Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме:
    Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

    Живцова Наталья Николаевна

    Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    elektiv.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

           «Согласовано»                  «Утверждаю»

          Директор МКОУ                Директор МКОУ

     Информационно – методический центр»             «Бережковская ООШ»

     __________                        _________        

     «    » сентября 201…                                                                    №___ от «    » сентября 201..

       

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     элективного курса по русскому языку

    «Практическая стилистика в курсе русского языка»

     9 класс

     2012 – 2013 уч. г.

                               

     

                                            Составила  Живцова Н.Н. -

                                                                               учитель I категории.

                                                                          «Принято»

                                                                      на заседании ШМО

                                                                      МКОУ «Бережковская ООШ»

                                                                      Протокол от ______ №__

            2012

        Программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по предпрофильной подготовке курсов по выбору учащихся 9 классов и учебным программам по русскому языку.

    Программа по русскому языку: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010

    Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-10 классы.

    Профильное обучение. – М.: Айрис Пресс, 2007

    Объём различных форм работы:

    Всего аудиторных занятий – 34 часа, в т.ч. лекций – 12 часов, бесед – 8 часов, практических занятий – 10 часов, контрольных  - 4 часа.

                                   

                                   

                                  Пояснительная записка.

      Курс по выбору направлен на выработку у учащихся навыков выражать оттенки мысли, раскрывать самые глубокие чувства посредством языка. Этот спецкурс обобщённо знакомит учащихся 9 классов с функциональными языковыми стилями (разговорным, научным, публицистическим, официально-деловым, стилем художественной литературы), их историей, учит правильно выбирать языковые средства для полноценной и эффективной передачи определённой информации, следовательно, имеет прикладной характер. Нормативный характер прикладной стилистики сближает её с разделом филологической науки «Культура речи».

      Данный курс рассчитан на 34 занятия, которые проводятся в первом и втором полугодии учебного года в 9 классе, это поможет учащимся подготовиться к итоговой аттестации, при анализе литературных произведений, определит базу для ответов на уроках, в подготовке сообщений на заданную тему.

    Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает формирование умения оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами современного русского литературного языка;
    2. Научить анализировать речевые образцы;
    3. Научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно – речевых условиях.

                                     

                                               

     

     

      Содержание курса.

    1. Текст. Понятие о тексте, тема текста, основная мысль и средства связи предложений в тексте. Отличие цепной и параллельной связи предложений в тексте.
    2. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Основные признаки, отличающие тексты по типам речи. Тексты комбинированного типа.
    3. Стили речи. Общие сведения о языковых стилях речи, их отличительных особенностях и функциях. Отличие разговорного стиля речи от книжных (художественного, научного, публицистического, официально-делового). Языковые средства, специфические для каждого стиля речи; общеязыковые и межстилевые средства. Характерные черты современного русского языка.
    4. Комплексный анализ текста. Основные составляющие комплексного анализа текста, их использование на уроках.

       Содержание программы:

    1.Введение – 1ч.

       Введение.

    2.Понятие о тексте – 2ч.

       Понятие о тексте. Цельность и связность речи.

    3.Способы выражения темы – 1ч.

       Способы выражения темы.

    4.Заглавие – 2ч.

       Тема и заглавие. Анализ лирического текста.

    5.Начало и конец текста (рамка текста) – 4ч.

        Рамка текста. Практическое занятие.

    6.Ключевые слова – 2ч.

        Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.

    7.Синтаксис текста – 3ч.

        Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.

    8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.

        Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

        Практическое занятие.

    9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.

        Лексические средства связи.

        Грамматические средства связи.

    10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч.

        Местоимения и союзы в связующей функции.

    11.Понятие о типах речи – 4ч.

        Повествование. Языковые средства выражения повествования.

        Описание. Языковые средства выражения описания.

        Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

        Практическое занятие.

    12.Тексты разных стилей – 4ч.

        Языковое наполнение публицистического стиля.

        Языковое наполнение научного стиля.

        Языковое наполнение официально – делового стиля.

        Языковое наполнение художественного стиля.

    13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч.

        Стилистические фигуры в тексте.

        Художественные приемы в тексте.

        Практическое занятие.

    14.Комплексный анализ текста – 3ч.

        Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

        Создание текстов разных стилей.

            /Всего 34 часа.

    Учебно- тематический план.

    №п/п

    Тема

    Кол – во часов.

    1

    Введение.

    1

    2

    Понятие о тексте.

    2

    3

    Способы выражения темы.

    1

    4

    Заглавие.

    2

    5

    Начало и конец текста (рамка текста).

    4

    6

    Ключевые слова.

    2

    7

    Синтаксис текста.

    3

    8

    Способы связи предложений в тексте.

    2

    9

    Средства связи предложений в тексте.

    2

    10

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    11

    Понятие о типах речи

    4

    12

    Тексты разных стилей

    4

    13

    Стилистические фигуры и художественные приемы текста.

    3

    14

    Комплексный анализ текста.

    2

    Создание текстов разных стилей

    1

    Всего 34 часа.

                       

       Календарно – тематическое планирование

    №п/п

    Учебный материал.        

    Кол-во часов по разделу.

    Кол-во часов по теме.

    Сроки проведе

    ния.

    I

    Введение.

    1

    1/1

    Введение.

    1

    II

    Понятие о тексте.

    2

    2/1

    Понятие о тексте.

    1

    3/2

    Цельность и связность речи.

    1

    III

    Способы выражения темы.

    1

    4/1

    Способы выражения темы.

    1

    IV

    Заглавие.

    2

    5/1

    Тема и заглавие.

    1

    6/2

    Анализ лирического текста.

    1

    V

    Начало и конец текста.

    4

    7-8/

    1-2

    Рамка текста.

    2

    9-10/

    3-4

    Практическое занятие.

    2

    VI

    Ключевые слова.

    2

    11/1

    Ключевые (опорные) слова.

    1

    12/2

    Практическое занятие.

    1

    VII

    Синтаксис текста.

    3

    13/1

    Связность текста.

    1

    14/2

    Предложения в составе текста.

    1

    15/3

    Практическое занятие.

    1

    VIII

    Способы связи предложений в тексте.

    2

    16/1

    Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

    1

    17/2

    Практическое занятие.

    1

    IX

    Средства связи предложений в тексте.

    2

    18/1

    Лексические средства связи.

    1

    19/2

    Грамматические средства связи.

    1

    X

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    20/1

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    XI

    Понятие о типах речи.

    4


    21/1

    Повествование. Языковые средства выражения повествования.

    1

    22/2

    Описание. Языковые средства выражения описания.

    1

    23/3

    Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

    1

    24/4

    Практическое занятие.

    1

    XII

    Тексты разных стилей.

    4

    25/1

    Языковое наполнение публицистического стиля.

    1

    26/2

    Языковое наполнение научного стиля.

    1

    27/3

    Языковое наполнение официально – делового стиля.

    1

    28/4

    Языковое наполнение художественного стиля.

    1

    XIII

    Стилистические фигуры и художественные приемы в тексте.

    3

    29/1

    Стилистические фигуры в тексте.

    1

    30/2

    Художественные приемы в тексте.

    1

    31/3

    Практическое занятие.

    1

    XIV

    Комплексный анализ текста.

    3

    32/1

    Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

    1

    33/2

    Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

    1

    34/4

    Создание текстов разных стилей.

    1

                                                       

                  Литература.

    1. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория практической речи. Поэтика. (Текст)/В.В. Виноградов. – С, 1963.
    2. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка (Текст)/Д.Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 1974.
    3. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики (Текст)/Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 1998.
    4. Шанский, Н.М. Русский язык на «отлично» (Текст)/Н.М. Шанский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    5. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка (Текст)/Л.К. Скороход. – М.: Просвещение, 1990.
    6. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР (Текст): журнал. – 1990 – 1991.
    7. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи (Текст)/А.И. Власенков. – М.; Просвещение, 1997.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Элективный курс «Экология и здоровье человека»

             Программа   элективного курса «Экология человека» (8 класс) о...

    творческие проекты ОКРСЭ

    В течении 1 четверти учвщиеся  5 классов  продолжили  изучение курса " Основы религиозных культур и светс...

    Презентация НОУ

    Презентация НОУ "Новые горизонты"...

    Контрольная работа по зарубежной литературе 19 века в 10 классе

    Контрольная работа по зарубежной литературе оформлена в виде теста и содержит материал творчества писателей второй полов...

    Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

    Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий,...

    Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

    Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей...

    Рабочая программа по русскому языку, 7 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

           Рабочая программа по русскому языку для VIIкласса составлена с использованием матер...

    Проект "Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны".

    Цель данного проекта состоит в том,  чтобы выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов ра...