    различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении

    Профильный

    дискуссионных проблем

    Таким образом, элективный курс «Практическая стилистика» имеет продолжение уроков русского языка по программе и учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина,  также  используется учебное пособие Розенталя Е.А., которое позволяет расширить границы о стилистике текста и средств выразительности языка. Практические занятия позволяют проявить обучающимся свои творческие способности.

    Элективный курс рассчитан для учащихся 10 и 11 классов по 34 час в год (1 раз в неделю)

                                                             

             Тематическое планирование  элективного курса «Практическая стилистика»

                                                                        10 класс

    Тема  

    Элементы содержания

    Проверяемые  умения

    1

    Введение. Язык художественного произведения

    А28- текст как речевое произведение.

    Умение слушать, осмысленное чтение текста

    2

    Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

    А28- смысловая и композиционная целостность текста.

    Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом.

    3.

    Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

    А28- смысловая и композиционная целостность текста.

    Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом.

    4

    Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение

    А29- функционально-смысловые типы речи

    Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте.

    5

    Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение

    А29- функционально-смысловые типы речи

    Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте.

    6

    Лексика:общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные слова, устаревшие и архаизмы.

    А2- деление лексики рус языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

    Слова – паронимы, умение различать их и правильно употреблять в речи. Навык нахождения неверного ответа (в тестах)

    7

    Форма слова

    А3- нормы морфологических связей слов

    Умение найти ошибку в нарушении формы слова

    8

    Грамматическое строение предложения

    А4-грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом

    Навык построения предложения с деепричастным оборотом

    9

    Синтаксическая норма построения предложения

    А5- главные и второстепен члены, сочинит и подчинит связи.

    Умение найти ошибку в построении предложения с нарушением синтаксич нормы

    10

    Синонимия  сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом

    А6- синонимия  сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом

    Умение превращать СПП с определит придаточным  в простое с причастным оборотом

    11

    Текст. Связи слов и абзацев в тексте. Союзы и местоимения как виды связи

    А-7,8 -союзы и местоимения как виды связи в тексте 

    Умение находить смысловое начало текста, пропущенные слова( союзы. Местоимения)

    12

    Стили речи: научный и официально -деловой

    А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

    Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

    13

    Стили речи: публицистический

    А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

    Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

    14

    Стили речи: художественный

    А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

    Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

    15

    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

    А28, С1 – композиция текста, смысловое значение

    Соответствует или нет утверждение содержанию?

    16

    Стили речи и лексическое значение слова

    А12- значение слова: прямое и переносное

    Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

    17

    Стили речи и лексическое значение слова

    А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд

    Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

    18

    Стили речи и лексическое значение слова

    А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд

    Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

    19

    Стили речи и лексическое значение слова

    С1 – сочинение публицистического стиля

    Составить собственный текст публицистического стиля на проблемный вопрос, используя  синонимы, антонимы, фразеологизмы , крылатые слова и тд.

    20

    Стили речи и лексическое значение слова

    С1- сочинение

    Работа над ошибками

    21

    Записная книжка как форма литературных заготовок: путевые заметки, портрет, пейзаж, автобиография

    С1- элементы художественного текста

    Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

    22

    Публицистические жанры: интервью, репортаж, очерк

    С1- элементы публицистического текста 

    Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

    23

    Публицистические жанры: рассуждение проблемного характера.

    С1- элементы публицистического текста

    Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

    24

    Публицистические жанры: дискуссия, аргументация и вывод

    С1- элементы публицистического текста

    Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

    25

    Сравнительная характеристика

    С1 -элементы публицистического текста

    Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

    26

    Сочинение- рассуждение – ответ на проблемный вопрос по данному тексту

    С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов

    Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы.

    Работа над ошибками сочинения

    С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов

    Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы.

    27

    Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    28

    Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    29

    Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота.

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    30

    Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота.

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    31

    Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: анафора, эпифора,антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение.

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    32

    Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: градация, параллелизм, эллипсис, многосоюзие и бессоюзие.

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    33

    Практическая работа: лингвостилистический анализ художественного текста.

    В8 – анализ средств выразительности

    Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

    34

    Подведение итогов за год.

    работа над ошибками