Проект по теме "Имя существительное" в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Павлихина Фаина Александровна

 

При изучении темы «Имя существительное» я использовала современные образовательные технологии, которые помогли мне реализовать системно-деятельностный подход на уроках русского языка. В течение изучения данной темы учащимися были подготовлены доклады на темы, которые вызвали у них трудности. Чтобы выявить эти трудности, я провела анкетирование учащихся, где ученики отметили, что удалось и не удалось им при изучении темы. Также мною был проведён анализ всех самостоятельных и проверочных работ. Мною были назначены ученики –консультанты, которые проверяли знание всех правил по данной теме. Они добились того, что все ученики класса выучили правила на оценки «4» и «5». Ученики сами составляли карточки для проверочных работ, которые были использованы на уроках. Были созданы кроссворды и тесты по теме «Имя существительное», написаны сочинения-миниатюры на тему «Как я изучал тему «Имя существительное»». Итогом этой работы явился открытый урок, на котором ребята представили свои доклады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx348.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Краснопресненская СОШ имени В.П.Дмитриева»

Проект

«Имя существительное»

                                                      Авторы проекта: учащиеся 6 класса

                                                      Руководитель: Павлихина Ф.А.,

                                                                                  учитель русского языка

Декабрь 2011г.

Тема: Имя существительное, обобщение и систематизация изученного.

Цель:изучить тему «Имя существительное».

Задачи: 1) Повторить изученное в 5 классе по теме «Имя существительное».

2) Создать доклады, карточки, презентации, кроссворды по изучаемой теме.

3) Создать газету о том, как  изучали тему «Имя существительное».

Форма проведения презентации проекта: «живая газета».

Образовательная цель: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

Использованные технологии: Личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, проектная, информационно-коммуникативная.

Описание проекта: При изучении темы «Имя существительное» я использовала современные образовательные технологии, которые помогли мне реализовать системно-деятельностный подход на уроках русского языка. В течение изучения данной темы учащимися были подготовлены доклады на темы, которые вызвали у них трудности. Чтобы выявить эти трудности, я провела анкетирование учащихся, где ученики отметили, что удалось и не удалось им при изучении темы. Также мною был проведён анализ всех самостоятельных и проверочных работ. Мною были назначены ученики –консультанты, которые проверяли знание всех правил по данной теме. Они добились того, что все ученики класса выучили правила на оценки «4» и «5». Ученики сами составляли карточки для проверочных работ, которые были использованы на уроках. Были созданы кроссворды и тесты по теме «Имя существительное», написаны сочинения-миниатюры на тему «Как я изучал тему «Имя существительное»». Итогом этой работы явился открытый урок, на котором ребята представили свои доклады.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при подготовке проекта:

1. Индивидуализация учебного процесса.

Проведено анкетирование, с учётом диагностики каждому назначено индивидуальное задание.

Трудности при изучении темы «Имя существительное»

Фамилия, имя

Тема, в которой я испытываю затруднения

Задание

Срок

Помощь, консультирование

Биткова Вика

«Род несклоняемых имён существительных»

Составить список несклоняемых существительных (из рабочих тетрадей), выписать из толкового словаря значение этих слов, определить их род, нарисовать иллюстрации ( к некоторым словам)

13.12.2011

учитель

Ганжа Диана

Всё поняла

Составить тест по теме «Повторение изученного  об имени существительном»

13.12.2011

учитель

Гунбетова Карина

«Падежные окончания существительных», «Род несклоняемых существительных»

Выучить таблицу окончаний существительных разных склонений, составить 2 карточки по этой теме;

Составить список несклоняемых существительных (из рабочих тетрадей), выписать из толкового словаря значение этих слов, определить их род, нарисовать иллюстрации ( к некоторым словам), подготовить презентацию

13.12.2011

учитель

Егорова Алёна

«Разносклоняемые существительные», «Имена существительные общего рода»

Выучить все правила по теме «Разносклоняемые имена существительные», составить письменное высказывание, используя разносклоняемые существительные, определить их падеж, выделить суффиксы и окончания.

13.12.2011

Учитель, Ганжа Диана

Захарова Олеся

«Склонение существительных», «Род несклоняемых имён существительных»

Выучить таблицу «Склонение существительных»,

Выучить таблицу окончаний существительных разных склонений, составить 2 карточки по этой теме;

Составить письменное высказывание по теме «Несклоняемые существительные», определить род этих существительных, знать, что они обозначают

13.12.2011

Учитель, Биткова Вика

Захарова Оксана

«Повторение изученного в 5 классе об имени существительном»

Подготовить доклад по теме «Имя существительное» (что мне известно об этой части речи)

13.12.2011

Учитель, Гунбетова Карина

Котик Олег

«Морфология», «Повторение изученного в 5 классе об имени существительном»

Подготовить доклад по теме «Имя существительное» (что мне известно об этой части речи). Составить вопросы по теме «Имя существительное» (7 вопросов)

13.12.2011

Учитель, Биткова Вика

Орлова Ангелина

«Несклоняемые существительные»

Составить письменное высказывание по теме «Несклоняемые существительные», определить род этих существительных, знать, что они обозначают

13.12.2011

Учитель, Биткова Вика

Поздняков Ярослав

«Повторение изученного в 5 классе»

Подготовить доклад по теме «Имя существительное» (что мне известно об этой части речи)

13.12.2011

Учитель, Гунбетова Карина

Половинкин Герман

«Род несклоняемых имён существительных»

Составить список несклоняемых существительных (из рабочих тетрадей), выписать из толкового словаря значение этих слов, определить их род, нарисовать иллюстрации ( к некоторым словам)

13.12.2011

Учитель, Гунбетова Карина

Потапов Максим

«Морфологический разбор имени существительного»

Выучить план морфологического разбора имени существительного.

Подготовить доклад по теме «Имя существительное» (что мне известно об этой части речи)

13.12.2011

Учитель, Гунбетова Карина

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Создание докладов, презентаций, кроссвордов, тестов, карточек, заметок для газеты.

3. ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ

Самостоятельная работа при подготовке и выполнение работ.

4. РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ

Задания даны в соответствии со способностями учащихся.

5. УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Все задания учащимися выполнены, за большинство работ получены оценки «5» и «4», неудовлетворительных оценок нет.

6. КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Создание общего проекта, газеты.

План

Вступление

1. Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе).

2. Разносклоняемые имена существительные.

3. Несклоняемые имена существительные.

4. Правописание имён существительных.

5. Обобщение по теме «Имя существительное».

Заключение

Содержание

                                               Нет ничего такого в жизни и в нашем

                                               сознании, что нельзя было бы

                                               передать русским словом: звучание

                                               музыки, блеск красок, игру света,

                                               шум и тень садов, неясность сна,

                                               тяжкое громыхание грозы, шёпот и

                                               шорох морского гравия.

                                                                                           К.Г.Паустовский

Вступление

Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное -  ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает.

Тематика докладов:

1. «Имя существительное как часть речи» (Котик Олег, Захарова Оксана и Потапов Максим)

Определение имени существительного как части речи, грамматические категории имени существительного (одушевлённость/неодушевлённость, собственные и нарицательные, род, число, склонение).

2. «Разносклоняемые имена существительные» (Егорова Алёна)

Определение разносклоняемых имён существительных, особенности склонения, правописание разносклоняемых имён существительных.

3. «Несклоняемые имена существительные» (Гунбетова Карина, Поздняков Ярослав,Половинкин Герман, Биткова Вика, Орлова Ангелина, Захарова Олеся)

Определение несклоняемых имён существительных, род несклоняемых имён существительных, несклоняемые фамилии.

4. «Правописание имён существительных» (практическая работа). Изготовление карточек по темам: «Слитное и раздельное написании НЕ с уществительными» (Захарова Олеся, Гунбетова Карина), «Правописание букв Ч и Щ в суффиксах существительных» (Половинкин Герман, Биткова Вика, Гунбетова Карина), «Правописание суффикса ЕК/ИК» (Захарова Оксана, Захарова Олеся, Половинкин Герман, Гунбетова Карина, Поздняков Ярослав, Потапов Максим), «Правописание букв О и Е в суффиксах существительных после шипящих» (Биткова Вика, Егорова Алёна, Потапов Максим, Захарова Оксана).

5. «Повторение изученного в 6 классе по теме «Имя существительное» (практическая работа). Составление теста по теме (Ганжа Диана), составление кроссворда по теме (Гунбетова Карина).

Заключение

«Самый лучший язык!»

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего
Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.
Бежим мы в школу как всегда,
Учить язык мы будем,
И никогда, и никогда
Мы правил не забудем!

Сценарий урока-презентации проекта «Живая газета»

Учитель: Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы хотим представить вам проект «Живая газета».

Гунбетова Карина: Целых 20 уроков мы работали над темой «Имя существительное», повторяли, изучали новые правила, работали над проектом. Вот что у нас получилось!

Биткова Вика: Цель нашего проекта – изучить тему «Имя существительное».

Гунбетова Карина: Задачи проекта – 1) Повторить изученное в 5 классе по теме «Имя существительное», 2) Создать доклады, карточки, презентации, кроссворды по изучаемой теме,

3) Создать газету о том, как мы изучали тему «Имя существительное».

Ганжа Диана: К.Паустовский писал:" Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия". Я прочитаю вам стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. Послушайте.

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!..

-   Ребята, что особенного в этом стихотворении?  

-  Хотя в тексте почти одни имена существительные ( их 22 ), мы понимаем  его смысл.  

Захарова Олеся: Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное -  ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

ПоловинкинГерман: Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает.

Гунбетова Карина: Какие же предметы называет имя существительное?

  1. живые существа (девочка, собака);
  2. явления природы (дождь, ветер);
  3. явления общественной жизни (митинг, демонстрация);
  4. признак как предмет (синь, желтизна);
  5. действие как предмет (бег, прыжок).

БитковаВика: Изучая тему «Имя существительное, мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые постарались преодолеть. Котик Олег, Захарова Оксана и Потапов Максим подготовили доклады по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 3 – 5 классах»

Котик Олег: В начале изучения темы я не очень хорошо помнил определение имени существительного.

Захарова Оксана: А у меня возникли проблемы со склонением и падежами.

Потапов Максим: Я знал, что существительные изменяются по падежам и числам. Но не помнил, что некоторые существительные имеют только одну форму единственного или множественного числа. Именно об этом мы сейчас и расскажем.

Котик Олег: (определение имени существительного)

Захарова Оксана, Олова Ангелина: (склонение и род существительных)

Потапов Максим: (существительные, имеющие форму только единственного и множественного числа)

Учитель: Мы знаем, что очень важно уметь применять полученные знания на практике. Определите род, склонение, число и падеж следующих существительных.

Гунбетова Карина: в 6 классе мы узнали об имени существительном много нового. Например, то, что существительные могут быть разносклоняемыми. Егорова Алёна подготовила сообщение по этой теме.

Егорова Алёна: (определение разносклоняемых существительных) Я хочу прочитать вам стихотворение об этих существительных.

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

У коровы полно вымя;

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь.

Учитель: Вспомните правило, вставьте пропущенную букву, определите падеж.

Ганжа Диана: Существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения, существительные на –ия, -ий, и –ие, разносклоняемые существительные … А ведь это ещё не всё, что мы должны знать о склонении. Оказывается, бывают существительные, которые вообще не склоняются. Об этом расскажут

Гунбетова Карина, Поздняков Ярослав,Половинкин Герман, Биткова Вика, Орлова Ангелина, Захарова Олеся.

Поздняков Ярослав: (определение несклоняемых существительных)

Половинкин Герман: (существительные, относящиеся к несклоняемым)

Биткова Вика: (несклоняемые фамилии)

Захарова Олеся: (род несклоняемых существительных)

Гунбетова Карина: (презентация по теме «Несклоняемые имена существительные», практикум)

Ганжа Диана: Со склонением разобрались. Теперь остановимся на роде существительных. Казалось бы, что тут непонятного? Мужской род, женский, средний … А общий род? Что это такое?

Потапов Максим: (определение существительных общего рода)

Биткова Вика: Вот теперь о существительном мы знаем почти всё. Всё, да не всё! Давайте вспомним правила о правописании имён существительных.

Гунбетова Карина: (правило о слитном и раздельном написании НЕ с уществительными)

Захарова Олеся: ( правило о правописании букв Ч и Щ в суффиксах существительных)

Поздняков Ярослав: (правило о правописании суффикса ЕК/ИК)

Половинкин Герман: (правило о правописании О и Е в суффиксах существительных после шипящих)

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь проверим свои знания, решив карточку на данные правила.

Гунбетова Карина: Урок подходит к концу, настало время домашнего задания. Я подготовила кроссворд по изученной нами теме, а вам необходимо его решить.

Ганжа Диана: Я подготовила тест по теме «Имя существительное» и предлагаю вам решить его. Это и будет вашим домашним заданием.

Учитель: Настало время продемонстрировать результаты нашего труда.

Ганжа Диана: Изучая тему «Имя существительное» мы получили 25 пятёрок, 11 четвёрок, немного троек - 7, и совсем ма-ло двоек 5, при таком количестве пятёрок и четвёрок их можно совсем не заметить!

Учитель: (читает список класса, ученики выходят к доске с рейтинговыми листами)

Список класса: Биткова Вика, Ганжа Диана, Гунбетова Карина, Егорова Алёна, Захарова Олеся, Захарова Оксана, Котик Олег, Орлова Ангелина, Поздняков Ярослав, Половинкин Герман, Потапов Максим.

Биткова Вика:(стихотворение «Самый лучший язык!») 


Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего
Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.
Бежим мы в школу как всегда,
Учить язык мы будем,
И никогда, и никогда
Мы правил не забудем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в 6 классе УМК "New Millennium English"+презентация

Данный урок входит в тему «Здоровый образ жизни» ,является обучающим уроком по теме .Для подготовки к этому уроку учащиеся использовали знания, полученные на предыдущих уроках  ....

Проект "Моя семья" 5 класс

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Моя семья"...

Презентация ученического проекта "Вышивка крестом" 7 класс

Презентация ученического проекта "Вышивка крестом" 7 класс...

Презентация проекта "Модульное оригами" 8 класс

Презентация проекта "Модульное оригами" 8 класс...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...