ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Дмитриева Людмила Викторовна
  1. Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, подготовить к написанию сочинения-описания декоративной игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО НА ТЕМУ:

«Ты, как и душа у народа, красива»

(описание декоративной игрушки)

2 часа

  1. Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, подготовить к написанию сочинения-описания декоративной игрушки.
  2. Оборудование: выставка иллюстраций и декоративных игрушек, стенд «Народная игрушка», СТО для презентации по теме урока, раздаточный материал «стили речи».

Ход урока

  1. Объяснение темы урока, его целей и  задач.

Учитель русского языка. Ребята, мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Сегодня оно будет очень интересным и увлекательным, так как наш урок необычен. Это интегрированный урок. Обратимся к толковому словарю и уточним значение слова «интегрировать».

Справка: интеграция – объединение в одно целое. Интегрированный урок – это урок изучения определенной темы на основе нескольких учебных предметов.

Наш урок объединяет два учебных предмета: изобразительное искусство и русский язык.

Учитель русского языка. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем историю филимоновской и дымковской игрушек, сравним их и сделаем вывод о том, чем они отличаются друг от друга, определим место игрушек в жизни русского народа.

Подводя итог всему сказанному, увиденному на уроке, вы напишете сочинение-описание. «Ты, как душа у народа, красива». Вам сегодня предстоит стать художниками и писателями одновременно. Как художники вы должны в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему. Это не очень просто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазий. Записать свои впечатления, найти единственно нужное слово тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

II. Речевая разминка.

1. Какой предмет спрятался в загадке:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Отгадайте, как зовут?

2. Какие слова помогли вам разгадать загадку?

3. Рассматривание матрёшки.

4. Учитель русского языка. Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры  включают до 60 матрешек.

III.  Работа с текстами (тексты на каждой парте).

1.         Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой — соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что От одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца (К. Паустовский).

2.         Матрешка — полая  внутри, деревянная,  ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь СИ. Ожегова).

3. Беседа по текстам:

1. Какой тип речи используется в этих текстах?

2. Что характерно для описания?

3. Чем отличаются предложенные описания?

4. Как вы определили стиль этих текстов?

5. Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили

6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

Учитель русского языка. Для того чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Вы сможете это сделать сегодня, если будете очень внимательными, чуткими, зоркими.

Справка: тип текстов – описание, стиль первого текста – художественный, второго – научный.

IV. Выставка игрушек.

Учитель ИЗО. Посмотрите, сколько интересных игрушек на нашей выставке! Что за чудо-свистулька! Петушок — золотой гребешок! Искусно сделала его мастерица, словно живой он, того и гляди, спрыгнет и запоет. Невольно задаешься вопросами:'«Откуда пришло к нам чудо-чудное? Сколько лет игрушке?» Из чего ее изготовили? Какие цвета при росписи использовались? Обо всем этом мы узнаем из заочной экскурсии по музею игрушек, которую проведет для нас учитель ИЗО Шульга Г.Н.

Учитель русского языка. Когда вы будете проходить по залам музея, ведите дневниковые записи, как настоящие туристы, записывая туда все самое интересное. Таким образом вы накопите материал для будущего сочинения.

Справка: записи делаются на заготовленных листах. Разделы записей: 1) виды игрушек (дымковская, филимоновская, матрёшка) 2) форма 3) материал 4) цвета

V. Компьютерная презентация.

 Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально  имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни, передавали ребенку понятия о добре и зле, о счастье и красоте, издавна развивалось это удивительное рукотворное мастерство.

Учитель И 3 О. В 1909 г. в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки, целью которой было создание интереса к истокам — к волшебной и сказочной, нехитрой и забытой народной игрушке. В музее были собраны интереснейшие экземпляры: это и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные игрушки. А со временем таких выставок становилось все больше и больше, интерес к ним возрастал. Знаменитый художник и исследователь Н.Д. Бартрам стал основателем единственного в своем роде музея игрушки. Игрушки даже из одного места не похожи здесь друг на друга. Каждая сделана на свой фасон и украшена по-разному. Как правило, о начале изготовления игрушек на их родине существует какая-нибудь легенда, так как по правде-то никто и не помнит, с чего и когда начиналось дело. у игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата — утехами богата: расчески-гребешки, свистульки-петушки. Интересными были расписные кони, свистульки, волчки, кораблики, барышни. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой — быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь и тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было .под рукой: из глины, лоскутков, дерева, соломки. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела сколько-нибудь резких изменений. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приемы росписи, исполнения. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково — слобода Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Позже это печальное событие забылось, и народ на этом месте стал устраивать весенние гуляния, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был огромный. Затем стали делать  другие глиняные игрушки: барышень, козликов, собак, кошек и др. В слободе Дымково были отличные глины и речной песок. Летом крестьянки заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних забот, замачивали ее в глубоких деревянных корытах и долгими морозными вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зеленый, золотой, красный, малиновый... Эти игрушки вывозили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню — ярко расписанная фигурка отражает быт и моду XIX в. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в Тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки — это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать птичку-свистульку. Животные тоже часто имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала широко известна своими глиняными игрушками сравнительно недавно, около ста лет назад. В росписи использовали четыре цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко-красным, зеленым, лимонно-желтым. Игрушки сначала покрывались желтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные и птицы всегда раскрашивались по определенной схеме: поперек туловища и шеи рисовались, чередуясь, разноцветные узоры — полоски, • елочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зеленые шляпки, пестрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры. А вот перед нами матрёшки. (Материал в начале урока).

VI. Словарная работа.

1. Проверка записей учащихся.

2. Все русские игрушки рукотворные.

Учитель русского языка.

1. Ребята, как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.)

2. Запишите однокоренные слова к слову рукотворный. (Творец, творить, творческий, творчество...)

3. Создавали эти игрушки настоящие мастера.

Учитель русского языка.

1. А как вы понимаете слово мастер?

2. Подберите к нему синонимы. (Творец, создатель...)

4. Составление словарного диктанта из новых слов, прозвучавших на уроке (интегрированный, презентация, Дымково, Филимоново, рукотворный, сувенир, полая, экскурсия, мастер, расписной, традиции и т.д.)

VII. Подведение итогов урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. С какими новыми словами познакомились?
  3. Чем отличаются научный и художественный стили речи?
  4. К чему подготовились?

IX. Д/з. Написать сочинение-описание декоративной игрушки (по выбору).

Презентация

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие, прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской "детское воспитание", основанной меценатом Саввой мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России, эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший, первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее -мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка -спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени маша, маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни тагег - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри...

В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам, матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь, но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории.

В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль, кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду  научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость, такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки". Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы, первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно, вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели, но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером... но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки - и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже - незначительно - с формой матрёшек, в селе полховский майдан матрёшка - это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок, матрёшки из этого села знамениты своими "розанными" рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки - сделанные в городе Семёнове нижегородской области - легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке, они отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая "северная" в России - вятская матрёшка, а в Сергиевом посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой лавры.

Есть в России и целые музеи, посвященные матрёшкам, первый в России –и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве, московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente -2005" в германию, в город Франкфурт-на-Майне.

В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей... но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru

Матрёшка

I.  Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца.

(К. Паустовский)

II.  Матрёшка - полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

(словарь С.И.Ожегова)

Тип речи

I текст -

II текст –

Стиль речи

I текст -

II текст -

Заочная экскурсия

1. Виды игрушек -

2. Форма игрушек -

3. Материал, из которого изготовлена -

4. Цвет, орнамент -

Словарная работа

Рукотворный-

Мастер-

План сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Урок русского язык в 6 классе «Ты, как душа у народа, красива» (описание декоративнойигрушки)

Тема урока: «Ты, как душа у народа, красива» (описание декоративной игрушки)Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить худо­жественному видению окружающего мира; создать целостное ...

Описание эскиза узора Интегрированный урок развития речи и ИЗО (для учащихся 5-го класса)

Интегрированный урок  развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе.Цель: создать целостное представление об орнаменте русского национального костюма; формировать навыки составления...

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 8 классе

Цели: развивать речь учащихся, формируя навыки самостоятельного описания окружающего мира; помочь понять образный язык искусства на основе искусствоведческого текста; ввести в активный словарь учащихс...