Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме:
    Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

    Карталыкова Алла Владимировна

    Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sochinenie-rassuzhdenie.docx17.7 КБ

    Предварительный просмотр:

             Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

             Сочинение-рассуждение – одна из частей итоговой работы по русскому языку в 9 классе. И работа над этим видом письменной работы начинается задолго до экзамена. Учащиеся пишут разные сочинения – описания предмета, описание действий, описание  природы, описание интерьера и т. д.  

            В 5 классе начинается работа над сочинением-рассуждением. Так , например, §75. Рассуждение.  Стр.159. Ребята читают текст, а затем выясняют, что в нём утверждается.

     – В какой части текста выражена основная мысль текста (тезис)?

     – Как автор убеждает читателя в своём мнении?

    – О чём сообщается в выводе?

    – Что же называется сочинением-рассуждением?

    Сочинение-рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. В конце обычно делается вывод.

    В § есть несколько упражнений на отработку навыка нахождения тезиса, аргументов.

    На данном этапе ребята работают с готовым текстом.

           §90. Доказательства в рассуждении. Работа с готовым текстом. Тренируется умение находить доказательства в тексте. Затем даётся задание написать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:

        «Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»

        «Кем я хотел бы стать и почему?»

       «Почему нужно беречь книгу?»

              Даны рекомендации, как работать над сочинением. Умение писать сочинения разного типа оттачивается и в 6 классе. Это сочинения-описания, сочинения по картине.

               В 7 классе – на примере устаревших слов и неологизмов нужно доказать, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам К.И. Чуковского, «живой, как жизнь».

                 В упражнение 71 учащимся предлагается порассуждать о том, что должны и могут школьники, чтобы сохранить родной край. В упражнениях 216-217 предлагается написать рассуждение на тему «Прозвища».

                Упражнение 343 – «Книга – наш друг и советчик». Нужно подобрать доказательства из текста упражнений 342-343 и т.д.

                    К 9 классу учащиеся приходят с определённым багажом знаний и умений, которые нужно отточить.

                   Подготовка к сочинению  С.2.2 начинается уже на этапе выполнения тестовой части работы (задания типа А), которая выявляет уровень умения вычленять основную проблему исходного текста, обосновывать позицию автора .

                 Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему.

                 Для того, чтобы успешно справиться с работой, нужно :

        – вдумчиво прочитать текст;

       – назвать проблему;

       – выявить позицию автора;

       – высказать свой взгляд на проблему;

      – подобрать аргументы;

      – написать сочинение-рассуждение.

        Хороший материал для отработки данных умений содержится в брошюре «Русский язык» №35. Е.Н. Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части В и С. На материале рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».

    Москва. Чистые пруды. 2010 год.

      Например:

                                                  Отраженье в воде.

    1. В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких : даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья не верны, неотчётливы, непонятны.
    2. Лишь иногда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева,  каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
    3. Так и ты, так и я. 4) если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину,  – не потомули, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..

    Задания к тексту.

    1. Определите основную проблему текста.
    2. Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
    3. Определите тип речи и стиль текста.
    4. Найдите в тексте существительные, образованные бессуффиксным способом.
    5. Укажите, каким способом образовано слово поверхность .
    6. Из предложений 3-5 выпишите глаголы с чередующимися согласными в корне слова.
    7. Из предложения 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
    8. Выпишите из текста контекстные синонимы и укажите, какими частями речи и какими членами предложения они являются?  
    9. Найдите в тексте глаголы-исключения.
    10. Выпишите из текста все сочинительные союзы.
    11. Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд.
    12. Выпишите из текста все частицы.
    13. Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья
    14. Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.
    15. Найдите сложно предложение, в состав которого входит определённо-личное. Напишите номер этого предложения.  

      Так же в своей работе я активно использую брошюру А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

                        Учащимся следует напомнить структуру сочинения-рассуждения ;

    «тезис» - «аргументы» - «вывод». Нужно помнить, что сочинение должно состоять из

    3-4 абзацев.

                    При написании сочинения можно использовать клише :

        –проблема в тексте исследуется, анализируется, поднимается;

       – в тексте анализируется проблема нравственного выбора, экологии, добра и зла

           и т.д.            

                  В течение года следует проработать как можно больше  вариантов сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.

                       Успеха вам на экзамене!

                                             Литература.

    1. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012. Москва «Интеллект-Центр» 2012.
    2. Е.И. Зиновьева «Тренировочные тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»
    3. А.Г. Нарушевич  «Тематические тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»

     

     

       

           

       


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

     Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста...

    Рабочая программа по физике 9 класс

      Данная программа адресована учащимся 9 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

    Рабочая программа по физике 8 класс

             Данная программа адресована учащимся 8 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая програм...

    Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)

    Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

    Комплексное повторение

     Цели  урока:-  закрепление правописания  -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;- раз...

    Презентация к уроку в 10 классе "Гражданская война в лицах"

    Изучение Гражданской войны через жизнь и деятельность выдающихся полководцев белого и крассного движения....

    Презентация к уроку в 5 классе по теме "Война 1812года"

     План урока по теме "Война 1812 года" . Изучение нового материала по следующим вопросам: 1.Нашествие Наполеона на ...

    Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

    Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можн...

    интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

    В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

    Сценарий "Зимняя сказка"

    Сценарий новогоднего праздника для младших школьников...