Главные вкладки

    Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок русского языка в 5 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

    Фунтикова Евгения Сергеевна

    Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему "Правописание ться и тся в глаголах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah.doc37.5 КБ
    pravopisanie_tsya_i_-tsya._ppt.ppt285 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Каменная средняя общеобразовательная школа» села Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Фунтикова Евгения Сергеевна.

    Урок русского языка в 5 классе.

    Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

    Тип урока: изучения и закрепления новых знаний

    Вид урока: урок смешанного вида.

    Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся

                и   –ться в глаголах.

    Задачи: - формировать умение находить слово ,

                      к которому относится глагол, ставить от него вопрос

                      к глаголу;

                     - научить правильно произносить и писать глаголя на –тся

                       и – ться;

                     - формировать навыки самоконтроля, умение работать

                       самостоятельно;

                     - научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся

                       на – тся и –ться;

                     - формировать орфографическую зоркость;

                     - обогащать словарный запас учащихся.

    Средства обучения :   -словесные;

                                           - наглядные.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент (2минуты)
    2. Актуализация знаний. (5 минут)

    Повторение с предыдущих уроков

    Давайте ответим на несколько вопросов, прежде чем прейдем к новой теме.

    – Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

    – Что вы знаете о глаголе?

    – Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

    3. Подготовка к изучению новой темы (7 минут).

    1)Чтение и запись сочетаний слов с глаголами: (слайд№1)

    Венера (что делает?) светится (3-е л.)

    Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)

    Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.)

    - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    Объявление темы и цели урока (слайд №2)

    4. Формирование новых знаний (10 минут).

    - От чего зависит написание –тся и –ться в глаголе?

    -Запишите стихотворение в тетрадь и запомните его. (слайд №3)

                                Прежде чем глагол писать,

                                Не забудь вопрос задать.

                                Так как мягкий знак в вопросе,

                                И в глаголы его вносим.

    2) Работа с учебником на стр. 250 (Слайд №4).

    4)Предостережение от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

    - Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд №5)

    Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

    1.Пошла по воду молоди….

    2.Бабушка Коли молоди….

    3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

    -Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

    - Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

    - Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

    Запись в тетрадях (слайд№6) ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица.

    - Подтвердим данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

    Работа у доски по цепочке.

    Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.

    5. Применение новых знаний (10 минут)

    Физкультминутка (Слайд №7 )

    Работа в группах (Слайд №8)

    1ой образовать данные глаголы с -тся

    2ой образовать глаголы с -ться

    От слов слеза , лечить , вить , сеять образовать глаголы на –тся и –ться

    (Слайд №9) Что делает ?                                что делать?                                                          Слезится                                Слезиться

                       лечится                                лечиться                                                        вьется                                             виться

                      сеется                                                  сеяться

                           3 лицо                                          неопр. Ф.        

    На доске текст. Внимательно прочитайте текст, найдите в тексте глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь, заполните таблицу.
    1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
    2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
    3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
    4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
    5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
    6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).
    (Слайд №10)
    Модельный ответ:
    -тся
    Раскрывается
    Туманится
    Тянутся
    отражается

    -ться
    Родиться
    налюбоваться
    Компетентностно – ориентированное задание.

    Взаимопроверка. Пользуясь модельным ответом, записанном на доске, проверьте правильность выполнения задания у товарища, опираясь на шкалу оценок.
    Шкала оценки.
    1 ошибка – 5
    2 - 3 ошибки – 4
    4 ошибки – 3
    Выполнение упражнения 638

    6. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок(3 минуты)

    Обобщение материала с помощью вопроса

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и ться в глаголах?

    7. Домашнее задание (2 минуты)

    п.111, упр.642(письменно).(Слайд №11)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Определим тему урока! Венера (что делает?) светится (3-е л.)Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.) Стишок Прежде чем глагол писать,Не забудь вопрос задать.Так как мягкий знак в вопросе,И в глаголы его вносим! Работа с учебником Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 250 Не все ли равно? Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/1.Пошла по воду молоди….2.Бабушка Коли молоди….3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди… Запишите! ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица. Физминутка.Солнце садится, взлетает синица ,В воздухе плавно листик кружится,Зайчик спешит в норке закрыться. Пришла пора на места приземлиться. От слов слеза , лечить , вить , сеять образовать глаголы 1-я группа на –тся, 2-я на –ться Ответы:1-я гр.: Что делает? Слезится, лечится, вьётся, сеется (3 лицо)2-я гр.: Что делать? Слезиться, лечиться, виться, сеяться (неопр.ф.) Модельный ответ. -тсяРаскрываетсяТуманитсяТянутсяотражается-тьсяРодитьсяналюбоваться Домашнее задание § 110 – выучить правило,упражнение 643 (письменно)

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание -ться, -тся в глаголах"

    Данный урок является вводным при изучении данной темы. К уроку прилагается презентация....

    Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"

    Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стил...

    Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

    Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

    Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

    Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

    Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

    Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

    Урок русского языка в 5 классе на тему "-ТСЯ-, -ТЬСЯ в глаголах"

     Данный урок русского языка проводится в начале учебного года в системе уроков повторения изученного в начальной шк...

    Урок на тему : "Правописание ться и тся в глаголах" в 5 классе.

    Данный урок является уроком освоения новой темы по правописанию ться и тся в глаголах....

    конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

    это подробный план урока со всем раздаточным материалом...