Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме:
    Урок по теме: "Личное письмо".

    Иванникова Татьяна Борисовна

    Цель урока: познакомиться с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

    Задачи:

    • дать характеристику письму как тексту;
    • учить отличать личное письмо от официального ;
    • выявить основные структурные части личного письма;
    • составление памятки "Как писать личное письмо";
    • учиться писать личные письма;
    • воспитывать любовь и сопереживание к близким людям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    lichnoe_pismo.docx23.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : «Личное письмо» ( 6 класс)

    Цель:

    1. познакомиться  с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

    Задачи:

    1. дать характеристику письму как тексту;
    2. учить отличать личное письмо от официального;
    3.  выявить основные структурные части личного письма;
    4. составление памятки « Как писать личное письмо»;
    5. учиться  писать личные письма;
    6. воспитывать любовь и сопереживание к близким людям.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя.

    - Любите ли вы ,ребята, получать письма от друзей, родных ? (Да! Интересно узнать, какая информация содержится в письме.)

    - Охотно ли на них отвечаете? (  Нет. Зачем писать письмо,если можно послать SMS по телефону?)

    - Не у каждого есть телефон, в письме можно  более полно передать личную информацию, выразить свои чувства к адресату, задать вопросы, поделиться переживаниями, радостью)

    -Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что мы порой затрудняемся, как лучше ответить на письмо. Сегодня на уроке мы и будем учиться писать личные письма.

    Повторение.

    - Какие виды писем вы знаете?

      Ответы:

    1. Мы пишем письма друзьям, близким и родным людям.
    2. В письмах мы сообщаем новости, благодарим, поздравляем, извиняемся.
    3. Очень часто взрослым приходится писать деловые официальные письма.

    Итак, письма бывают разные: личные , поздравительные, благодарственные, деловые.

    Изучение нового материала

    -Давайте попробуем дать характеристику письму как тексту

    1. Характеристика письма как  текста

    Адресант: официальный – неофициальный.

    Адресат: официальное лицо – неофициальное лицо; знакомый- малознакомый – незнакомый; близкий- родной.

    Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

    Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить.

    2. Основные отличия личного письма от официального

    Задание №1 : на доске записаны начала писем, найдите среди них личные(неофициальные) и деловые (официальные), докажите, используя план характеристики письма.

    1. Уважаемый Иван Павлович !Сообщаем Вам, что ваша заявка на участие в телевизионной игре «Брейн-ринг» рассмотрена  оргкомитетом. Просим Вас позвонить по телефону  8295435676 не позднее  5.07.06г….
    2. Женька, привет! Как твои дела? Чем занимаешься в лагере? Какая у вас погода? У меня все отлично!...
    3. Гражданин Степанов Ф.И.! Сообщаем Вам, что Ваш долг по оплате коммунальных услуг составляет 1234 рубля. Просим погасить задолженность до 10 марта 2006 года….    
    4. Здравствуйте, дорогие мои мама и папа ! Я получил ваше письмо. Спешу с ответом….

    ОТВЕТ: личные письма – 2 и 4 , деловые – 1 и 3

      Задание №2: Сравните два письма. Какое из них неофициальное, личное? Укажите его признаки. В каком содержится деловая информация? Охарактеризуйте письма.

    1. Пишу Вам, дорогой Алексей Сергеевич, вернувшись с охоты: ловил раков. Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уж совсем зеленый, даже дубы распустились…Каждый час дня и ночи имеет какую-либо свою особенность. Так, в девятом часу вечера стоит в саду буквально рев от майских жуков. Ночи лунные, дни яркие. Сего ради, настроение у меня хорошее, и если б не кашляющий художник и не комары, то я  был бы совершенным Потемкиным. Природа очень хорошее успокоительное средство. Она мирит, т.е. делает человека равнодушным. А на этом свете необходимо быть равнодушным. Только равнодушные люди способны ясно смотреть на вещи, быть справедливыми и работать – конечно, это относится только к умным и благородным людям; эгоисты же и пустые люди и без того достаточно равнодушны. ….                                                                                                     Когда вы вернетесь из-за  границы? Куда потом поедете ? Неужели  я до самой осени буду сидеть на берегу Псла? О, это ужасно! Ведь весна недолго будет продолжаться.                                                                                                                            Ленский зовет меня ехать с ним на гастроли в Тифлис. Поехал бы, коли б не живописец, дела которого не блестящи.

               Скажите  Анне Ивановне, что я ей от всего сердца желаю самого веселого                                            путешествия.

                    Ну, дай бог Вам здоровья и всего хорошего.

                                                                 Ваш А. Чехов

                ( Из письма А.П.Чехова   А.С. Суворину, 4 мая 1889 г , Сумы)

    1. Уважаемый Сергей Петрович! В ответ на Ваш запрос от 24.05.05 сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направляем Вам всю необходимую научно-популярную литературу.      Районная библиотека

    ОТВЕТ: Сравнивая два письма, учащиеся отмечают следующее. Первое письмо  - личное, второе – официальное. Об этом говорят обращения. Автор первого письма А.П.Чехов обращается к адресату со словами «Дорогой  Алексей Сергеевич!», во втором – «Уважаемый Сергей Петрович!» В своем письме А.П.Чехов рассказывает о том, как проводит время в г.Сумы, чем занимается, делится своими впечатлениями о природе. Все это говорит о том, что перед нами личное письмо. Во втором письме передается деловая информация, в тексте письма используется официальная лексика, отправителем письма (адресантом) является официальная организация. Все это говорит о том, что письмо официальное.

    3. Основные структурные части личного письма

    Личное письмо – это письмо индивидуальное, авторское.

                                                                                                                                                      Охарактеризуем структурные части письма А.П.Чехова  О.Л. Книппер-Чеховой  «Здравствуй, милая моя Олюша, как поживаешь? Я поживаю так себе, ибо жить иначе никак невозможно. Ты в восторге от пьесы Л. , но ведь эта пьеса дилетантская, написанная торжественным классическим языком, потому что автор не умеет писать просто, из русской жизни. Этот Л., кажется давно уже пишет, и если порыться, то, пожалуй, можно отыскать  у меня его письма. «Осенью» Бунина сделано  несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское «В цирке» гораздо выше. «В цирке» - это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим человеком. Ну, да бог с ними! Что это мы о литературе заговорили?  Передай Вишневскому квитанцию. Скажи, что деньги давно уже отданы казначею, а за распиской я послал лишь вчера. Кто это поднес ему мои книги? Толстому вчера было лучше, появилась надежда. Описание вечера и афиши получены, спасибо, дусик мой. Я много смеялся. Особенно насмешили меня борцы, штиблеты на Качалове, оркестр под управлением  Москвина. Как тебе весело и как у меня здесь тускло!

    Ну, будь здорова, радость моя, да хранит тебя бог. Не забывай. Обнимаю тебя и целую.

                                                                                                  Твой Антон

    31 янв. 1902, Ялта.»

    Начинается письмо с приветствия и обращения ( «Здравствуй, милая моя Олюша..»)

    Во вступлении задается вопрос, отражающий интерес к жизни адресата ( «Как поживаешь?»)

    В основной части А.П, Чехов анализирует пьесу Луначарского, произведения Бунина и Куприна, делится впечатлениями от афиши.

    В заключении выражает любовь, уважение, желает здоровья.

    Итак, в личном письме обычно выделяют:

    1. Приветствие и обращение – название того, кому предназначено письмо.
    2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
    3. Основную часть – изложение информации, интересующей адресата.
    4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения.
    5. Подпись, дата

    4. Составление памятки « Как писать личное письмо»   Исходя из структурных особенностей личного письма, давайте  попробуем составить памятку «Как писать личное письмо» ( В ходе коллективной работы составляем памятку)

    Памятка «Как писать личное письмо»

    1. В начале письма не забудь поприветствовать того, кому ты адресуешь письмо.
    2. Старайся писать ясно и просто.
    3. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
    4. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши письма в минуты гнева, раздражения.
    5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
    6. Основную часть письма  посвяти важной и интересной для адресата информации.
    7. В конце не забудь попрощаться и выразить надежду на получение ответа.

               5. Закрепление . Написание письма.

    - А сейчас вы  ,ребята, попробуете написать свое личное письмо. Это письмо вы можете сразу же после урока отправить вашему адресату. Выберите, пожалуйста,  тему вашего письма: «Письмо моей семье»,
    · «Письмо президенту»,
    · «Яркое событие моей жизни»,
    · «Мой учитель»,
    · «Хочу рассказать тебе о своем родном крае».
    ·  «Я пишу, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне»

    Дети пишут письма.