Урок филологического прочтения лирического стихотворения. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Этот интегрированный урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.

     В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку группами. Вопросы и задания обращали старшеклассников к анализу лирического сюжета, жанровых особеннос­тей произведения, его композиции, худо­жественных языковых средств, особеннос­тей стиля, лексики, синтаксиса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Урок филологического прочтения лирического стихотворения.

                 А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» 10 класс

     Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.

     В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку группами. Вопросы и задания обращали старшеклассников к анализу лирического сюжета, жанровых особенностей произведения, его композиции, художественных языковых средств, особенностей стиля, лексики, синтаксиса.

     Задания рассчитаны на шесть групп.

  1. группа
  1. Что составляет предмет лирического видения поэта?
  2. Обозначьте тему стихотворения.
  3. В чем своеобразие композиции произведения? (Количество строф? Какой образ создается в каждой строфе? В каких отношениях друг к другу находятся части стихотворения?)
  4. Чем оправдана «кольцевая» композиция стихотворения?
  5. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении?
  6. Какими языковыми средствами они переданы?
  7. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения?

     2 группа

  1. Выделите ключевые образы стихотворения. С помощью каких тропов поэт создает образы природы?
  2. Проанализируйте характер сравнений и метафор. В чем смысл употребления разнообразных сравнительных союзов?
  3. Какие тропы создают картины ночи и дня? Как противопоставлены эти картины?
  4. Почему так ярки и праздничны краски ночи и так тусклы и бедны краски дня?
  5. В чем смысл авторской трансформации фразеологизма во II строфе?

3 группа

  1. Раскройте символический смысл двух планов восприятия в стихотворении: воображаемого и реального.
  2. Какой смысл несет в себе образ костра? Сопоставьте движение словообраза в I и V строфах. Встречался ли вам образ костра в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов?
  3. Определите идею стихотворения.
  4. Какова «протяженность» поэтического действия в произведении? Какие временные фрагменты опускает Фет? Почему?
  5. Какие ассоциации рождает наречный повтор долго-долго в III строфе? Соотнесите его с подобными повторами в других стихотворениях Фета.

     4 группа

  1. В чем состоит особенность синтаксиса стихотворения?
  2. Чем можно объяснить обилие сложных бессоюзных предложений в стихотворении?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Как и почему меняется характер деепричастий?
  4. Обратитесь к словам, создающим ощущение движения. В чем замысел поэта?
  5. Какова роль звукописи в стихотворении?

5 группа

  1. Проанализируйте «растительные» образы в стихотворении. Типичны ли они для лирики Фета?
  2. Как соотносятся в III строфе словообразы с уменьшительно-ласкательными суффиксами {зорька, дымок) с наречными эпитетами сиротливо, скупо, лениво!
  3. Есть ли в стихотворении слова, требующие особого толкования (устаревшие, просторечные, высокие поэтические слова)? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?
  4. В чем особенность рифмы миниатюры?
  5. Определите размер стиха произведения. Отображает ли ваше наблюдение какую-либо закономерность в творческой манере Фета?

6 группа

  1. Попытайтесь определить жанр стихотворения.
  2. Приведите примеры других стихотворений Фета, близких по мироощущению к «Ярким солнцем в лесу...».
  3. Просмотрите альбомы репродукций с картин русских и зарубежных художников. Какие из них близки по мироощущению поэзии А. Фета?
  4. Если бы вам пришлось издать сборник стихов Фета, какой бы рисунок вы поместили на обложке?
  5. Музыка каких композиторов, на ваш взгляд, наиболее близко выражает настроение лирики Фета? Каким бы музыкальным фрагментом вы проиллюстрировали стихотворение «Ярким солнцем в лесу...»?

     Выразительное чтение наизусть стихотворения учителем.

     Важность данного этапа определяется эмоциональным воздействием мелодии стиха на учащихся.

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь,

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок

Над золою замрет сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонек

Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь - разгорится костер,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник. (1859)

Создание проблемной ситуации при восприятии   стихотворения   «Ярким   солнцем в лесу...». Читаю эпиграф урока:

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.

-Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною...

(А. Фет).

     — Это сказал поэт, покорявший и покоряющий сердца не одного поколения любителей поэзии. Его ценили и любили Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф.  И. Тютчев.  Поэзией Фета восхищались П. И. Чайковский и М. И. Глинка. Романсы на стихи этого поэта исполнялись в лучших салонах Москвы и Петербурга, в скромных гостиных провинциальных городов и уютных дачах. Его ликующие гимны родной природе, любви способны заворожить и старца, и пылкого юношу, и ребенка... Откуда брались эти чарующие звуки? Как всякий воистину гениальный поэт, А. А. Фет испытывал порой мучительные поиски того самого единственно верного слова, способного затронуть живые струны человеческой души. Поэт ощущал «бедность» родного языка перед таинством жизни, природы, любви, Красоты.

     Творческая история стихотворения.

     —        Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» было написано в 1859 г. Конец 50-х годов знаменует своеобразный «уход» Фета от поэзии. Он оставляет военную службу, так и не добившись вожделенного возвращения потомственного дворянства, выходит в отставку, поселяется в Москве (1858), пишет стихи, статьи, а в 1860 году в Мценском уезде Орловской губернии покупает землю, строит дом и становится помещиком.

     Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» создавалось примерно в то время, когда Фет готовил к публикации в журнале «Русское слово» статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Фет боготворил Тютчева, дорожил дружбой с ним, сравнивал мир его поэзии с лучезарным солнцем, ставил его имя в один ряд с Пушкиным. Статья Фета о Тютчеве — не только пример бескорыстной признательности другу-поэту, но и образец его удивительной чуткости к красоте поэзии вообще. Природа, любовь, творчество — вот главные темы и образы фетовской лирики. Поэта волнует вопрос о том, как возникает творение, как воображение художника рождает к жизни образы, звуки, ощущения. Что может увидеть поэт в вечном противоборстве ночи и дня, холода и тепла, жизни и смерти? На эти важные, трудные, но очень интересные вопросы мы, возможно, получим ответ, когда всмотримся, вслушаемся, прочувствуем одну из лучших лирических «мелодий» Фета «Ярким солнцем в лесу...».

     IV  Анализ стихотворения.

     - Какова тема стихотворения?

     - Это произведение пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы.

     - Что же составляет предмет лирического видения поэта?

     - Описание леса. Яркие краски ночного костра, побуждающие лирического героя размышлять о себе, о своих ощущениях...

     - Верно. В стихотворении мы видим движение образа-пейзажа и развертывание душевного признания лирического героя. Но мы лишь в самом начале пути в таинственный мир этой миниатюры. Вы же обозначили лишь одну, видимую внешним зрением, сторону темы стихотворения. Ведь стихи эти — не только о природе. У произведения есть и второй смысловой план. Попытаемся его обнаружить и разгадать. А для начала обратимся к композиции стихотворения. В чем ее своеобразие? Напомните, в какой поэтический цикл входит это стихотворение?

     - Незадолго до смерти Фет подготовил поэтический сборник, стихи в котором расположил не в хронологической последовательности их написания, а по тематическому и, скорее, музыкально-живописному принципу: «Вечера и ночи», «Осень», «Снега», «Гадания» и др. Стихотворение «Ярким солнцем в лесу...» поэт отнес к разделу «Мелодии».

     - Почему?

     - Возможно, потому, что по своему построению стихотворение действительно напоминает мелодию, т.е. песню. Этим во многом и определяется «кольцевая» композиция стихотворения: начало и конец его почти одинаковы.

     - Если говорить о своеобразии композиции стихотворения, то она больше классическая, нежели новаторская: пять строф, каждая из которых — одно сложное предложение, рисующее законченную картину.

     —        Проследите, какие образы создает поэт в каждой строфе. Какой из них ключевой?

     - Лирическая экспозиция создает ключевой образ стихотворения — ярко пылающий костер в ночном лесу. Воображение поэта «подкрепляет» этот образ метафорическим сравнением еловых деревьев с хором «пьяных гигантов». Ключевой образ уже в I строфе приобретает зримые и слуховые очертания, надолго запоминается читателю...

     - Мы дополним еще ваши первоначальные представления о стихотворении новыми наблюдениями. Почему II строфа, которая призвана сформировать движение лирического сюжета, начинается с личного местоимения я?

     - Я — это поэт и лирический герой. В этом  случае  они  настолько  неразрывны, что говорить о них по отдельности — значит нарушить композиционный и идейный замысел поэта. Ключевой образ строфы — сам поэт. На фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца вдруг доходит живительное тепло костра...

      - Третья строфа рисует резкую смену во времени: прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь огоньки его углей теплятся «скупо, лениво».

     - Четвертая строфа довершает картину «мерцающего» дня, который разрушает игру воображения поэта, и многоголосый «хор» вековых елей уступает место реальному «пню» «у холодной золы».

     - Заключительная строфа — это, скорее, мечта: снова придет ночь, заполыхает костер и наполнит жизнь лирического героя высоким смыслом, откровением и радостью.

     - Да, вы правы, стихотворение это удивительно сюжетно. Но, мы можем понимать сюжет стихотворения условно: не как смену событий, эпизодов, поступков, а как движение лирического чувства. Какие краски и звуки вы увидели и услышали в этой миниатюре?

Костер как солнце, как пламя, его краски предельно ярки: желтые, красные, оранжевые, золотые.

     - Пламя костра окрашивает в красный цвет ели.

     - Блеклый рассвет, сиротливый дымок зари, бледно мерцающий день, черные угли потухшего костра...

     - Слышится могучий хор качающихся от ветра деревьев, треск можжевельника, фейерверк искр от костра...

     - Какие иные ощущения порождают у вас эти образы?

      - Мы чувствуем дымок золы. Словно ладонью осязаем холодный пень, золу, из которой ушло ночное тепло...

     —        С помощью каких тропов поэт создает картины природы?

     —        Главными выразительными средствами создания образов стихотворения выступают метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты. Образ костра — солнце в ночном мраке. Метафора подкреплена отглагольным эпитетом пламенеет — образ получается ярким, убедительным.

     - Пламя костра рождает в воображении поэта образ ельника. Гиперболическое сравнение качающихся деревьев с хором пьяных гигантов усиливает грандиозность и величие картины: глагольные формы столпившийся, раскрасневшись, шатается позволяют увидеть, услышать, ощутить необузданность,   праздничность  и  великолепие картины ночи.

     -Используя прием сравнения во II строфе, поэт передает свои ощущения, которые он испытывает в самые отрадные минуты душевного и творческого подъема: словно уносящиеся в небо искры, покидают его тоска, холод и разочарование.

     - Во II строфе — авторская трансформация фразеологизма продрогнуть до костей закрепляет в сознании читателя отрадное впечатление от холодной ночи. В чем противоречие?

     - У Фета этот фразеологизм передает более живое и теплое чувство: «До костей и до сердца прогрело». Здесь нет противоречия. Огонь костра согревает душу поэта, наполняет его жизнь сердечным смыслом — вот почему в этом ряду уместно слово сердце. Творческий порыв, по мысли Фета, должен быть одухотворен теплом души, живым человеческим чувством.

     - Чем оправдано употребление разнообразных союзов в сравнительных оборотах стихотворения?

     -Сравнительные союзы точно, будто, как синонимичны. Поэт не преследовал каких-либо глубоких задач при употреблении этих союзов, скорее всего стремился избежать повторов. Однако расположение их именно в такой последовательности отражает движение лирического чувства от «приблизительного» (точно, будто) к более определенному и категоричному (как). Образы, созданные на основе ярких сравнений, получаются яркими и достоверными.

     —        Поэт противопоставляет картины ночи и дня. Какие тропы создают этот контраст?

     —        Такое противопоставление нетипично для восприятия читателя, хотя традиционно для манеры поэтов XIX века. Мы привыкли ассоциировать день с радостью, светом, теплом, а ночь с тоской, мраком и холодом. У Фета все наоборот: ночь —вместилище творческих помыслов, где безудержное воображение порождает при чудливые, фантастические образы. Вот почему так ярки краски ночи. Образ ночного костра приобретает глубокий символический смысл. Огонь — символ жизни, вспомним Прометеев огонь, а значит, и символ высоких творческих и душевных порывов.

     —        Приведите примеры образа огня в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов. (У Фета понятие огня воплощается    в    словообразы    «светоча», «факела», «блуждающих огней», «блистающего луча», «зеленых зарниц»: «И тем ужасней сумрак ночи, / Чем ярче светоч мой горит...».)

     - Образы огня, пламени характерны для поэзии XIX —XX веков: у В. А. Жуковского («Глубокую сладость, / Глубокое пламя / В меня ты вливаешь...»), Е. А. Баратынского («Проснуться может пламень мой...»), А. А. Блока («Огнекрасные отсветы ярче / На суровом моем полотне...»), С. А. Есенина («В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть...»), М. Волошина («Костер мой догорал на берегу пустыни...»), М. Цветаевой («Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!..»).

     —        Обратимся к «Краткому словарю традиционных символов русской поэзии». Свет — христианский символ божественности, благодати. Факел (пламенник, светильник) — символ поэзии, творческого вдохновения: «Дай руку. Сядь. Зажги мой факел вдохновенный» («Музе»). Образ огня, костра в стихотворении Фета — это символ самой жизни, которая теряет смысл, если в ней угасает творчество. Таким образом, метафора у поэта приобретает смысловую многозначность.

     - Как обрисован «день» в стихотворении?

     - Образу дня посвящены две строфы. Жару пламени противопоставлен холод золы. Краски дня тусклы и невыразительны.

     - Если ночь ассоциируется с праздником, пиром, торжеством (видно, этим можно объяснить эпитет «пьяных гигантов»), то день — холоден, скучен, слишком «реален», лишен вдохновения, свежих красок и таинственных звуков.

     - Вы верно почувствовали в стихотворении два плана изображения: зримая, реальная картина природы и воображаемая игра бликов при свете ночного костра. Теперь можете дополнить свои представления о теме стихотворения и определить его идею.

     - Это стихотворение вовсе не простая пейзажная зарисовка. У Фета все пейзажные стихи необыкновенно глубоки и философичны. Однако природа — не просто фон для высоких мыслей, она способна породить эти раздумья, усилить их, придать им яркие и зримые очертания. Удивительно точно эту особенность подметил И. А. Бунин:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(«Еще и холоден и сыр.. •).

     —        Таким образом, тема творчества в стихотворении «Ярким солнцем в лесу...»находит воплощение в его идее: творчество — высшая сфера человеческой души, неподвластная реальности дня; как и всякое таинство, оно расцветает, благоухает и живет под покровом ночи. «Огонь» жизни и «холод» смерти, их извечное противоборство — вот главный смысл
фетовской миниатюры.

     —        Обратимся к пространственно-временному плану стихотворения. Какова «протяженность» поэтического действия? Какие временные фрагменты и почему
опускает Фет?

     - Ночь проходит быстро, потому что она полна ярких впечатлений. Уносятся в прошлое все невзгоды лирического героя. В этом и заключается кратковременность ночной картины. Она, словно яркая вспышка огня, погружает героя в мир фантастических образов. Фет опускает «ночные» фрагменты: все прекрасное в мире мимолетно. Зато невзрачный и скучный день долог. Наречный повтор долго-долго закрепляет в сознании читателя временную протяженность дня.

     - Приведите примеры подобного повтора в других стихах Фета. («А вчера у окна ввечеру / Долго-долго сидела она...»; «Рано-рано румяною зорькою / На мгновенье зарделось окошко...»).

     —        Временная протяженность «дня» весьма ощутима в стихотворении: от утренней зорьки к скупо мерцающему дню и до поздней поры.

     - Обратимся к синтаксическим особенностям стихотворения. Чем вы объясните обилие сложных, преимущественно бессоюзных предложений в стихотворении?

     - В стихотворении пять предложений, как и строф. В четырех из них точка с запятой служит своеобразным «разграничителем» двух картин в каждой строфе: костер — ельник; лирический герой — его ощущения; раннее утро — поздний вечер; угасший день — холодная зола. Читатель представляет эти картины как нечто отдельное, и в то же время создается некое гармоничное единство.

     —        Чем вы можете объяснить обилие деепричастий (деепричастных оборотов) в стихотворении?

     —        Наверное, самой «природой» деепричастий. Они обозначают добавочное действие при основном.   У  Фета деепричастия конкретизируют основное действие: можжевельник трещит — сжимаясь; ельник шатается — раскрасневшись; тревоги дня умчались колеблясь; дымок золы замрет — спускаясь; можжевельник затрещит — виясь; ельник зашатается — покраснев. Деепричастия значительно углубляют смысл стиха.

     - Мы уже установили, что начало и конец стихотворения, подчиняясь песенной традиции, почти одинаковы. В этом «почти» нам и предстоит разобраться. Как меняется характер лирического действия? Понаблюдайте за глагольными формами.

     - «Похожесть» I и V строф лишь чисто внешняя. Фет не только отдает дань песенной обусловленности миниатюры, но и выражает бесконечное стремление лирического героя к «прекрасно-неуловимому».

     —        Что же меняется в V строфе?

     —        Олицетворение в начале строфы и знак препинания — тире знаменуют собой долгожданный итог: «нахмурится ночь —разгорится костер». Метафора «костер-солнце» отступает, потому что глагол нахмурится передает более одухотворенное действо ночи.

     - Из V строфы исчезает одна из ярких красок в палитре стихотворения: «пламенеет костер» — «разгорится костер». Замена глагола пламенеет на нейтральное разгорится обусловливает устремленность поэта в будущее. Этому замыслу подчинены все глаголы строфы, употребленные в будущем времени: нахмурится, разгорится, затрещат, зашатается.

     —        Таким образом, финал стихотворения открывает нам еще один временной план
произведения — устремленность в будущее, в вечность, в космос. Творчество, как и жизнь, — бесконечно: на смену блеклому дню придет полная таинства ночь и игра воображения повторится.

     - Какие еще синтаксическое особенности стихотворения вы можете отметить?

     —        Отсутствие точки с запятой в V строфе. Предложение — сложносочиненное с союзами и. Ощущается динамичность действия, оно словно убыстряется, даже укорачиваются слова: сжимаясь —виясь, раскрасневшись — покраснев.

      - Противительный союз в начале V строфы довершает контраст ночи и дня: скука мерцающего дня не вечна, ночь принесет новые ощущения и краски.

     —        Обратите внимание на последний стих III и начало IV строфы. Как это явление определяется в поэтическом синтаксисе?

     - Это — стык, когда слова в конце одной фразы повторяются в начале другой. В стихотворении Фета стык закрепляет образ опустошенного, невыразительного дня.

     - Верно, стык как фигура поэтического синтаксиса более характерен для жанров народной поэзии, придавая особую мелодичность стиху. Возможно, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в III строфе может быть связано с народной традицией? Как эти словообразы соотносятся с психологическими эпитетами строфы?

     - Образ зари в поэзии Фета традиционен, он непременный признак лирики поэтов-романтиков. Заря — отрадное начало, символ чего-то нового. Однако в стихотворении Фета этот образ лишен символического смысла: слово зорька приобретает более народное звучание, отражая зыбкость и призрачность рассвета. Этот словообраз диктует и употребление слова дымок. Заурядность нового дня довершает словесное окружение: замрет, сиротливо, скупо, лениво. День разрушает фантазии лирического героя, отсюда — снижение экспрессивной силы глагольного эпитета: пламенеет — прогрело — теплится.

     —        Почему поэт ставит в конце почти каждого стиха существительное-подлежащее: костер, можжевельник, хор, ельники т.д.?

     —        Существительные в стихотворении несут на себе главную смысловую нагрузку, формируют образную ткань произведения. Используя прием инверсии, Фет заостряет наше внимание на необычном месте того или иного слова, делая предметный мир миниатюры удивительно осязаемым.

     - Стихотворение Фета — яркий пример звукописи. Охарактеризуйте особенности этого приема.

      - В описании горящего костра преобладают сонорные и свистящие, шипящие согласные: «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер»; «И сжимаясь, трещит можжевельник»; «столпившийся», «раскрасневшись», «шатается». Мы слышим в этом плавном ритме порывы ветра, «хор» елей, треск костра.

     - В описании дня нет такой экспрессии, здесь решающая роль отводится гласному о: зорьке, дымок, золою, долго-долго.

     —        Мир чувств в поэзии Фета неразрывен с миром природы. Деревья, цветы, травы — не только фон для выражения чувств поэта. Акация, верба, липа, клен, береза,    дуб    —    типичные    образы    его поэзии. Проанализируйте «растительные» образы стихотворения. Случайны ли они? Как они связаны с идеей стихотворения?

     - В произведении частокол елей в свете костра создает иллюзию «пьяных гигантов». Образ можжевельника редок в поэзии Фета. Можжевельник мертв, он лишь «хворост» для костра, однако под пером поэта образ одухотворен: трещит, сжимаясь, виясь...

     - Да, образы эти не случайны. Ель и можжевельник — хвойные вечнозеленые деревья. В стихотворении «Сосны» Фет вечнозеленым «надменным» соснам противопоставляет «шепот», «трепет» «девственных кленов» и «плачущих берез», красота которых преходяща. Среди зимнего безмолвия сосны останутся «пугать иные поколенья» своей «холодною красой». Образы «елей» и «можжевельника» символизируют вечную жизнь, вечную память о жизни. Легкая тень иронии поэта ложится на трансформированный образ подобия живого дерева в картине дня: «У холодной золы изогнувшийся пень / Прочернеет один на поляне».

     - Есть ли в стихотворении устаревшие слова, просторечные, высокие поэтические слова? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?

     - Почти все слова — это стилистически нейтральная лексика, но поэт придал каждому слову особое звучание, особые краски, чтобы произошло движение лирической темы.

     - В чем особенность рифмы миниатюры?

     - В стихотворении — четкое чередование мужских и женских рифм. Все рифмы — перекрестные (1—3; 2 — 4). В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах все рифмы — точные: ночь прочь, день — пень, улетело — прогрело, хор костер...

     —        В этом случае можно говорить о классической организации стиха миниатюры. Рифма Фета не потрясает новаторскими отступлениями, но именно в этой стройной гармонии кроется самая большая тайна поэта: «заставить» простые слова сверкать, звучать, играть красками.

     —        Определите размер стиха.

     —        Стихотворение написано анапестом. Наблюдается строгое чередование пятистопных (ударение на 1, 3, 6, 9, 12 слогах) и укороченных трехстопных (3, 6,9) стихов. Мы можем говорить о гармоничном созвучии стихотворных строк, определяющих плавный ритм произведения.

     —        Воспользуйтесь «Поэтическим словарем» А. Квятковского и определите жанр фетовской миниатюры.

     —        Сам Фет определил лирический настрой своего стихотворения как мелодию: «Что не выразишь словами — /Звуком на душу навей». Стихи Фета можно назвать песней, романсом, в них есть элегические мотивы. Тяготение к повествовательности роднит стихотворение Фета с балладой, а «кольцевая» композиция настолько завершает поэтическую мысль, что можно говорить о лирической миниатюре.

     —        Приведите примеры других стихотворений Фета, близких по мироощущению
миниатюре «Ярким солнцем в лесу...».

     При ответе на этот вопрос чаще других ребята приводили стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: та же таинственность леса, его многоголосие, контрастные оттенки чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело...» Десятиклассники почувствовали сложность поэтического выражения в стихах «Грезы», «Фантазия», «Растут, растут причудливые тени...», «Сны и тени, / Сновиденья...».

     Заключительные задания к уроку помогли закрепить воссоздающее воображение учащихся и углубить их восприятие образного мира фетовской лирики. Мы не искали прямых музыкальных и живописных «иллюстраций» к стихам Фета. В подборе смежных видов искусства учащиеся руководствовались созвучием чувств в произведениях.

     Живописные произведения выступали своеобразной концептуализирующей наглядностью, создавая «зрительную опору» лирическому чувству. Преимущественно это были пейзажи, выполненные в разной манере.

     Пейзажи И. И. Левитана («Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон») будили в душах юных читателей мысли о бренности человеческого существования, о высоком понимании Красоты, над которой не властно время. Краски полотен В. Д. Поленова («Старая мельница», «Заросший пруд») и И. Н. Крамского («Лунная ночь») пробуждали в душах ребят ощущение тайны, неразрывного слияния природы и человеческой души. «Лунные» пейзажи А. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»), по мнению учащихся, наиболее полно выражают впечатление от стихов Фета. Контраст черных, красных, фосфорических лунных бликов усиливает таинство ночи.  Было немало десятиклассников,  которые усмотрели в фетовских пейзажах особую «универсальность». Трудно найти у поэта «чистые» пейзажные стихи, они всегда отображают сложные оттенки душевного переживания. Изображение предмета в лирике поэта — это часто не сам предмет, а впечатление о нем. Ребята называли Фета импрессионистом в поэзии, подкрепляя свои наблюдения репродукциями с картин французских художников Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и др. Их полотна поражают яркой цветовой гаммой, контрастной передачей света.

     При выборе обложки для фетовского сборника стихов учащиеся предпочитали романтические и символические сюжеты: сад, пронизанный лунным сиянием; одинокая статуя Дианы в таинственном мраке липовой аллеи; убранная «прихотью мороза» береза...

В отборе музыкальных фрагментов для иллюстрации стихов Фета пристрастия старшеклассников также отличались разнообразием. Отмечалось, что сам поэт очень любил музыку, пение. Учащиеся ссылались на историю создания стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад...», говорили о музыкальных предпочтениях Фета: Бетховен, Шопен, Глинка, Чайковский. Некоторые стихи поэта носят «музыкальные» названия: «Серенада», «Романс», «Колыбельная песня сердцу». Многие стихи еще при жизни поэта стали песнями.

     - Прочитано стихотворение А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу...». Чем обогатила вас эта лирическая миниатюра?

     - Задушевной мелодией стиха.

     - Красотой поэтического чувства.

     - Я научилась вглядываться в стихотворное произведение и постигать его тайны...

     - К концу урока я уже выучил наизусть это стихотворение. Его образы так ярки и осязаемы, что сами входят в память и сердце.

     - Я поняла, как близки поэзия, музыка, живопись и... жизнь. Наверное, об этом слова В. Жуковского: «Жизнь и Поэзия — одно...».

     - Захотелось самому написать стихи, что-нибудь сочинить.

     - Фет — самый искренний поэт. Не каждому дано услышать музыку небесных сфер. Фет ее услышал и передал нам.

Домашнее задание: написать сочинение в жанре лирического этюда «Когда трепещут эти звуки» (об одном понравившемся стихотворении Фета).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"

Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...

Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10 классе. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.     В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку г...

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

Праздник яркого солнца

Сценарий спортивно-музыкального праздника индейцев...

Открытый урок «Опыт прочтения стихотворения К.Д. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени...". Поэтическое мастерство поэта». Евдокимов О.В.

    Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....

Конструкт урока чтения в 5 классе - И. Суриков "Ярко солнце светит"

Конструкт  урока чтения для обучающихся 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. . На уроке использованы разнообразные приёмы по формированию навыка осозн...