Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
план-конспект урока по русскому языку по теме

Ефимова Татьяна Валерьевна

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учреждений

Санкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году

 

 

 

 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9

Калининского района Санкт – Петербурга

 

 

Адрес: Санкт - Петербург, ул. Старцева, д.7, тел. 534-86-86,

e-mail: sc-i9@yandex.ru (школы – интерната)

 

Автор разработки: Ефимова Татьяна Валерьевна

 

image

 

 

 

Программа: Школа России

Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.

Класс: 4Б* (по программе VII вида)

 

 

 

2012 г.

 

 

Методическая разработка (сценарий) урока.

 

Цель: закрепление знаний о предложении, о главных и второстепенных членах предложения.

 

Задачи:

- совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения;

-отработка навыка орфографической зоркости;

- активизация словарного запаса и развитие связной речи;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- формирование умения самостоятельной работы, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- воспитание интереса к родному языку, к родной природе.

 

Содержание учебного материала:

- тетради для чистописания (Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. Прописи – ступеньки)  и  индивидуальные карточки для чистописания (приложение 1);

- слова для словарной работы: синичка, воробей, ветка, солнце, горизонт, небо, облако, снег, трава, береза, почки;

-  презентация, созданная в программе «Microsoft Power Point»  (приложение 2);

-  текст  для чтения учителем: Л.Н.Толстой «Как меня гроза в лесу застала»

 (приложение 3);

- текст для редактирования (приложение 4);

- пособие: правила по русскому языку для начальных классов «Дружок», И.А.Бахментьева (приложение 5).

- домашнее задание задается в индивидуальных тетрадях. «Ступени. Тесты. Русский язык» М.Г.Ракитина. (приложение 6);

-  примерные задания  из программно - методического комплекса «Семейный (школьный) наставник»: (приложение 7).

 

 

План урока

 

  1. Организационный момент.

2. Чистописание.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

 

 

Части урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

 

 

Временная реализация (в минутах)

1. Организационный момент.

     Учащиеся садятся за парты.

Учитель: проверяет посадку;

 надевает утяжелители на руки тем учащимся, кому даны рекомендации врачом - ортопедом; помогает пододвинуться к парте.

 

1 минута.

2. Чистописание.

     Учащиеся выполняют индивидуальные задания в прописях, на отдельных карточках.

1 ученик – работает в прописях, выполняя задание одной строки.

1 ученик – работает на отдельном листе, выполняя задание с постепенным сужением строки – 3 строки.

Остальные учащиеся – работают в прописях, выполняя задание 3 строк.

     Учитель следит за посадкой учащихся, следит, чтобы работу выполняли в полном объеме.

3 минуты.

3.Словарная работа.

Учащиеся: открывают тетради для классных работ. Записывают число, «классная работа», «словарь».

      На доске написаны слова в столбик с пропущенными орфограммами, их надо записать в тетрадь так же, как на доске – в столбик.

Одному ученику из 11 слов прописано 6 слов в тетрадь заранее (с пропусками как на доске), ему в эти слова надо вставить букву, а остальные слова ученик записывает сам.

Учитель: читает слова с доски.

Учитель: «Как вы думаете, что надо сделать с этими словами?»

Учащиеся: «Надо списать слова, вставляя пропущенные буквы».

     Когда написаны слова, учитель дает следующее задание: обозначить какие из данных слов являются словарными.

Учитель следит за ходом выполнения задания.

Учитель и учащиеся проверяют на доске правильность выполнения работы: вслух называют орфограммы, а учитель выделяет их в словах на доске, обозначают словарные слова.

Доска:

1 синичка

   воробей – сл.сл.

   ветка - веточка

2. солнце – сл.сл.

    горизонт –сл.сл.

3. небо

    облако – сл.сл.

4. снег – снега

    трава – травы

5. береза – сл.сл.

     почки

 

7 минут.

4. Работа над темой урока.

А) Повторение о предложении.

Презентация.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Что является грамматической основой предложения?

Слайд 3.  Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?

Слайд 4. Назовите второстепенные члены предложения. На какие вопросы они отвечают?

 Слайд 5. Второстепенные члены предложения.

Слайд 6. Союзы. Запятая ставится, если…(правило)

 

Б) «Зачем  грамотно писать?»

 Учитель монотонно читает текст из рассказа Л.Н.Толстого «Как меня гроза в лесу застала»

Слайд 7.

После аудио-прослушивание этого же отрывка, выразительное чтение.

Учитель: «Что вы скажете о двух вариантах прочтения одного и того же отрывка?

 Зачем мы их прослушали?

 Какой вывод можно сделать?»

Учащиеся: «Второй отрывок был прочитан выразительно. Прослушали, чтобы сравнить».

Учитель: « Что помогает чтецу выразительно читать текст, знать где сделать и какой продолжительности паузу?»

Учащиеся: «Знаки препинания, запятые и точки».

Учитель: «Чтобы написать текст с правильной расстановкой знаков препинания, что важно знать?»

Учащиеся: Надо правильно писать предложения, помнить о правилах, отличать главные и второстепенные члены предложения, союзы».

 

В) Работа над предложениями.

1 ученик  - садится за персональный компьютер (ноутбук).

1 ученик  - работает на карточке со схемами предложений.

Остальные учащиеся  – работают в тетрадях.

Учитель: «Посмотрите на доску. Словарные слова остались на месте. А теперь посмотрите на монитор».

Слайд 8. На экране появились  5 схем предложений.

Учитель: «Что надо сделать, как вы думаете?»

Учащиеся: «Составить по схемам предложения, используя слова из словаря».

Учитель: «Зачем слова словаря разбиты на группы?»

Учащиеся: «Пять схем – пять групп со словами. Каждая группа к одной схеме».

Учитель: «Чтобы правильно составить предложения по схемам, что надо сделать?»

Учащиеся: «Правильно задать вопросы».

Первая схема:

image

Учитель: «Назовите главные члены предложения, которые присутствуют в этом предложении.

Задайте вопросы к  каждому члену предложения».

Учащиеся: «Два подлежащих, одно сказуемое. Кто или что? Что сделал? Что делал? Что сделало? Что делало?  На что? Или куда?».

Составим предложение.

Учащиеся предлагают свои варианты. Записывают предложение. Разбирают его по составу.

     Ученик, который выполняет работу на компьютере, разбирает предложения тоже на компьютере в программе «Блокнот» с опорой на таблицу условных обозначения при разборе на компьютере (таблица составлена учителем, и ученик по этой таблице работает не первый год).

В итоге работы получаются следующие предложения:

Синичка и воробей сели на ветку. Солнце показалось над горизонтом. По небу плывут белые облака. Растаял снег, а под ним спала трава. На березах наливаются почки.

     Учитель следит за работой учащихся; помогает ученику с трудностями в выполнении письменных работ. написать предложения; задает наводящие вопросы.

    Ученик, который  выполнил данное задание быстрее всех, имеет возможность поработать за классным компьютером в программе «Семейный (школьный) наставник». Задание по русскому языку «Поставить к слову в предложении вопрос».

14 минут.

 

2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11минут.

5. Физкультминутка.

     Слайд 9,-18. Надо следить глазами за звездой. Получается слово «Предложение».  Двигательная гимнастика сидя за партой: потянуться вверх руками, руки в стороны, вперед, вниз опустить, поставить на плечи. Замочек. «Помыть руки». Погладить себя по голове. Закрыть глаза и посидеть, глубоко дыша: вдох через нос, выдох через рот.

1 минуты.

 

6. Самостоятельная работа.

     Для самостоятельной работы учащимся даются задания в печатном варианте: редактирование письма «Весне». Надо исправить допущенные ошибки в словах, проверить расстановку знаков препинания – где надо поставить запятые, а где не надо. Для опоры учащиеся могут пользоваться пособием «Дружок». Само задание учитель вслух не говорит. Учащиеся сами его читают на карточке.

    2-м  ученикам, быстро выполняющему работу на уроке, или ученику, слишком медленно работающему на уроке, дается  выбирать вариант самостоятельной работы: редактирование текста на листе или работа в программе «Семейный (школьный) наставник» Русский язык; коррекция;  учебный раздел: члены предложения; элемент: знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Всего 13 заданий в блоке.

Письмо весне.

Висне

От учиника

4   класса

__________

_________

Письмо.

Уважаемая Висна!

Добро пожаловать в мой двор. Я с радосным волнением наблюдаю слижу и слушаю как просыпается природа от зимниго сна. Грачи прилители запели первые песни жаворонки. Сонце светит все ярче теплее. В полдень с крыш течет вода  По улицам и во дворе журчат ручейки разливаются громадные лужи. Земля покрывается тровами цветами. На тополе бирезе набухли почки  Скоро зацветет черемуха

Задание. Надо исправить  ошибки в словах. Проверить расстановку знаков препинания.3 предложение разобрать по составу.  Выписать все вопросы в столбик, которые задаете к словам 3 предложения.

     Если учащиеся быстро справляются с заданием, то ученик, работающий за компьютером, частично выполняет задание на карточке. А ученик, работающий с карточкой частично выполняет задание на компьютере.

12 минут.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: «О чем говорили на уроке? Чем занимались? Подумайте молча. Кто готов подвести итог урока?»

Ученикам дается возможность высказаться по теме заданного вопроса. Охарактеризовать свое участие в уроке.

1 минута.

8. Домашнее задание.

Учитель: « Откроем дневники. Запишем домашнее задание. Ступеньки. Страница 36 – 37 № 1. Вам надо будет в тестовой форме определить какие члены предложения являются однородными и из предложенных вариантов выбрать ответ».

Учитель: «Урок окончен. Готовим парты к следующему уроку и идем отдыхать на перемену».

1 минута.

 

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.

  1. Используемые образовательные технологии, методы и приемы, их место в  уроке.

     На 4, 5, 6 этапах урока использованы информационно - коммуникационные технологии. Презентации, созданной в программе «Microsoft PowerPoint»; работа ученика на персональном компьютере с опорой на специально созданную таблицу обозначений в программе «Блокнот»; прослушивание аудио-фрагмента рассказа; индивидуальная работа учеников в программе «Семейный (школьный) наставник». Технология используется и при подготовки урока учителем: создание презентации, поиск аудио-фрагмента в Интернете.

      Создавались условия для максимальной самореализации учащихся с разным темпом работы на уроке - система заданий различного уровня сложности, объема и способа выполнения. Технология уровней дифференциации обучения применялась на 2, 3, 4, 6 этапах урока.

     Частично применялась игровая технология на 6 этапе урока, когда учащиеся выбирали вариант самостоятельной работы - программа «Семейный (школьный) наставник» носит игровой характер.

     Иллюстративный метод -  в ходе урока схемы, таблицы в презентации, которые помогали сжато и наглядно дать информации учащимся на уроке. Элементы  проблемного метода обучения, когда учащиеся сами решали что за задание им предстоит выполнить, предлагали свои варианты.

  1. Дидактические материалы и средства обучения.

На уроке использовались различные дидактические материалы и средства обучения: презентация, организационно–педагогические средства ( раздаточный материал,  пособие для школьника в таблицах «Дружок»).

  1. Оформление урока – используемые иллюстративные материалы: схемы предложений, аудио - материал, презентация.
  2. Рекомендации по подготовке и проведению урока.

     Урок готовится по принципу «от слова к предложению». Планируя урок в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, надо знать их особенности и возможности, учитывать разный темп их работы. Аудио – материал  взят из Интернета и в программе «Office MowiMaker» вырезается нужный фрагмент.

Итоги урока.

      В ходе урока учащиеся активно работают, прислушиваются к ответам своих товарищей. Такая работа дает положительный результат. Материал по повторению закрепляется, учащиеся отработают на практике навык проверки написания слов, предложений. Урок способствует положительной  мотивации учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc376 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc559.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.4.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie567_.doc860 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Фрагменты страниц тетрадей для чистописания.

Задание ученику 1.

Задание ученику 2

Задание ученику 3

Задание ученику 4.



Предварительный просмотр:

 Приложение 2.

Презентация к уроку «Повторение. Главные и второстепенные члены предложения».

  

  

        



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого. Как меня гроза в лесу застала.

Когда я был маленьким. Меня послали в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно. Пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большим дубом. Блеснула молния такая светлая, что глазам больно стало.  И я зажмурился.



Приложение 4.

Текст  для редактирования.

Висне

от учиника

4     класса

______________

______________

Письмо.

Уважаемая Висна!

Добро пожаловать в мой двор. Я с радосным волнением наблюдаю слижу и слушаю как просыпается природа от зимниго сна. Грачи прилители запели первые песни жаворонки. Сонце светит все ярче теплее. В полдень с крыш течет вода  По улицам и во дворе журчат ручейки разливаются громадные лужи. Земля покрывается тровами цветами. На тополе бирезе набухли почки  Скоро зацветет черемуха

Задание.

Исправьте  ошибки в словах.  Проверить расстановку знаков препинания6 Где надо – поставьте точку или запятую. Третье  предложение разобрать по составу.  Выписать все вопросы в столбик, которые задаете к словам третьего предложения.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Опорная таблица из пособия «Дружок»


Приложение 6.

Фрагмент  домашнего задания


Приложение 7.

Примерные задания из программы «Семейный (школьный) наставник».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока....

Повторение темы "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Работа на уроке ведётся с единым познавательным текстом, который ученики смогут прочитать в конце урока....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение».

                   Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены ...

Методические материалы «Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

Методические  материалы «Контрольная  работа по теме  «Главные и второстепенные члены   предложения» 8 класс...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...