Урок -обобщение по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Фаттахова Гулия Мидехатовна

Урок-обобщение по теме "Глагол" разработан для 5 класса. Урок проводится как путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_glagol.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Урок-путешествие 5 класс  «Обобщение знаний по теме «Глагол»

Цели урока:

 Формировать  умения определять грамматические признаки глагола;

систематизировать, обобщить  знания  учащихся о глаголе; совершенствовать  орфографические  и пунктуационные  навыки учащихся;

учить практическому применению знаний по теме;

вырабатывать навык самооценки знаний;

воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 Литература: учебник  Л.З.Шакировой  «Русский язык. 5 класс», «Поурочные                   разработки по русскому языку. 5 класс» Н.В. Егорова,

 учебные таблицы, справочники по русскому языку.

Оснащение: ноутбук, мультимедийная презентация;

мультимедийный проектор; грамоты для учащихся, билеты, индивидуальные  листы с заданиями.

Форма  проведения: урок-путешествие

 

Ход урока

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел опять звонок,

Значит начался урок!

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ………..глагол.

-Правильно, ребята! Эта часть речи называется глагол.

 Мы несколько уроков изучали с вами глагол. И вот пришло время узнать, насколько хорошо мы усвоили эту тему. На сегодняшнем уроке мы должны показать насколько хорошо мы усвоили эту тему, обобщить знания по теме глагол.

– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.

Знаете ли вы, что….

По частоте употребления глагол  занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

 На сегодняшнем уроке мы с вами совершим  путешествие в далёкий и удивительный  остров--Глаголию.

Итак, мы на пороге увлекательных приключений!

Туда  мы поплывем на корабле с красивым именем «Морфология». Но чтобы зайти на борт корабля, нужно купить билет, но не за деньги, а за знания.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Что такое глагол? (Глагол –это часть речи)
  2. Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?(Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
  3. Что такое инфинитив?(Инфинитив-это неопределённая форма глагола)
  4. Что такое возвратные глаголы? (Глаголы оканчивающиеся на сь или ся называются возвратными)
  5. Чем чаще всего являются глаголы в предложении?(Глаголы чаще всего в предложении выполняют роль сказуемого)
  6. Сколько видов имеет глагол?(Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный)
  7. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? (Что сделать? Что сделал? Что сделает? )
  8. Несовершенного вида?(Что делать? что делает? Что будет делать? что делал?)
  9. Сколько временных форм имеет глагол?(Глагол имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее)

- Итак, мы на борту «Морфологии»! В добрый путь!!!

Но вот незадача… Наш корабль знаний сел на мель!

 Чтобы продолжить наш путь, мы должны выписать из текста все возвратные глаголы.  Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы оканчивающиеся на сь или ся называются возвратными)

Итак, слушаем текст.

Лебедь, щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

(взялись , впряглись, казалась, рвется, пятится )

- Какой вывод мы можем сделать прочитав это стихотворение? (В единстве сила, надо действовать слаженно)

Молодцы, ребята. Благодаря вашим знаниям мы можем продолжить наш путь.

-- Но что-то опять случилось. На нашем пути повстречались  пираты. Они  захватили наш корабль, мы сможем продолжить свой путь, если справимся с заданием, которое они нам дадут.

Вставьте, где необходимо, Ь и объясните свой выбор:

Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода.

Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.

Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.

--Что нужно знать, чтобы правильно написать глаголы на –тся и –ться?        

-Давайте проверим, правильно ли мы с вами сделали задание.

-А теперь давайте  мы отпразднуем победу. Мы же победили морских пиратов.  Все встали и вместе сделаем зарядку.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

- Отдохнули? Можем продолжить путь?

 Ребята, посмотрите, вот мы уже почти на острове. Кого мы видим на берегу?

Правильно, это Львёнок  и Черепаха. Неслучайно мы встретили их на острове  Глаголия , ведь они на пляже целый день чем- то занимаются. Давайте послушаем их. (прослушивание песенки львёнка и черепахи)

--Какие глаголы употреблены в этой песенке?

Задание для вас такое: образовать все возможные временные формы данных глаголов.

 Лежать, лечь, глядеть, взглянуть, сидеть, сесть.  

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

Лежать

Лечь

Глядеть

Взглянуть

Сидеть

Сесть

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

Лежать

лежал

лежу

буду лежать

Лечь

лёг

-

лягу

Глядеть

глядел

гляжу

буду  глядеть

Взглянуть

взглянул

-

взгляну

Сидеть

сидел

сижу

буду  сидеть

Сесть

сел

-

сяду

-Почему некоторые глаголы не имеют форму настоящего времени? (глаголы  совершенного  вида не могут образовать настоящее время)

- Ребята, мы уже прибыли на остров. Черепаха и Львёнок оставили для вас сундук с заданиями.  Но так просто его не открыть.  Нам нужно найти цифровой  код. Для этого запишем с вами цифровой диктант. Если вы услышите глаголы совершенного вида напишите цифру 1, если несовершенного—цифру 0.

 Цифровой диктант

Глаголы совершенного вида – 1, несовершенного – 0.

  1. Гулять
  2. Мечтать
  3. Придумать
  4. Подпрыгнуть
  5. Любить
  6. Писать
  7. Учиться
  8. Прибежать

- 00110001

Молодцы! Цифровой код у нас. Можем открыть наш сундук.

- А из сундука появляется задание -  разберите по составу данные глаголы:

Подпрыгнуть, перешагивать

(на доске и в тетрадях)

- В сундуке  у нас  есть ещё одно задание. Это тест по теме глагол. Вы сделаете и сразу сами же и проверите.

Тест.

  1. Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Среди перечисленных глаголов найдите возвратный:

А) брить

Б) умыться

          В) встать

           Г) позавтракать

          6. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

7. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении:    

                Царь Гвидон  зовёт их в гости, их он кормит и поит.

         А) прошедшее

         Б) настоящее

         В) будущее

Ключи:  1-Б

               2-Б

               3-Б

    4-В

    5-Б

              6-В

    7-Б

7 правильных-«5»

5-6-«4»

4-«3»

1-3- «2»

Резервное задание.  Синтаксический  разбор предложений.

Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.-простое, двусоставное,  распространённое,  повествовательное, невосклицательное предложение с однородными сказуемыми.

Как  ребята ходили по лесу и  искали обратную дорогу?- простое, двусоставное,  распространённое,  вопросительное, невосклицательное предложение с однородными сказуемыми.

      Игра «Кто больше?»

Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять  и др.)

Ребята, вы заслужили звание знатоков глагола и все получите грамоты! (раздача грамот).

- Какую тему мы сегодня повторили?  Ещё раз вспомним.

Теперь ребята, отправляемся назад, будем продолжать изучение русского языка, у нас еще много впереди увлекательных путешествий!

Д.з: разноуровневые карточки

Упражнение1 .

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 2.

Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Упражнение 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал3, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел3...

Книги говорили3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных.

3. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

4. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...