Урок русского языка в 6 классе Это удивительное имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Берестовая Нина Гудуевна

Урок русского языка в 6 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Берестовой Н.Г.

ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «Это удивительное имя существительное» (повторение и обобщениепройденного материала по теме «Имя существительное»).

ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить, обобщить, проверить степень усвоения изученного материала о существительном.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:  - знать, что такое существительное и его грамматические признаки;

                         -  понимать, что умение определять изучаемую орфограмму у существительных поможет правильно писать слова;

- уметь применять знания на практике, выполняя практические задания и лингвистический разбор слов.

Развивающие: - развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, развивать умение работать в группе.

Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности, коллективизма, толерантность и дружбу между учениками, взаимовыручку.

Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания, самостоятельная работа с тестами.

 Форма урока: вопросно-ответная.

пп

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация при озвучивании стихотворения А.Фета «Шёпот, робкое дыханье» - определить количество существительных в стихотворении.

Этап 1. Актуализация знаний.

2.

Технология развивающего обучения.

Этап 2. В заданиях 2 – 10 развитие умения обобщать и систематизировать информацию о существительных.

3.

Задания на развитие памяти.

Этап 3. Стихотворение о разносклоняемых существительных.

4.

Подвижная пауза.

Этап 4. Здоровьесберегающие технологии.

5.

Работа над тестами.

Этап 5. Тестовые технологии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Заранее подготовленное сообщение ученика.

Константин Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и внашем сознании, что нельзя было бы передать русскими словами: звучаниемузыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкоегромыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского, прежде всего, относятся к именам существительным,так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 именсуществительных.

Читают слова из стихотворения Афанасия Фета, записанные на доске.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Обращаю внимание учащихся на то, что это стихотворение состоит почти из одних имен существительных.

Л.Толстой так писал об этом стихотворении:«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение картина».

Учащиеся подсчитывают, сколько всего слов в стихотворении (22). Из них 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова.

Вывод: Получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

2.Учитель:

-Давайте вспомним, сколько всего частей речи в русском языке? Ответ -10.

Учащиеся перечисляют существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие- это самостоятельные части речи, 3 служебных- предлоги, союзы, частицы. И 10-я часть речи -междометие.

Учитель:

- Что же это за часть речи имя существительное?

Учащиеся: Имя существительное -это часть речи, которая обозначаетпредмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Учитель:

- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном по 5 классу.

Ответы учащихся:

1) Имя существительное относится либо к мужскому роду, либо к женскому, либо к среднему роду.

2) Существительные бывают собственные и нарицательные.

3) Одушевленные и неодушевленные.

4) Существительные имеют 3 склонения. Назвать.

Учитель:

- Как изменяются имена существительные?

Ответ учащегося: Но падежам и по числам. (6 падежей и 2 числа - единственное и множественное).

Учитель:

-Предлагаю просклонять существительное НОЧЬ

Учащиеся: Это существительное 3 склонения, в родительном, дательном,предложном падежах у него окончание И.

Учитель:

  1. А какова синтаксическая роль существительного в предложении? Чем может быть существительное в предложении? Каким членом предложения?Какую роль играет слово дерево в следующих предложениях?

Записать на доске:

1. Дерево поднялось выше дома.

2. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

3. Сосна- это хвойное дерево.

4. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

3. Учитель:

- А теперь давайте вспомним, что нового мы узнали обимени существительном в 6 классе?

Ответы учащихся: Разносклоняемые существительные, несклоняемые существительные, имена существительные общего рода, правописание не с существительными, буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК, гласные в суффиксах существительных -ЕК, ПК, гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

4. Учитель:

- Итак. Что это за разносклоняемые существительные и сколько их в русском языке?

Ответ учащегося: 10 существительных среднего рода на -МЯ: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и 1 существительное мужского рода - путь.

Учитель: Почему их называют разносклоняемыми?

Ответ учащегося: В родительном дательном и предложных падежах единственного числа они имеют окончание3-госклонения - И; а втворительном падеже у них окончание существительного 2 склонения – ем(ём).

Ученик работает у доски.

Склоняет существительное ВРЕМЯ

И. Время

Р. Времени как 3 склонение

Д.Времени как 3 склонение

В. Время

Т. Временем как 2 склонение (пень - пнём, день - днём)

П. О времени как 3 склонение

Пока ученик работает у доски, другой ученик читает стихотворение о разносклоняемых существительных.

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время.

Племя мирно сеет семя

Хоть пахать и сеять -бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их- ногу в стремя

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя.

Раздувает распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать воевать.

Ноне хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всех милее мирный путь ...

Сказку нашу не забудь.

Задание на доске

Задание № 1

Найдите в предложениях исправьте их.

  1. Бойцы стояли около знамя.
  2. В древности здесь жили племя охотников.
  3. Вася много время проводит на катке.
  4. На теме вскочила шишка

Задание № 2

Найдите ошибки, исправьте их.

Как твое имя? А твоя фамилия?

5. Учитель:

- Что мы знаем о несклоняемых существительных?

Ответ:

1) Некоторые существительные не изменяютсяпопадежам (не склоняются).

2)К несклоняемым существительным относятся:

а) существительныеиноязычного происхождения сокончанием -о,-е,-у,-ю (пальто, шоссе, такси, кенгуру, меню, Баку, Душанбе, Тбилиси)

б)иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола на согласные (Алигер, Войнич)

в) русские и украинские фамилии с окончанием -О, -ИХ (Шевченко, Сухих и т.д.)

г)сложносокращенные слова МГУ, сельпо, СМИ, СМУ.

Учитель:

- Как определить род несклоняемых существительных?

Ответ учащегося: Несклоняемые существительные неодушевленные в основном относятся к среднему роду (кашне, пальто, метро), к мужскому роду (пенальти, кофе),

к женскому роду (кольраби, авеню)

Несклоняемые одушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского рода (пожилая) мадам, леди.К мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола (английский буржуа), серый кенгуру, маэстро

Задание:Определить по словарю, какого рода существительные: картофель, тюль, фойе, жюри, сопрано, либретто, конферансье, авеню, эскимо, пюре, филе, такси.

(Четырем учащимся дать задание: к трем словам подобрать прилагательные.Дать заранее.)

6. Учитель:

- Что Вы знаете о существительных  общего рода? Какие существительные к ним относятся?

Ответ: Существительные с окончаниями -а, (-я) могут относиться как к лицам мужского пола, так и к лицам женского пола, (задира, забияка, сирота, зазнайка, растяпа, скряга, работяга и т.д.) (невежа, невежда, умница)

Задание. (Обозначьте слова, по которым вы определили род существительного общего рода).

  1. Ведь она сирота, нет отца, нет защитника.
  2. В срочном порядке этот всезнайка был доставлен вкабинет директора.

7.Учитель: Вспомним, как НЕ пишется с существительными.

Ответ:Слитно, если слово без НЕне употребляется.

Например: неряха, небрежность, невольник;

1.Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению словом.

Неправда-ложь

Недруг- враг

Раздельно, если есть противопоставление с союзом а.

Задание на доске.

(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)вежа-враг самому себе.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

8. Суффикс существительных -ЧИК и ЩИК. В каких случаях пишется Ч, а в каких Щ?

Ответ: После согласных д,т,з, с, ж пишется Ч

Задание на доске.(вставить Ч или Щ)

перевод...ик, пиль...ик, набор...ик, груз...ик, камен...ик, лет...ик, спор...ик, развед...ик, рез...ик, переплет...ик, рассказ...ик, словар...ик, перебеж...ик, газет...ик.

9. Гласные -Е -И в суффиксах существительных ЕК, ИК.

Как определить какую букву надо писать в суффиксах существительных - ек; -ик Задание: 11а доске ( е или и в суф.сущ.) Записать: листоч...к, дубоч...к, чуланч...к, горош...к, мосточ...к, овраж...к, летч...к, гонщ...к, спорщ...к, разносч...к, мост...к, кусоч...к, звоноч...к, сыноч...к, огонёч...к, кирпич... к, василёч... к.

10. Гласные о и е после шипящих в суффиксе существительных.

Когда в суффиксе существительных после шипящих пишется о, а когда е?

Ответ: Под ударением о, в безударном положении е.

Круж...к, суч...к, еж...нок, уж..нок, морж..нок, книж...чка, юбч...нка, душ...чка,реч...нька, быч...к, порож…к.

Домашнее задание: Тесты по имени существительному.

Определить род существительных, подобрать к ним прилагательные

  1. Эскимо - ср.р., сладкое эскимо.
  2. Пюре - ср.р., вкусное пюре
  3. Филе - ср.р., куриное филе
  4. Такси - ср.р., быстрое такси

Определить род существительных, подобрать к ним прилагательные.

  1. Картофель-свежий картофель
  2. Тюль - узорчатый тюль
  3. Фойе - светлое фойе
  4. Жюри-доброе жюри

Определить род существительных, подобрать к ним прилагательные.

  1. Сопрано - ср.р. высокое
  2. Либретто - ср.р. низкое
  3. Конферансье - м.р. умный
  4. Авеню-ж.р. широкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Урок русского языка 6 класс : " Имя существительное".

Урок - повторение. В уроке используется материал по истории Санкт- Петербурга. Все задания,представленные в уроке, подготовлены учителем самостоятельно....

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...