Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

мецлер людмила васильевна

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего урока рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celi_uroka.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Культура речи.

Цели урока:

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

 (развивающая) развивать  навыки  поиска информации из различных источников, отбирать  и систематизировать найденный материал, обобщать  данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать  культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

(Учитель с одним из обуч-ся инсценирует стих-е Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)

  1. Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  1. Чо?
  2. Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  1. Где?
  2. Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  1. Ну?!
  2. Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  1. Гы!..
  2. И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  1. Врёшь!
  2. Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  1. Ха!..
  2. А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  1. Брось!..
  2. Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  1. Псих!..
  2. Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

-_____________________________________________________________________

- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

2. Самоопределение в деятельности.

Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока. (на доске записаны высказывания)

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)

 «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

                              К. Г. Паустовский.

Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.(слайд  1-2)

1)Попал как (кур) в ощип.

2)(Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

4)(Тришкин ) кафтан.

5) Двух зайцев разом (убить).

6)Разинуть (рот).

7)(Ахиллесова) пята.

8) На скорую (руку).

9)Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле)

- Итак, тема урока: «Культура речи» (слайд 3)

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обуч-ся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность +

интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. (слайд 5-6)

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

( варианты сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обуч-ся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной (слайд 7 Качества хорошей речи. Содержательность)

- Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней (слайд 8. Пустословие -)

Задание 2. «Выбери меня!»

Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 9)

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни

(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)

Одеть на встречу смокинг.

Надеть на встречу смокинг.

Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)

Итак, следующее качество культурной речи: точность , логичность(слайд 10)

Задание 3.

Представьте ситуацию : жена говорит мужу: (слайд 11)

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в этой ситуации)  Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак культурной речи здесь представлен? (слайд 12. Уместность)

Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и тавтология (слайд 13-14) Тавтолгия – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.

Плеонзм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.

Найдите плеоназм или тавтологию в данных примерах (слайд 15)

Задание 4.

Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 16  

«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»)

- Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна. Следующее качество культурной речи – правильность (слайд 17)

- Какие нормы литературного языка вы знаете? (слайд 18-21)

  1. определяет правила образования слов («надетый», а не

  надёванный») и форм слов («инженеры», а не   «инженера»),

  употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице,

  у меня слетела шляпа»), построения синтаксических конструкций

  (нельзя: «Он застал крестьян в лесах, кравших у него дрова») –  

  грамматическая;

  1. определяет правила употребления слов в соответствии

  с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: «Низкий старик») –

  лексическая;

  1. определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией

  общения – стилистическая;

  1. определяет правила постановки знаков препинания –  

  пунктуационная;

  1. определяет правила произношения слов и постановку

  ударения в них («свёкла», а не  «свекла») – орфоэпическая

- Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов: (слайд 14)

  1. Каково значение слова? (Толковый словарь)
  2. Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)
  3. Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
  4. Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
  5. Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

Групповая работа (делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари).  Самопроверка (слайды 22-25)

Задание 5.

-Послушайте диалог (ученики читают по ролям)

  1. Димка, ну чё, прочитал?
  2. Прочитал.
  3. Прикольно или стрёмно?
  4. Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
  5. Вот лох!
  6. А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
  7. Ух ты!

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)

- что такое сленг? (слайд 26-27) ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией,  родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся  от принятой литературной  языковой нормы.

 - К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному...

Не впадло вам стрематься за невъездом в тусовую феню. Спешел-фор-ю заморочилась профа из под кликухи Никита и не хилую букварилу замутила(«сабо-самой», не без нашего хелпаря). Так что вяжите крошить батон на уши про непрохилую и недотопу. Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой бэзер мы пишемся. Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

Лично мне в этом тексте непонятна большая половина слов. Предлагаю вам стать переводчиками подобного текста (слайд 28-31)

Полный невесел

 (читать невЕсел)

 Почему, блин, говорят мне,

 Что язык мой засорен, блин.

 Я по типу все ж не ламер,

 Я рулезный, клевый, модный.

 Припев:

 Невесел у меня,

 Полный невесел.

 Не модный типа я

 И все, блин, такое.

 Я на клаве текст фигачу,

 Тэги трудные вставляю.

 Я для вас же, блин,ишачу.

 Я вэбмастер, понимаешь?

 Припев.

 Я страницу залудил, блин.

 Гостевую, чат повесил.

 А мне гости замутили,

 Мол отстой тут и невесел (Творческий перевод текста: слайд 32)

 Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.

 Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками < >

 Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.

 Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.

 Залудить – запустить, открыть доступ. )

 - Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.

Итак, еще одним качеством хорошей речи является чистота. (слайд 33)

Задание 6. Мы с вами обозначили признаки хорошей речи. Но все ли?  Скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд 34

«Лето. Море. Жара. Чудесно!») казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной. (слайд 22 «Выразительность»)

Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну. Вперед! К творчеству! Под морскую мелодию ученики пишут мини-сочинение. Слайд 23)

4. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Настало время подвести итоги.На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока. Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...