урок по теме "Описание помещения" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

мецлер людмила васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.docopisanie_pomeshcheniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Описание помещения.

Цель: Формирование навыков художественного описания помещения.

Задачи: 1. Развитие речи.

                2.Развитие внимания, наблюдательности, памяти.

                3. Развитие воображения.

                4. Формирование эстетического вкуса.

                5. Отработка навыков правописания.

 

                                           Ход урока.

  1. Слово учителя: « На террасу отеля, сквозь темно-зеленый полог виноградных лоз, золотым дождем льется солнечный свет – золотые, протянутые в воздухе. На серых кафлях пола и белых скатертях столов лежат странные узоры теней, и кажется, что если долго смотреть на них, - научишься читать их, как стихи, поймешь, о чем они говорят. Гроздья винограда играют на солнце, словно жемчуг, а в графине воды на столе –голубые бриллианты.»

Так описывает помещение М. Горький в «Сказках об Италии». Несколько выразительных деталей – и мы не только видим залитую солнцем террасу, но и ощущаем это тепло, запах винограда, свежесть скатертей и чистоту воды в графине.

Помещение, какое бы оно ни было:  дом, офис, больница, школьный кабинет – играет огромную роль в жизни каждого человека. По крайней мере, 50 % наиболее важных моментов в нашей жизни связано с какими-то помещениями. Помещение – это не просто пространство внутри какого-либо здания, это обстановка, предметы мебели, декор, все те вещи, которые в нем находятся. Это еще и психологический климат, который создается всеми этими предметами. Существует специальный термин, обозначающий внутреннее пространство здания – интерьер.

(Открывается 1-я стр. СЛОВАРЯ: Интерьер – в архитектуре – внутреннее пространство здания или помещения в здании.)

Основа описания помещения – перечень признаков этого помещения и находящихся в нем предметов. Например: Небольшая светлая комната с одним окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий.

  1. Письменная работа.( Уч-ся перечисляют предметы, находящиеся у них в комнате)
  2. Устное описание.

Учитель: Перечень предметов может сопровождаться указанием на их местоположение.

Опишите кабинет, в котором мы с вами сейчас находимся, указывая местоположение предметов(Устно)

(Большой, просторный кабинет. Справа от двери  на стене -  доска, перед ней длинный белый стол,слева от него – учительский письменный, за ним выстроились в три ряда ученические парты. В конце класса два шкафа. На противоположной от двери стене  - три больших окна).

        4.Словарная работа.

          Каждый предмет можно не только назвать, но и описать.(Упр. 101, 1 ч- пользуясь словарями, вставить пропущенные буквы, подобрать к существительным прилагательные. Слова записаны на доске. Один ученик выполняет задание у доски – вставляет буквы, подбирает по одному прилагательному. Остальные дополняют).

Комната – просторная, небольшая, светлая, мрачная, темная, уютная.

Батарея – массивная, незаметная, железная, причудливая.

Занавеска – кружевная, воздушная, шелковая, тяжелая, ситцевая.

Портьера – тяжелая, бархатная, нежная, светлая.

Диван- кожаный, мягкий, роскошный.

Кровать – большая, уютная, манящая, теплая.

Пианино – огромное, черное, старинное, блестящее.

Телевизор – современный, огромный, небольшой, блестящий.

Телефон – мобильный, миниатюрный, старый.

Палас – пушистый, теплый, яркий, чистый.

Торшер – высокий, небольшой, старинный, причудливый.

Портрет – старинный, чудесный, привлекающий внимание.

Картина – большая , яркая, прекрасная.

5.Игра «Знатоки литературы»

Давайте посмотрим, как это делают известные вам писатели. Я зачитаю вам отрывки из художественных произведений, в которых содержится описание интерьера, а вы должны  назвать эти произведения и их авторов.

6. Групповая работа. ( Упр. 94 – прочитать, ответить на вопрос )

Общая мысль: интерьер зависит от хозяина помещения.

( уч-ся делятся на группы, каждая из которых описывает помещение – комнату, наделяя ее характерными признаками, в зависимости от ее хозяина, остальные должны угадать, кто живет в этой комнате)

А) Мальчик, увлекающийся спортом.

Б) Девочка, занимающаяся музыкой.

В) Мальчик – неряха.

Г) Маленький ребенок.

7. Анализ текста. ( Упр. 99 – прочитать, ответить на вопрос)

Ответ: В этих текстах предметы интерьера выступают как живые существа. Авторы используют прием  олицетворения.

Учитель: Действительно, в художественном описании помещения иногда используется прием очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим лицом, своим характером.

8. Творческая работа.

Представьте себе, что предметы, находящиеся на вашей кухне, вдруг ожили. Ваша задача – описать их и записать одну реплику, в которой они жалуются на свою судьбу или, наоборот, говорят о своей счастливой участи. (На каждой парте карточка с названием какого-либо предмета . Уч-ся выполняют задание, затем учитель называет по очереди предметы, а ученики зачитывают их описание и выразительно произносят придуманные реплики).

Учитель: У нас с вами получилась настоящая сказка. Надеюсь, теперь вы будете более бережно относиться к тем вещам, которые находятся в ваших домах, вдруг они и правда могут думать, чувствовать, говорить.

9. Инструктаж домашнего задания.

Упр. 102.(Чтение задания)

Учитель: Если вам нравится именно ваша комната, то вы можете описать ее. Если же вы мечтаете о другом интерьере, дайте простор вашей фантазии. Выступите в роли дизайнеров. Откроем еще одну страницу нашего словаря.

( Дизайн – художественное конструирование)

Итак, в своем сочинении вы можете обставить свою комнату, как захотите, как подскажет вам ваш вкус.

10. Заключительное слово учителя:

Целью нашего урока было научиться описывать помещение. Конечно, за 45 минут нельзя достигнуть большого мастерства. Но основы этого умения уже заложены. Я думаю, теперь вы будете более внимательно относиться к внутреннему пространству любого помещения. А главное: вы сможете интересно, выразительно, увлекательно описывать понравившийся вам интерьер в разговоре с другом, в письме, в рассказе о чем-либо. Удачи вам! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....