Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров
статья по русскому языку по теме

Сегеда Галина Николаевна

 

 

 

 "Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой.  Так что вопрос: «Легко ли писать  сочинение?» - после внимательного прочтения  этих слов  можно  не задавать. Если уж  классик   считал, что «писать всегда трудно», что же тогда говорить о простых смертных?! Да, творческий процесс  всегда непредсказуем и очень индивидуален. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_segeda_g.n.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский краевой педагогический фестиваль «Талант - 2007»    (г. Невинномысск). Выступление  в секции «Панорама педагогического опыта»

                                                           Сегеда Галина Николаевна,  учитель МОУ СОШ № 7

                                                            г. Минеральные  Воды Ставропольского края

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения  сочинениям разных жанров

Не бывает никогда ни у кого, чтобы было

легко  писать, чтобы «лилось из-под пера».

Писать всегда трудно, и чем труднее, тем

лучше выходит.

Л.Н.Толстой

Итак, вопрос: «Легко ли писать  сочинение?» - после внимательного прочтения эпиграфа можно  не задавать. Если уж великий  Л.Н.Толстой считал, что «писать всегда трудно», что же тогда говорить о простых смертных?! Да, творческий процесс  всегда непредсказуем и очень индивидуален. Перечитывая пушкинские строчки о вдохновении, невольно поддаёшься магии его стиха, обаянию его личности, продолжающей жить в этих лёгких и одновременно гениальных образах:

…И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы  давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Интересно, что А.С.Пушкин великолепно описывает процесс творчества, но не объясняет! А не объясняет потому, что это и невозможно. Далеко не каждому знакомо состояние счастья, когда «мысли в голове волнуются в отваге» и пальцы  едва успевают записывать то, что совершенно непостижимым образом рождается в душе…

Гораздо чаще мы сталкиваемся в жизни с тем, что очень многие – и дети, и взрослые - не могут выразить словами  охватившие  их  чувства и не дающие покоя мысли. И, поверьте, это мучительное состояние! Поэтому задача  школьного учителя заключается, я думаю, в следующем: научить своих учеников  говорить  о том, что их волнует, создавая работы в рамках  определённого жанра, помочь  выработать свой стиль и умение излагать мысли просто, интересно, логично, доказательно и образно. А если речь идёт о сочинениях на литературную тему, необходимо убедить отказаться от всякого рода  шпаргалок (их так много сейчас издаётся, что детей грех винить в том, что они часто идут по пути наименьшего сопротивления - уж очень велик соблазн!). Пусть попытаются осмыслить прочитанное, опираясь  на знание творчества писателя, его личности, особенностей эпохи  создания  того или иного произведения…

И, конечно же, в этой сложной работе должна быть система. Несомненно, большую помощь оказывают учителю ставшие уже классическими  труды  Т.А. Ладыженской, Л.С. Айзермана, Г.А. Обернихиной, а также  опыт коллег, широко представленный  в предметных журналах и  отдельных изданиях. Например, на протяжении многих лет обращаюсь к тоненькой брошюре «Учим писать сочинение» (Из опыта работы учителей русского языка и литературы школ  Северо-Кавказской  железной дороги), 1996 г., где дана замечательная  система обучения сочинениям  на уроках развития речи в 5-6 классах. Привлекло внимание учебное пособие Е.А. Зининой для 10-11 классов «Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста», ориентированное на профильное обучение в гуманитарных классах.

1

Об изобретении и внедрении новых технологий говорить не буду, потому что, хотя и стараюсь идти в ногу со временем, предпочитаю опираться  на традиционные  - проверенные - методы. Думаю, в огромной армии педагогов-новаторов можно (на всякий случай!) оставить несколько консерваторов: вдруг пригодятся  для сохранения чего-то привычного и полезного, что в спешке и по неосторожности можно выкинуть из сегодняшней практики, а потом окажется, как это часто бывает, что старое-то было лучше нового! Д.С. Лихачёв, чей авторитет несомненен, утверждает: «Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребёнок – по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует»…

Итак, как мы работаем над сочинением?

I. Чему и как учить в работе над сочинением. Сочинения, их виды и значение.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм  деятельности ученика.

Известный дореволюционный методист  А.Д. Алферов писал, что сочинения – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, - то же, что одни гаммы да экзерсисы  для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных».

Можно говорить о двух основных разновидностях сочинений, практикуемых в школе: это сочинения, а) связанные с изучением литературы (или сочинения на литературные темы) и б) не связанные с ней (или  сочинения на нелитературные темы).

Кстати, в дореволюционной гимназии принято было говорить о «сочинениях на отвлечённые темы», например: «Страдания возвышают нашу душу», «Какую пользу приносят обществу умные люди и какую добрые», «Молодость – лучшая пора жизни» и так далее. Сегодня мы называем подобные творческие работы в публицистическом стиле «сочинениями на свободную тему», хотя и этот термин недостаточно точен. Дети учатся размышлять о милосердии, любви, дружбе, справедливости, доблести, чести… Они  учатся жить…

II.        Как сделать так, чтобы школьное сочинение развивало творческие способности и вызывало интерес, а не являлось тяжкой повинностью?

     

1.Сочинения на свободную тему.

«Нелитературным»  сочинениям  в 5-9 классах отводится  важная роль. Следует отметить, что и дети отдают им предпочтение. Интересно, что результаты анкет, с помощью которых выяснялось, как ученики относятся к отдельным видам  сочинений, какие из них предпочитают, оказались сходными и в 1915, и в 2007 годах: большинство учащихся  (80-98 %) высказалось за темы, не связанные с изучением литературы.

2

Это вполне объяснимо. Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря этим сочинениям преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчёт в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом». М.А. Рыбникова подчёркивала значение сочинений, основанных на жизненном опыте, для литературного образования человека: «Только те учащиеся, которые прошли через опыт хотя бы простейших сочинений этого типа, только они становятся образованными читателями наших классиков, нашей современной литературы. Это азбучная истина».

Поскольку материалом  для таких сочинений служит сама действительность, такие темы оставляют автору большую свободу для выражения своего отношения к миру и жизни, а также не стесняют его в подборе конкретного материала  для иллюстрации своих мыслей и чувств. И в этом их, с одной стороны, преимущество, а с другой – сложность по сравнению с темами литературного порядка.

Работа над сочинением предоставляет учителю больше возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Главное условие удачной работы – вызвать у детей интерес к предложенной теме (она должна для ребёнка стать «своей», а не навязанной со стороны учителя), желание написать сочинение самостоятельно, без помощи взрослых. Учителю остаётся дать лишь несколько «ключиков»-подсказок, которые помогут справиться с заданием.

Чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы и основную мысль высказывания, поэтому обращаемся к словам  М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Так мы подводим учащихся к таким  понятиям, как тема сочинения, идея, форма (тип текста, жанр, художественные средства).

2. Какими основными умениями должен владеть ученик?

- Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы. Например, если тема сочинения - «Как я помогаю маме», то нужно писать о том, что делаешь обычно в помощь маме, а если тема - «Как я однажды помогал маме», то нужно рассказать об одном каком-нибудь случае (возможно, смешном), связанном с этой помощью.

-Умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры.

-Умение собирать материал для сочинения. Например, для того чтобы написать сочинение «Как работает продавец» или «Как строится дом», необходимо собрать материал на основе наблюдений.

- Умение систематизировать материал помогает отобрать и сгруппировать лишь необходимые факты, а также определить последовательность их изложения. Если не научить ученика этому умению, он «утонет» в собранном материале, сочинение получится непоследовательным. Надо уметь отказываться от лишнего!

- Умение строить сочинение в определённой композиционной форме. Необходимо дать понятие о разных типах текста: повествование («Как я провёл летние каникулы», «Когда моя мама была маленькая»), описание («Снег идёт…», «Музыка осени», «Мой друг»), рассуждение («Я и взрослые», «Легко ли быть молодым?»). Однако сочинение может представлять собой  и различные сочетания этих форм: описание с элементами рассуждения («Мой характер», «Моя мама»); повествование с элементами  рассуждения («Этот волшебный мир снов!»); описание с элементами повествования («Моя родословная») и так далее.

3

-Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли. Правильно - значит в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» (по выражению В.Г. Белинского), т.е. точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

-Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное. В связи с этим необходимо прививать культуру работы с черновиком: желательно писать на одной стороне листа, оставляя большие поля  и пробелы между строчками, чтобы была возможность внести необходимые исправления и добавления.

И, наконец, хочу сказать о том, с чего следовало бы начать: о композиции сочинения, работе над планом и подборе эпиграфа.

Композиционно сочинение обычно имеет три части: вступление, основную часть и заключение. По объёму вступление и заключение, вместе взятые, должны составлять одну треть сочинения. Две третьих объёма приходится на основную часть. Разумеется, данная рекомендация не может в равной мере относиться ко всем типам сочинений. Необходимо учитывать особенности жанра (иногда вступление может вовсе отсутствовать).

Наличие плана необязательно, но желательно, так как  поможет выстроить работу логично, не забыть о главном и не уйти от темы. Недаром Н.Г. Чернышевский  утверждал: «Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя речь». Например, в 5 классе  к сочинению-перевоплощению «Исповедь», вызывающему у детей большой интерес, составляем примерный план:

I. Кто я такой? (Животное, неодушевлённый предмет). Где я живу?

II. Какой я?

  1. Как я ощущаю жизнь?
  2. Одинок ли я?
  3. Как я отношусь к людям?
  4. Какими я вижу людей?

III. Счастлив ли я?

А  сочинение-рассуждение «Думы мои, думы…» (в форме странички из дневника) строится по следующему плану:

I. Зачем  люди  ведут дневники?  

II. Думы мои, думы…

  1. Зачем человек должен думать над своими поступками?
  2. Часто ли ты задумываешься о том, что и почему с тобой происходит?
  3. Хочешь ли ты, чтобы окружающие тебя уважали? Что ты сделал для этого?

III. Хочешь ли ты что-нибудь изменить в своём характере?

Учащихся 5-7 классов наличие плана не сковывает, и они с удовольствием фантазируют или повествуют о чём-то, придерживаясь намеченной «дорожки».  

        Интересной и в то же время  достаточно сложной работой является придумывание  оригинального и точного названия сочинения, а также подбор эпиграфа. Удачно подобранный эпиграф показывает, насколько глубоко ученик понимает тему, поиски нужного высказывания дают возможность совершить увлекательное путешествие по сборникам  афоризмов и мудрых мыслей. А ведь «следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная», как утверждал  А.С. Пушкин.

3.Как  писать сочинение-очерк?  

Жанры школьных сочинений весьма разнообразны: это может быть описание местности («Улица моего детства», «Мой край родной») или путевые заметки («По литературным местам  Кавказских Минеральных Вод», «Приглашение к путешествию»), портретный очерк («Человек интересной судьбы») или очерк проблемного характера («Почему нужно любить и охранять природу»), интервью или репортаж,  страничка из дневника или письмо, юмористический рассказ или фельетон… Учащиеся достаточно чутко улавливают особенности разных жанров, и, если  учитель умело организует и направляет их работу, получаются интересные «пробы пера».

         Остановимся на одном из самых  любимых школьниками жанров – очерке. После изучения в 9 классе  произведений И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, посвящённых молодым людям 15-16-летнего возраста, учащимся предлагается сравнить жизненный опыт героев со своим. А это сравнение может воплотиться  в сочинение-очерк о себе или своём современнике.

          Очерк – жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

 

           Вопросы учащимся.

           - Почему сочинение на указанную тему  целесообразно писать в жанре очерка?  

           - Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

           

           Продолжение лекции. Очерк похож на рассказ, потому что можно использовать разные формы изложения(описание, повествование, рассуждение, диалог).

           Очерк ярко выявляет личность автора.

           Существуют такие разновидности очерка:

- путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями);

- проблемный очерк (если автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах);

-портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, с другой стороны, выражает авторское  отношение к самому герою очерка).

 

            Вопросы учащимся.

            - Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

            - Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

     Ещё раз напоминаем учащимся, как надо конструировать публицистическую речь.

          Публицистический стиль допускает:

          а) публицистическую лексику (идеалы добра, переломные годы, свобода и независимость);

          б) повторы (давным-давно, молодо и свежо);

          в) антитезы (сила – слабость, вера - безверие);

           г) риторические вопросы (Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?);

           д) побудительные и восклицательные предложения (Представьте себе… Вспомните…);

           е) сопоставительные и противопоставительные конструкции (Как молодые, так и взрослые люди…).

          Обсуждение ключевых вопросов к теме сочинения.

          Интересно сначала предоставить слово учащимся – настроить их на размышление о современнике.

          - Что характерно для жизни современного молодого человека?  

5

          - Какие проблемы свойственны  поколению нынешней молодёжи? Как они решаются?

          - Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

          - Справедливы ли упрёки взрослых в том, что «молодёжь не та пошла»?

          - Проще или сложнее, по сравнению с прошлым веком, стала жизнь твоего сверстника?

          - Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди  XIX века?

          Тема считается свободной, потому что ученик сам выбирает, о ком ему писать и какую форму повествования выбрать.

 

          4. Об участии в творческих конкурсах.

             

          Участие  в конкурсах  разного уровня, несомненно,  способствует  активизации творческой, интеллектуальной  деятельности  учащихся, помогает выявить детей, увлечённых литературным творчеством, журналистикой. Для учителя подготовка учеников к любому конкурсу – от школьного до всероссийского – является дополнительной нагрузкой, но все трудности забываются, когда видишь радость в глазах детей, поверивших в свои силы и добившихся определённых  успехов, наблюдаешь  за их творческим ростом. Эта работа, я уверена, способствует и творческому росту самого учителя.

          Работая со Старуновой Галиной над  документальным рассказом «Без героики и патетических мест…», серьёзно изучили  дневник военных лет, сопоставили его с другими документами той эпохи, перечитали поэзию Великой Отечественной войны. Десятиклассница выступила с рассказом о своем исследовании в школе, а также на конференции в городской  библиотеке. Её работа заняла  1-е место на городском конкурсе «А память нам покоя не даёт» и была отмечена грамотой  на V краевом открытом конкурсе «Вдохновение» (2005г.).

          Дети очень любят путешествовать, узнавать новое. Стараюсь, чтобы они научились отражать свои впечатления в путевых очерках. Одна из таких работ – очерк Свенского Никиты «На месте не сидится!»- отмечена на  VII открытом творческом   конкурсе  «Вдохновение»(2007г.) в номинации «Журналистская находка». Заслуживает внимания и его очерк «Корабль нашей веры, или Из истории Покровского храма в г. Минеральные Воды», работая над которым  ученик посетил собор, изучил его историю, беседовал со священнослужителями.

        Часто предлагаю детям написать сочинение на ту или иную тему в форме странички из дневника. Такие работы всегда отличаются  искренностью, раскрепощённостью, эмоциональностью. В краевом конкурсе детского и юношеского творчества «Дети и книги» («Адрес детства – Россия») дипломом  I степени в номинации «Проба пера» награждена  Кирий Анастасия за работу «Несколько страничек из дневника юной провинциалки».  

          Большое внимание уделяю сочинениям и изложениям в форме письма, поэтому интерес вызвал ежегодно проводимый в крае конкурс «Лучший урок письма». Мне близка его цель – возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка. Работа над циклом «Письма старшему брату» по-настоящему увлекла ученика  6 класса Азизова Святослава. Его сочинение в краевом этапе IV Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»   отмечено дипломом  I степени в номинации  «Работы школьников», о чём он с гордостью сообщил во Владивосток своему старшему брату, которому и были адресованы письма.

          Готовя конкурсные работы,  учитываем следующие критерии:

        - общая грамотность, наблюдательность;

        - оригинальность замысла, игра воображения;

        - образность (характер детализации, степень узнаваемости, передача световых и звуковых эффектов в тексте);

        - изящество формы, стилистическая грамотность;

        - оригинальность конфликта и сюжета;

        - актуальность поднятой проблемы;

        - оригинальность концепции и изложения;

        - глубина  осмысления темы и информативность;

        - адекватность содержания поставленной проблеме.

         

5.Сочинения на литературную тему.

       Многолетний опыт работы показывает, что в сочинениях на  литературную тему  учащиеся  из года в год допускают одни и те же типичные недочёты:

        - простой пересказ содержания произведения или статьи школьного учебника;

        - неправильное (или поверхностное) раскрытие темы;

        - недостаточное владение фактическим материалом, неумение анализировать произведение;

        - бедность словарного запаса, штампы, обилие стилистических ошибок.

        В чём же причина? Видимо, в том, что мы подчас забываем  о необходимости непрерывного процесса  руководства работы над сочинением. Это  выполнение  основных и вспомогательных письменных работ на разных этапах  изучения программных произведений(в системе);  анализ формулировки темы в целом, в единстве всех её частей; разъяснение употребляемых терминов; совершенствование написанного. «Систему, - утверждает М.А. Рыбникова, - создаёт понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их  в порядке нарастающей трудности; систему выдержит тот учитель, который будет понимать специфику каждого типа сочинений...»

         Следует отметить, что в методической литературе нет единого и конкретного определения жанров сочинения. Бесспорно одно: сочинение – это итоговый вид работы, литературное творчество ребёнка, результат всего того, чего школьник, изучая литературу, достиг. Оно свидетельствует о знании текста художественного произведения, умении его анализировать, зрелости  суждений, широте кругозора, умении облекать мысли и чувства в словесную форму и выразить себя как личность.

          Предусмотренные программой 10-11 классов темы письменных работ различны по своему характеру, но одинаковы по степени трудности.

           Условно выделим среди них темы, которые:

          а) предполагают анализ творчества писателя или поэта с определённой целевой установкой: Н.А.Некрасов – поэт крестьянской демократии; Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней (по рассказам А.П. Чехова);

          б) предполагают анализ произведения в целом: «Горе от ума» - социально-политическая комедия; В чём смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»? 

          в) посвящаются литературному герою: Базаров – нигилист, Является ли Печорин героем своего времени? 

           

          г) требуют  сопоставления на основе общих критериев оценки фактов, событий , явлений: Тип русского человека в русской литературе  XIX века (по романам «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова);

          д) предполагают характеристику группы персонажей, социальных явлений, нравственных качеств: «Горе от ума» - социально-политическая комедия; 

          е) требуют раскрытия социальной и идейно-нравственной проблематики: Герой и эпоха в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;

          ж) предполагают анализ  художественной формы произведения: Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

           Вместе с учащимися составляем памятку

Как писать сочинение

1. Выбор темы. 

          Насколько подходит вам та или иная тема, можно оценить по таким критериям:

          - вполне ли вам понятна формулировка и вытекающая из неё ваша задача;

          - достаточно ли хорошо знаете вы текст (и не «вообще», а применительно к данной теме);

          - интересна ли вам тема (лишь эмоциональный интерес к теме позволит  написать яркую и оригинальную работу, проявить свой личностный потенциал).

2. Осмысление темы. 

            Внимательно вчитайтесь в формулировку темы и постарайтесь понять, что именно требуется от вас в данном случае. Не пишите « вообще» о произведении, раскрывайте именно ту проблему, которая задана формулировкой.

            Найдите в теме «ключевое» слово или слова и раскрывайте связанные с ними проблемы и понятия. Определите для себя, в чём «изюминка» данной темы, чем она отличается от других, близких по формулировке.

3. План сочинения. 

          План сочинения необходим,  это  «каркас» сочинения. Не обязательно писать «формальный» план из традиционных пунктов, план – ваш рабочий инструмент, он поможет избежать отклонения от темы, повторов и нарушения логики.

4. Подбор текстового материала.

          К каждому пункту плана подберите необходимые примеры и зафиксируйте их в плане, чтобы не забыть.

5. Написание черновика.

         При работе с черновиком  сверяйтесь с планом. Закончив писать, прочтите черновик целиком, внесите необходимые изменения.

6. Переписывание на чистовик.

Это не механическая, а осмысленная работа. Не пытайтесь принципиально изменить текст, если и вносите исправления, то частные. Обращайте внимание на орфографию и пунктуацию.

7. Проверка.          

Обязательно проверьте чистовик, и лучше не один раз!

           Подобная кропотливая работа позволяет добиться  неплохих результатов.

III.Как обобщить и систематизировать накопленный опыт?

        На протяжении многих лет стараюсь собирать лучшие творческие работы учащихся. Подобная практика позволяет наблюдать за их творческим ростом, видеть перспективы дальнейшего развития.

            Работая около тридцати лет в одной школе, с интересом  слежу за тем, как с каждым годом повышается профессиональное мастерство моих коллег, да и в  собственной  работе есть интересные открытия. Так возникла идея обобщить многолетний опыт  учителей-словесников МОУ СОШ №7. В сентябре 2006г. на заседании МО был принят проект «Теория и практика анализа художественного текста» (Методические находки. Творческие работы учащихся.), призванный систематизировать методические разработки уроков по данной теме, а также лучшие творческие работы старшеклассников по  анализу эпических, лирических и драматических произведений.

           Можно уже говорить об определённых результатах: проведены и обсуждены на заседании МО уроки в профильном гуманитарном классе, заслушаны выступления педагогов по теоретическим вопросам проекта , сочинения наших учащихся напечатаны  в сборнике лучших работ, изданном по материалам  региональной межшкольной конференции «Первые шаги в науку» (Кисловодск, КИЭП, 2007), есть победители городских и краевых творческих конкурсов. Как учитель и руководитель предметного  методического объединения,  свою задачу вижу в продолжении этой работы.

Литература

1.Айзерман Л.С.Сочинения о сочинениях. Журнал «Русский язык в школе» №2-5,1996.

2. Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. М: Дрофа, 2006.

3. Курдюмова Т.Ф. Право выбора как гарантия творческих решений. Журнал «Литература в школе»№12, 2004.

4. Миртов А.В. Сочинение в школе. Журнал «Литература в школе»№6, 1996.

5. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. М., АРКТИ, 1998.

6. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., Просвещение, 1977.

7. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. Под ред. Т.А. Ладыженской. М., Просвещение, 1973.

9

4

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...