Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Погорелова Елена Николаевна

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7-ом классе.

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Учитель Погорелова Е.Н.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуально-групповая.

Цели урока.

Образовательные:

  • закрепление умения узнавать наречия, определять их роль в речи и доказывать своё мнение в соответствии со знанием морфологических особенностей наречий;
  • закрепление умения отличать наречие от омонимичных словоформ;
  • ознакомление со способами образования наречий;
  • активизация знаний о значении различных частей речи.

По развитию речи:

  • отработка навыков замены наречий и других сочетаний слов синонимичными наречиями;
  • формирование умения редактировать текст и правильно использовать наречия в речи.

Развивающие:

  • развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • развитие логического мышления и умения концентрировать внимание.

Домашнее задание к уроку (по группам):

  1. «Теоретики». Составить таблицу для ответа на вопрос о наречии как части речи.
  2. «Практики». Выписать предложения с наречиями из стихотворений М.Ю.Лермонтова.
  3. «Сочинители». Составить текст на определённую тему с использованием наречий и фразеологических оборотов (о том, как проходит перемена в школе; о повадках животного или по заданию упражнения 232 школьного учебника. Текст ко второй теме может быть составлен в разных стилях: научном и художественном).

Ход урока.

  1. Сегодня мы продолжаем разговор об особенностях наречия как части речи, который начали на прошлом уроке. Для начала я предлагаю вам, внимательно посмотрев на доску, ответить на вопросы: может ли данная фраза иметь несколько значений? От чего это зависит?

На «крыле» доски заранее написано предложение: Пролетали мимо города, села, хутора. Отвечая на этот проблемный вопрос, ученики приходят к выводу о том, что в зависимости от постановки ударения в словах, меняется не только смысл предложения, но и то, какими частями речи выражены его члены.

Задание: записать предложение в тетрадь, проставив знаки ударения над словами. Произвести синтаксический разбор и указать, какой частью речи выражен каждый член предложения. (По мере выполнения задания у доски отвечают два человека, объясняя оба варианта ответа.)

Вопросы отвечающим: как вы определили, какой частью речи выражены члены предложения в этих фразах? Как называются одинаковые по звучанию слова? Можно ли слова из этих предложений назвать омонимами? Как называется такой способ словообразования, при котором слова образуются без участия словообразующих морфем?

  1. А теперь давайте повторим материал прошлого урока.

Класс отвечает на теоретические вопросы о значении различных частей речи (имени прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, наречия), о том, какие из них не изменяются.

А в это время к доске идут два ученика из группы «Теоретиков» и составляют по памяти подготовленную ими дома и заранее проверенную учителем таблицу «Наречие как часть речи». Таблица должна иметь графы:

  • Значение...
  • Вопросы...
  • Относятся к...
  • Изменяются...
  • Синтаксическая роль...

Отвечающие заполняют графы таблицы и устно приводят свои примеры. Одноклассники корректируют их ответ по мере необходимости и подбирают по одному примеру из задания №3 рабочей тетради Г.А.Богдановой, записывая в тетрадь ответы к графе «Относятся к...».

В это же время два ученика работают на задней части доски по карточке с заданием «Угадай слово». Их задача – заменить наречия и сочетания слов синонимичными наречиями. Получившиеся наречия записать в столбик в порядке следования вопросов. Взять пятую букву из получившихся слов № 1, 3, 4, 7 и четвёртую из слов № 2, 5, 6. Объяснить смысл угаданного слова. На карточке даны слова:

  1. Надеть навыворот.
  2. В предыдущий день, вчера.
  3. Осмотрительно, с опаской.
  4. Очень быстро, торопливо.
  5. Ручным способом, без применения механизмов.
  6. Полностью, без остатка.
  7. Приблизительно.

  1. Какова роль наречий в речи?

- Они «живописуют действия». Пример – текст про перемену или про повадки животного (ответ ученика из группы «Сочинителей»).

- Связывают предложения в тексте, помогая избежать повторов. В этом смогут убедиться те ребята, которые получат карточки с заданием заменить повторяющиеся слова наречиями и местоимениями.

Мы переходим к этапу выполнения индивидуальных практических заданий.

Карточки.

  • Редактирование текста. Избавьтесь от повторов, используя наречия и местоимения.

Текст 1. Рано утром я пошёл в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошёл в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Вдруг из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель под сараем.

Текст 2. Мересьев очутился на вырубке. На вырубке Мересьев на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донёсся какой-то шорох, Мересьеву почудилось, что в кустах люди.

Примечание: тексты на карточках даются с пропусками букв на местах изученных орфограмм и без знаков препинания.

  • Работа со стихотворными отрывками. Эти карточки подготовлены группой «Практиков». Задания выполняют ученики из двух других групп.

Найдите в стихотворных отрывках наречия, задайте к ним вопросы, выполните синтаксический разбор предложений. Выделите орфограммы и пунктограммы.

  • Карточка № 69 из Дидактического материала по русскому языку Л.А.Тропкиной.

Распределите словосочетания по колонкам: 1. С наречием. 2. С другими частями речи.

Волосы ёжиком, играть с ёжиком, свалиться на голову, разбить наголову, одет по-летнему, по летнему небу, во вторых классах, во-вторых, хочется отметить.

Докажите своё мнение.

Последнее задание выполняется у доски, потом комментируется. Затем проверяется работа по редактированию текста.

  1. Сегодня мы много говорим о морфологических особенностях наречий, задаём вопросы к ним, учимся находить эту часть речи в тексте, наблюдаем за ролью наречий. А как же образуются наречия? Ответ на этот вопрос есть в сказке-указке «Большие проделки маленькой части речи» (текст взят из книги В.Волиной «Весёлая грамматика»). Сказку рассказывают две заранее подготовленных ученицы, задача класса – понять, от каких частей речи и какими способами образуются наречия. По ходу сказки в тетрадях ведётся запись, отражающая способы образования наречий, а также производится их разбор по составу. Вывод: наречия чаще всего образуются от имён прилагательных, имён существительных, имён числительных, глаголов. Проблемный вопрос к домашнему заданию: от каких ещё частей речи можно образовать наречия?

  1. А теперь настало время проверить, какое слово удалось расшифровать ребятам, работавшим по карточке «Угадай слово». Отвечающие читают задание и свой ответ (они производили синонимическую замену), получившееся слово – название изучаемой части речи.

Подведение итогов урока.

  • Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
  • Что узнали?
  • Что учились делать?

И последнее напутствие: ребята, старайтесь использовать наречия в своей речи почаще, они помогут вам сделать речь выразительной, только не поступайте так, как это делал герой шутливого рассказа «Рецепт». Инсценировка. Врач и ученик.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём мальчика:

- В каком классе ты учишься?

- В седьмом.

- А дружно вы живёте в своём классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

- Жутко дружно? Ужасно весело? А учитесь хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Но тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот рецепт: «Читай учебник грамматики русского языка.»

Домашнее задание (по группам).

  • Упражнение № 203 из школьного учебника. Это творческое задание, его выполняют «Теоретики» и «Практики».
  • Задание № 3 в рабочей тетради Г.А.Богдановой. Этот вид работы для «Сочинителей».

Дополнительное задание по желанию – подобрать примеры, показывающие от каких частей речи, кроме названных на уроке, могут быть образованы наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...


 

Комментарии

Погорелова Елена Николаевна

Урок закрепления учебного материала по теме "Наречие как часть речи". Русский язык. 7 класс.

Погорелова Елена Николаевна

Урок закрепления учебного материала