Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме:
    Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

    Живцова Наталья Николаевна

    Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    elektiv.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

           «Согласовано»                  «Утверждаю»

          Директор МКОУ                Директор МКОУ

     Информационно – методический центр»             «Бережковская ООШ»

     __________                        _________        

     «    » сентября 201…                                                                    №___ от «    » сентября 201..

       

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     элективного курса по русскому языку

    «Практическая стилистика в курсе русского языка»

     9 класс

     2012 – 2013 уч. г.

                               

     

                                            Составила  Живцова Н.Н. -

                                                                               учитель I категории.

                                                                          «Принято»

                                                                      на заседании ШМО

                                                                      МКОУ «Бережковская ООШ»

                                                                      Протокол от ______ №__

            2012

        Программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по предпрофильной подготовке курсов по выбору учащихся 9 классов и учебным программам по русскому языку.

    Программа по русскому языку: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010

    Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-10 классы.

    Профильное обучение. – М.: Айрис Пресс, 2007

    Объём различных форм работы:

    Всего аудиторных занятий – 34 часа, в т.ч. лекций – 12 часов, бесед – 8 часов, практических занятий – 10 часов, контрольных  - 4 часа.

                                   

                                   

                                  Пояснительная записка.

      Курс по выбору направлен на выработку у учащихся навыков выражать оттенки мысли, раскрывать самые глубокие чувства посредством языка. Этот спецкурс обобщённо знакомит учащихся 9 классов с функциональными языковыми стилями (разговорным, научным, публицистическим, официально-деловым, стилем художественной литературы), их историей, учит правильно выбирать языковые средства для полноценной и эффективной передачи определённой информации, следовательно, имеет прикладной характер. Нормативный характер прикладной стилистики сближает её с разделом филологической науки «Культура речи».

      Данный курс рассчитан на 34 занятия, которые проводятся в первом и втором полугодии учебного года в 9 классе, это поможет учащимся подготовиться к итоговой аттестации, при анализе литературных произведений, определит базу для ответов на уроках, в подготовке сообщений на заданную тему.

    Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает формирование умения оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами современного русского литературного языка;
    2. Научить анализировать речевые образцы;
    3. Научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно – речевых условиях.

                                     

                                               

     

     

      Содержание курса.

    1. Текст. Понятие о тексте, тема текста, основная мысль и средства связи предложений в тексте. Отличие цепной и параллельной связи предложений в тексте.
    2. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Основные признаки, отличающие тексты по типам речи. Тексты комбинированного типа.
    3. Стили речи. Общие сведения о языковых стилях речи, их отличительных особенностях и функциях. Отличие разговорного стиля речи от книжных (художественного, научного, публицистического, официально-делового). Языковые средства, специфические для каждого стиля речи; общеязыковые и межстилевые средства. Характерные черты современного русского языка.
    4. Комплексный анализ текста. Основные составляющие комплексного анализа текста, их использование на уроках.

       Содержание программы:

    1.Введение – 1ч.

       Введение.

    2.Понятие о тексте – 2ч.

       Понятие о тексте. Цельность и связность речи.

    3.Способы выражения темы – 1ч.

       Способы выражения темы.

    4.Заглавие – 2ч.

       Тема и заглавие. Анализ лирического текста.

    5.Начало и конец текста (рамка текста) – 4ч.

        Рамка текста. Практическое занятие.

    6.Ключевые слова – 2ч.

        Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.

    7.Синтаксис текста – 3ч.

        Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.

    8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.

        Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

        Практическое занятие.

    9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.

        Лексические средства связи.

        Грамматические средства связи.

    10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч.

        Местоимения и союзы в связующей функции.

    11.Понятие о типах речи – 4ч.

        Повествование. Языковые средства выражения повествования.

        Описание. Языковые средства выражения описания.

        Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

        Практическое занятие.

    12.Тексты разных стилей – 4ч.

        Языковое наполнение публицистического стиля.

        Языковое наполнение научного стиля.

        Языковое наполнение официально – делового стиля.

        Языковое наполнение художественного стиля.

    13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч.

        Стилистические фигуры в тексте.

        Художественные приемы в тексте.

        Практическое занятие.

    14.Комплексный анализ текста – 3ч.

        Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

        Создание текстов разных стилей.

            /Всего 34 часа.

    Учебно- тематический план.

    №п/п

    Тема

    Кол – во часов.

    1

    Введение.

    1

    2

    Понятие о тексте.

    2

    3

    Способы выражения темы.

    1

    4

    Заглавие.

    2

    5

    Начало и конец текста (рамка текста).

    4

    6

    Ключевые слова.

    2

    7

    Синтаксис текста.

    3

    8

    Способы связи предложений в тексте.

    2

    9

    Средства связи предложений в тексте.

    2

    10

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    11

    Понятие о типах речи

    4

    12

    Тексты разных стилей

    4

    13

    Стилистические фигуры и художественные приемы текста.

    3

    14

    Комплексный анализ текста.

    2

    Создание текстов разных стилей

    1

    Всего 34 часа.

                       

       Календарно – тематическое планирование

    №п/п

    Учебный материал.        

    Кол-во часов по разделу.

    Кол-во часов по теме.

    Сроки проведе

    ния.

    I

    Введение.

    1

    1/1

    Введение.

    1

    II

    Понятие о тексте.

    2

    2/1

    Понятие о тексте.

    1

    3/2

    Цельность и связность речи.

    1

    III

    Способы выражения темы.

    1

    4/1

    Способы выражения темы.

    1

    IV

    Заглавие.

    2

    5/1

    Тема и заглавие.

    1

    6/2

    Анализ лирического текста.

    1

    V

    Начало и конец текста.

    4

    7-8/

    1-2

    Рамка текста.

    2

    9-10/

    3-4

    Практическое занятие.

    2

    VI

    Ключевые слова.

    2

    11/1

    Ключевые (опорные) слова.

    1

    12/2

    Практическое занятие.

    1

    VII

    Синтаксис текста.

    3

    13/1

    Связность текста.

    1

    14/2

    Предложения в составе текста.

    1

    15/3

    Практическое занятие.

    1

    VIII

    Способы связи предложений в тексте.

    2

    16/1

    Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

    1

    17/2

    Практическое занятие.

    1

    IX

    Средства связи предложений в тексте.

    2

    18/1

    Лексические средства связи.

    1

    19/2

    Грамматические средства связи.

    1

    X

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    20/1

    Местоимения и союзы в связующей функции.

    1

    XI

    Понятие о типах речи.

    4


    21/1

    Повествование. Языковые средства выражения повествования.

    1

    22/2

    Описание. Языковые средства выражения описания.

    1

    23/3

    Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

    1

    24/4

    Практическое занятие.

    1

    XII

    Тексты разных стилей.

    4

    25/1

    Языковое наполнение публицистического стиля.

    1

    26/2

    Языковое наполнение научного стиля.

    1

    27/3

    Языковое наполнение официально – делового стиля.

    1

    28/4

    Языковое наполнение художественного стиля.

    1

    XIII

    Стилистические фигуры и художественные приемы в тексте.

    3

    29/1

    Стилистические фигуры в тексте.

    1

    30/2

    Художественные приемы в тексте.

    1

    31/3

    Практическое занятие.

    1

    XIV

    Комплексный анализ текста.

    3

    32/1

    Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

    1

    33/2

    Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

    1

    34/4

    Создание текстов разных стилей.

    1

                                                       

                  Литература.

    1. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория практической речи. Поэтика. (Текст)/В.В. Виноградов. – С, 1963.
    2. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка (Текст)/Д.Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 1974.
    3. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики (Текст)/Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 1998.
    4. Шанский, Н.М. Русский язык на «отлично» (Текст)/Н.М. Шанский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    5. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка (Текст)/Л.К. Скороход. – М.: Просвещение, 1990.
    6. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР (Текст): журнал. – 1990 – 1991.
    7. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи (Текст)/А.И. Власенков. – М.; Просвещение, 1997.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Курс по выбору "Практическая стилистика" (9-11 класс)

    Преподавание курса по выбору «Практическая стилистика» направлено прежде всего на то, чтобы помочь учащимся овладеть стилистическими нормами русского языка, научить их избегать речевых и грамматически...

    Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

    Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...

    Курс по выбору "Практическая стилистика"

    Курс рассчитан на обучающихся 9 классов.Цель курса: расширение и углубление лингвистических знаний,повышение речевой культуры.  Реализация программы позволяет обучающимся создавать различные...

    Рабочая программа для элективного курса по информатике и ИКТ "Основы программироваания на языке Паскаль"

    Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 8 класса рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) в I полугодии или 18 часов во II полугодии и  посвя...

    Рабочая программа для элективного курса по информатике и ИКТ "Основы программироваания на языке Паскаль"

    Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 8 класса рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) в I полугодии или 18 часов во II полугодии и  посвя...

    Элективный курс по математике: «Текстовые задачи в заданиях ГИА-9 и ЕГЭ по математике».

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной   и средней школ сдают все учащиеся 9-х  и 11-х классов.Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ...

    Элективный курс по математике: «Текстовые задачи в заданиях ГИА-9 и ЕГЭ по математике».

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной   и средней школ сдают все учащиеся 9-х  и 11-х классов.Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ...

    Элективный курс по математике: «Текстовые задачи в заданиях ГИА-9 и ЕГЭ по математике».

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной   и средней школ сдают все учащиеся 9-х  и 11-х классов.Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ...

    Элективный курс по математике: «Текстовые задачи в заданиях ГИА-9 и ЕГЭ по математике».

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной   и средней школ сдают все учащиеся 9-х  и 11-х классов.Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ...

    Элективный курс по математике: «Текстовые задачи в заданиях ГИА-9 и ЕГЭ по математике».

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной   и средней школ сдают все учащиеся 9-х  и 11-х классов.Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ...