Проверочная работа "Средства выразительности в художественной речи" (по материалам бардовской поэзии)
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Авдеева Лариса Анатольевна

Проверочная работа по теме "Средства выразительности художественной речи" для учеников старших классов состоит из трех блоков: 1 - соотнесение термина с определением, 2 - определение вида тропа или стилистической фигуры, 3 - творческая часть, свободный анализ поэтического отрывка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проверочная работа25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Авдеева Лариса Анатольевна

Средства выразительности в художественной речи.

проверочная работа

 (по материалам бардовской поэзии)

  1. Теория.

Соотнесите термины и определения:

     А) Перенос значения с оного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

    Б) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое значение, благодаря чему  создается нарастание (реже ослабление) производимого впечатления.

   В) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

   Г) Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

  Д) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

  1. Оксюморон     2. Градация   3. Гипербола   4. Перифраза   5. Синекдоха

  1. Определите изобразительно - выразительные средства:
  1. Крылья сложили палатки – их кончен полет,

Крылья расправил искатель разлук – самолет (Ю.Визбор)

  1. Золотая подружка моя из созвездия Лебедь  (Ю.Визбор)
  2. О, постоялые дворы – аэропорты XIX века (А.Городницкий)
  3. И в стареньком плаще среди людей по лужам,

Как будто средь вещей, шагал я неуклюже. (Ю.Визбор)

  1. По Смоленской дороге – леса, леса, леса,

По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы… (Б.Окуджава)

  1. Ветер рвёт горизонты и раздувает рассвет… (И.Сидоров)
  2. Вот и окончился круг,

Помни, надейся, скучай… (Ю.Визбор)

  1. Давайте собираться у стола –

Ну, много ли нам надобно на сборы?  (Б.Вахнюк)

  1. Где оборванцы-фонари

Бредут шеренгою заляпанной,

И осень огненный парик

Сдирает ливневыми лапами…  (В.Егоров)

  1. Поля окрестные мокры –

На сто губерний ни огня, ни человека…  (А.Городницкий)

  1.  То, что в шутку ты сказала,

 Буду помнить я всерьёз.

 Видят старые вокзалы

 Слишком много новых слёз.

 Принимай судьбу отрадно,

 Не ищи других причин.

 Разделились беспощадно

 Мы на женщин и мужчин.  (А.Дольский)

  1. Убегу – не остановишь,

Потеряюсь – не найдёшь.

Я – нелепое сокровище,

Ласкающийся ёж…   (В.Миляев)

  1. Эссе. Выберите наиболее понравившийся  отрывок из бардовской песни, определите, какое изобразительно-выразительное средство использовал автор, его роль и значение.  (10 – 12 предложений)

а) Будет утро греть на печке

    Молоко в здоровых кружках,

    Нарисует ночь русалку

   «Под Дейнеку» на окне.

   Будет всё, как ты хотела…

   Будет долгий звон хрустальный,

   Если стукнуть лыжной палкой

   Ровно в полночь по луне…    (Ю. Визбор)

б) Старый пень без колец –

    Ему молодость снится.

    И под черный чепец

    Прячет песни синица.

    Над ромашкой пчела

Осторожно колдует.

Два прозрачных крыла

С тихим солнцем рифмует…   (А.Солянов)

в) А распахнутые ветра

    Снова в наши края стучатся –

    К синеглазым своим горам

    Не  пора ли нам возвращаться?

    Ну а что нас ждёт впереди?

    Вон висят над чашей долины

    Непролившиеся дожди,

    Притаившиеся лавины…   (Ю.Визбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- мастерская художественного письма по материалам русской поэзии и трем картинам с одним названием.

7 класс . По программе Разумовской. Урок посвящен развитию навыков письма. Ученики в ходе работы мастерской создают сочинение-описание на тему "Осень"....

"Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)

Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове т...

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Данная программа элективного курса под общим названием включает в себя две части, с одной стороны, достаточно автономные, а с другой, - взаимосвязанные и взаимообусловленные.Это дает возможность вариа...

Изобразительно-выразительные средства художественной речи

Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Материал для учащихся 7-11 классов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Выразительные средства художественной речи".

Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться д...

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».

laquo; Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи...

Методические материалы по теме «Изобразительно – выразительные средства художественной речи»

В данной работе представлены авторские кроссворды по теме «Изобразительно – выразительные средства  художественной речи». Материалы можно использовать на уроках литературы ...