Главные вкладки

    Материал по русскому языку (5 класс) по теме:
    Чередование е-и в корне слова

    Урок в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка  5 класс

    Тема: Правописание корней  с чередованием гласных е//и

    Тип урока: урок  закрепления

    Цель урока

     Формирование орфографических умений по теме Правописание корней

    с чередованием гласных е//и.

    Задачи урока

    Предметные

    1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

    2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

    Метапредметные

    1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

    2. Развивать   логическое   мышление   и   повышать   речевую   активность школьников.

    3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

    Личностные

    1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

    2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

    3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

    Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал

    Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы


    Ход урока

    Структура урока

    Деятельность учитель

    Деятельность учеников

    1. Проверка дом. задания.












    2 Постановка учебной задачи, объявление темы урока.









    1.Сказка, как суффикс а стал вип персоной.(презентация)

    2. Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами.

    3.Работа с текстом(блестеть-блистать).

    4. Мини- сочинение(уборка комнаты)



    Мы продолжаем знакомство с правописанием корней с чередующимися гласными.  Совместная постановка целей:


    формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.


    Запишем тему в тетради (1 слайд)

    Корни с чередованием гласных е//и


    Ребята,

    сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.(2 слайд)


    (3 слайд)- нам предстоит…





    Оценивают работу рассказчиков.






    Формулируют цели урока.

    Записывают в тетрадях число,тему урока.

    2 Формулировка правила.

    ( 4 слайд) Сундук с орфограммами


    Ребята, расскажите орфограмму

    о правописании буквы

    Е-И в корнях с чередованием(3 слайд)

    А теперь каждый расскажет правило своему соседу.




    (5 слайд)

    Назовите корни с чередованием Е-И

    В корнях с чередованием Е-И пишется буква И,

    если после корня стоит суффикс -А-.

    бер - бир-

    -пер - пир-

    -дер - дир-

    -тер - тир-

    -мер - мир-

    -стел - стил-

    -жег - жиг-

    -чет-чит-

    Заполняют лист самооценки

    3. Формирование умения применять правило

    (6 слайд)

    Поспешишь -

    людей насмешишь


    Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,

    переж_гать, заст_лить, расст_лать,

    соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,

    раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть

    Списывают слова в рабочую тетрадь, вставляя нужную букву.

     (7 слайд) самопроверка

    Заполняют лист самооценки

    4 Физминутка.









    5 Формирование умения находить орфограмму в слове

    (8 слайд)

    Выбирает, ,подстелил, утирает, спирает, задирай, дерутся, наберешься ,соберу выдираю ,замереть, замирать, подбираться, отпирать, вытереть ,застелить, блистать, выжигал.




    (9 слайд)

    1. В каком глаголе пишется -Е-?

       а) отп_рать          в) зам_реть

       б) заст_лать         г) заж_гать

    2. В каком глаголе пишется -Е-? 

       а) пост_лить          в) отбл_стать

       б) изб_рать            г) прод_раться

    3. В каком глаголе пишется -Е-?

       а) расст_латься      в) отм_рать

       б) выд_ру               г) раст_рать

    4. В каком глаголе пишется -И-?

       а) забл_стеть          в) подп_рать

       б) (всё) зам_рло     г) подст_лить






















    (10 слайд)

    самопроверка Заполняют лист самооценки

    ( 11 слайд)

    Что такое ГИА?

    ГИА – это государственная (итоговая)

    аттестация учащихся по русскому

    языку (экзамен), которая проводится

    в 9 классе. Тема «Е-И в корнях с

    чередованием» тоже включена в

    экзаменационную работу. У нас с вами

    есть ещё время, чтобы хорошо

    подготовиться к экзамену. Мы попробуем

    уже сейчас выполнить задание,

    построенное по типу ГИА

    Из предложения выпишите слово с

    орфограммой о правописании

    чередующейся буквы Е-И в корне.


    ( 12 слайд)


    «Вдруг рыба заметалась во все

    стороны, стала нырять,

    извиваться, прыгать и, наконец,

    замерла»


    ( 13 слайд)


    «Она пела эльфам весёлые песни всю

    теплую зиму, а когда в холодных странах

    пришла весна, ласточка стала собираться

    на  родину»




    ( 14 слайд)


    «Горько заплакала Элиза и тайком

    ушла из дворца. Целый день брела она

    по полям и болотам, пробираясь

    к лесу»



    ( 15 слайд)


    «Глаза у этой собаки словно два чайных

    блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой

    синий клетчатый передник, расстели

    его на полу и смело хватай

    собаку»




    ( 16 слайд)


    «- Что это за сборище у свиных закуток? –

    спросил он себя, протирая глаза и надевая

    очки. – Э, да это фрейлины

    опять что-то затеяли!»



    (17 слайд)

    Ребята,

    а из каких сказок Г.Х.Андерсена

    были взяты предложения  

    предыдущего задания?






















    Замерла







    Собираться











    Пробираясь





     

    Расстели










    Протирая

    Заполняют лист самооценки

    1.Стойкий оловянный солдатик.

    2.Дюймовочка

    3.Дикие лебеди.

    4.Огниво.

    5.Свинопас.

    До 22 слайда

    6 Рефлексия






    7. Определение уровня.









    8. Домашнее задание.

    Выберите условные знаки,

    соответствующие

    вашей работе на уроке ( 23 слайд)




    Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

    Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.


    Домашнее задание 1 уровень-упр.600

    2 уровень-упр 601

    3 уровень, 4 уровень-инд.задания

    Пишут в тетрадях условные знаки.(?!-)



    Работают в листах  определения уровня


    Корни с чередованием гласных е//и

    Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

    1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

    Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

    Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

    Корни с чередованием гласных е//и

    Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

    1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

    Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

    Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)


    Проверь себя

    Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых          

     есть корни с чередованием гласных е//и.

    Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

    1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

    Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием

    гласных е//и.

    Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

    Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

    Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые

    слова с чередованием гласных е//и в корне.

    От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

    О б р а з е ц: утирать –  стереть, растирать.

    Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-),  наст…лать (прер-, под-), ум…рать  (за-, вы-).

    Уровень 4  Я умею правильно писать слова с чередованием

     гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

    гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

        Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с  пропущенными чередующимися гласными в корне,  а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.


    Компетентностно - ориентированное задание:
    Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

    1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
    1) Используй короткие простые предложения;
    2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

    Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
    собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

     

    1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
    2. Постели салфетку на колени.
    3. Не задирай ноги и не болтай ими.
    4. Убирай локти со стола.
    5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
    6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
    7.После еды убери за собой посуду.
    8. Не поленись, собери крошки и другой мусор


    Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

    1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
    1) Используй короткие простые предложения;
    2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

    Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
    собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

    Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

    1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
    1) Используй короткие простые предложения;
    2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

    Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
    собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

    Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

    1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
    1) Используй короткие простые предложения;
    2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

    Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
    собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.