Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической технологии). Урок-практикум, отрабатываются некоторые из заданий части А, В ЕГЭ, а также часть С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Культура речи как раздел науки о языке. Качества хорошей речи.

Цели:

Развивающая:

формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи», «языковая норма», «речевая норма», практическое владение речевыми нормами; формирование умения владеть способом действия при выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию.

Воспитательная:

формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой общения.

Образовательная:

знать о понятии «культура речи» и его составляющих, владеть основными нормами русского литературного языка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(приветствие, запись числа, темы урока в тетради)

2. Определение цели урока (через практическую деятельность)

-Определите ключевое понятие сегодняшнего урока

(«культура речи»)

-Что такое культура речи? Закончите в тетради предложение: «Культура речи – это…»

(2-3 высказывания учеников по записям в тетрадях)

-Соотнесите написанное вами с материалом учебника на стр. 372-373. Что добавили вы в свое определение?

-Какие понятия, кроме понятия «культура речи» вам встретились?

(«язык», «речь», «языковая норма»)

-Исходя из этого постарайтесь самостоятельно сформулировать цель сегодняшнего урока.

(если учащиеся затрудняются с формулировкой цели урока, учитель помогает):

-Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой речи как разделом русской лингвистики, узнаем о понятиях «язык», «речь», «языковая норма», «речевая норма», практически закрепляем употребление речевых норм, работая над заданиями ЕГЭ 2013 года

3. Актуализация полученных знаний. Лекция с элементами беседы.

(лекционный материал подается с использованием слайдовой презентации № 1)

-Была ли в материале абсолютно новая для вас информация?

-В чем ее новизна?

-Таким образом, выполняя экзаменационную работу по русскому языку, вы показываете свое владение языком как системой, имеющей уровневую организацию, и владение речью, показывая свою речевую культуру.

ФИЗПАУЗА

4. Выполнение практической работы (часть А)

-Сегодня на уроке мы закрепляем акцентологические (орфоэпические), лексические, грамматические и пунктуационные нормы.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА

-Перед вами лежит лист с практической работой. Найдите первый раздел «Орфоэпическая норма» (в КИМ задание А1)

Расставьте самостоятельно ударения в данных словах.

  1. апостроф
  2. хвоя
  3. жалюзи
  4. приобретение
  5. сформированный
  6. бледна
  7. обеспечение
  8. осведомиться
  9. хлопковый
  10. подростковый
  11. перенявший
  12. жестка
  13. убывший
  14. занята
  15. баловать
  16. принудить
  17. благовест
  18. гражданство
  19. завидно
  20. исчерпать
  21. нефтепровод
  22. средства
  23. феномен
  24. заняла

-осуществите самопроверку (ответы в презентации № 2 на доске)

  1. апострОф
  2. хвОя
  3. жалюзИ
  4. приобретЕние
  5. сформирОванный
  6. бледнА
  7. обеспЕчение
  8. освЕдомиться
  9. хлОпковый
  10. подрОстковый
  11. перенЯвший
  12. жесткА
  13. убЫвший
  14. занятА
  15. баловАть
  16. принУдить
  17. блАговест
  18. граждАнство
  19. завИдно
  20. исчЕрпать
  21. нефтепровОд
  22. срЕдства
  23. фенОмен
  24. занялА

-Закрепите нормы произношения данных слов, прочитав их вслух (2 ученика)

-Зафиксируйте количество правильных ответов на полях тетради (О - …)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА (в КИМ задание А2)

-По материалу учебника на стр. 374-375 дайте понятие лексической нормы.

-С чем связано ее нарушение?

-Возьмите на своих партах листы с заданием «Лексическая норма».

-Самостоятельно обозначьте номера предложений, в которых допущена речевая ошибка.

  1. Мы довольно долго пробыли в Крыму.
  2. Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
  3. Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.
  4. Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве.
  5. Текст написан очень понятливым языком.
  6. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания.
  7. Во многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.
  8. Ни один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным.
  9. Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь.
  10. Важную роль в создании образа героя играют эпитеты.

-Проверка (№ 2, 5, 6, 8, 9)

-Зафиксируйте количество правильных вариантов на полях тетради (Л - …)

-Как возможно исправить каждую ошибку. Исправленный вариант запишите в тетрадь.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА (в КИМ задание А5)

-По материалу учебника на стр.375 определите понятие грамматической нормы.

-Самостоятельно обозначьте номера предложений, в которых допущена грамматическая ошибка.

  1. У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.
  2. Вопреки прогноза специалистов безработица в стране резко выросла.
  3. С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
  4. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
  5. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.
  6. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.
  7. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как можно дом сделать теплее, а проживание в нем – экономичнее.
  8. Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.
  9. Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнует людей сегодня.
  10. Благодаря умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные

-Проверка (№ 2,3,5,7,8)

-Исправьте ошибки, запишите эти варианты в тетрадь.

-Зафиксируйте количество правильных вариантов на полях тетради (Г - …)

ПУНКТУАЦИОННАЯ НОРМА (в КИМ задание А26)

-Откройте сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 161, найдите задания 1-5, самостоятельно выполните.

-Проверьте себя по листу проверки (стр. 164)

-Зафиксируйте количество правильных вариантов тетради на полях (П - …)

5. Выполнение практической работы (часть В)

-Выполняя задание В3, вы должны показать умение различать типы связи в словосочетании. Из предложения 4 выпишите по одному словосочетанию, построенному по типу согласования, управления, примыкания.

Утренняя тишина была такой, что если на озере сонно вскрикивала птица, то ее крик гулким эхом отзывался по всему еще не проснувшемуся лесу.

Согласование: гулким эхом

Управление: отзывался эхом

Примыкание: сонно вскрикивала

-За каждое правильное словосочетание поставьте себе по 1 баллу (С - …)

7. Работа над сочинением.

-Сочинение – основной показатель владения вами всеми нормами русского литературного языка.

-Откройте сборники на стр. 483, найдите текст.

-Чтение текста учителем

 -Самостоятельное чтение текста учениками.

(пока ученики читают текст, включить презентацию № 3)

-выявление проблемы текста (вместе определяем, каждый самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны)

(возможные формулировки: проблема экологии языка, проблема сквернословия как признак культурной катастрофы, проблема сквернословия как проявление бескультурия человека)

-текстуальный комментарий (вместе определяем, каждый самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны)

(используемые приемы: вопросно-ответная форма повествования, использование эмоционально-оценочной лексики, метафора)

-выявление авторской позиции (вместе определяем, каждый самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны)

(авторская позиция: сквернословие, как законченное проявление бескультурия человека возможно искоренить, повышая культурный уровень как отдельного человека, так и общества в целом)

-Для более успешной и продуктивной работы опираемся на шаблоны (на доске слайдовая презентация № 3)

Проблема

Основная проблема, рассматриваемая автором в тексте – проблема….

В данном тексте автор рассматривает проблему…

Текстуальный комментарий

  1. Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  2. Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с ( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  3. Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  4. Используя такие изобразительно-выразительные средства, как…., автор пытается…
  5. Избранный автором художественный прием…помогает глубже понять …., усиливает эмоциональное воздействие текста.

Выявление авторской позиции

  1. Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
  2. …. – вот авторская позиция по данной проблеме.
  3. Автор считает, что…

8. Подведение итогов, рефлексия.

-ученики подсчитывают набранное за урок количество баллов

0 - 18 баллов – «2»

19 - 28 баллов – «3»

29 – 36 баллов – «4»

36 – 42 балла – «5»

-Рефлексия (на оценочной линии укажите свое место) (от -5 до 5 баллов)

Д/З написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэт и мыслитель Саади ( XIII в.) Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал

Слайд 2

Язык и речь

Слайд 3

Язык - средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.

Слайд 4

Язык и его уровни фонетический (звуки, интонация) м орфемный (части слова: корень, суффикс и др.) лексический (слова и их значения) морфологический (части речи) синтаксический (предложения) Описывается данная система в грамматиках и словарях

Слайд 5

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму (сам процесс говорения и письма)

Слайд 6

Признаки языка и речи язык речь имеет уровневую организацию сохраняет отдельность слов нецеленаправлен стабилен фиксирует опыт коллектива присущ любому человеку линейна стремится к слиянию слов в речевом потоке устремлена к определённой цели подвижна отражает опыт индивидуума присуща конкретному человеку

Слайд 7

Основные качества речи точность понятность чистота речи богатство и разнообразие выразительность правильность

Слайд 8

Правильность речи связана с нормами языка орфоэпическая (произношение) орфографическая (написан и е) словообразовательная лексическая (словоупотребление) грамматическая (употребление форм слова) синтаксическая интонационная пунктуационная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а постр О ф хв О я жалюз И приобрет Е ние сформир О ванный бледн А обесп Е чение осв Е домиться хл О пковый подр О стковый перен Я вший жестк А уб Ы вший занят А балов А ть прин У дить бл А говест гражд А нство зав И дно исч Е рпать нефтепров О д ср Е дства фен О мен занял А

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема Основная проблема, рассматриваемая автором в тексте – проблема…. В данном тексте автор рассматривает (поднимает) проблему…

Слайд 2

Текстуальный комментарий 1. Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что… 2. Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие на… Избранный автором художественный прием…помогает глубже понять ..., усиливает эмоциональное воздействие текста.

Слайд 3

Авторская позиция Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:... …. – вот авторская позиция по данной проблеме. Автор считает, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

урок русского языка 11 класс Техника устной речи

урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока  - групповая работа...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...