ОРТОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по русскому языку по теме

Трушина Лариса Владимировна

 

Статья посвящена изучению орфоэпических норм на уроках русского языка в старших классах. В ней рассматриваются приёмы по формированию и развитию у школьников навыков правильной речи, что позволит им глубже понять не только систему языка, но и правила его социального применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortologiya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРТОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В наше время культура речи приобретает все большее значение. Глубокие изменения в социальной, экономической и духовной жизни общества, во всех сферах деятельности социума требуют совершенствования контактов между его членами повышения общей культуры народа, а значит – и речевой.

Поэтому мы считаем необходимым обязательное введение ортологического (культурноречевого) материала в каждый урок русского языка в старших классах. Это позволит расширить лингвистический горизонт школьников, поможет им глубже понять не только систему языка, но и – что особенно важно – правила его социального применения.

Видами ортологической работы могут стать выразительное чтение публицистических, научных и деловых текстов; строгое толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся; сочинения-миниатюры, выполненные в разных стилях; редактирование, в котором предусмотрены два этапа: оценка нормативности \ ненормативности языковых средств, уместности \ неуместности их функционирования в микроконтексте и т. д.

В предлагаемой статье расскывается  об ортологическом тренаже, который используется на уроках. «Ортологический тренаж» - рабочее название, его цель – подчеркнуть, что весь тренировочный материал четко ориентирован либо на анализ распространенных ненормативных языковых средств, либо на «слабые участки системы литературно-языковых норм» (Б.Н.Головин. Основы культуры речи).

 Позитивность этого приема состоит в том, что упражнения  используются в системе, в едином блоке и имеют общую культурноречевую направленность.

В блок ортологического тренажа входит четыре задания.

Первое – орфографический диктант. Его объем – десять слов, одиночных или в составе словосочетаний (например: исподтишка, беллетристика, обаяние, законнорождённый, встреча с шестьюстами юннатами, количество, мировоззрение, привилегия, приоритет, комментатор, провозглашать декларацию).

В состав диктанта включаются: 

1) орфографические трудные слова, написание которых можно подкрепить интересной этимологической справкой (исподтишка – результат сращения сложного предлога  из-под с формой  род. п. ед. ч. от  тишок , родственного словам  тишь, тихий; беллетристика – от фр. belles-lettres  - «изящная словесность», слово состоит  в родстве  с  баять, басня, баюшки-баю  и первоначально значило  «очаровывание словами»; приоритет от лат. prior – «первый»);

2) числительные в косвенных падежах  (встреча с шестьюстами юннатами). Это делается с определенной целью: в речи многих носителей родного языка числительные теряют способность склоняться, что разрушает национальные языковые традиции, резко снижает качество общения;

3) лексемы, вызывающие затруднения и в написании, и произношении (рассредоточение, законнорожденный, повторённому, не дозвонишься и т.д.); 

4) распространенные ошибки учащихся (в нашем случае – слова  количество, расчет, рассчитывать, привилегия, декларация и т.п.).

Второе задание тренажа – орфоэпический диктант. Его объем тоже десять слов. Методика проведения такова: учитель произносит одно слово  дважды – либо с разным ударением, либо с разной артикуляцией тех или иных звуков. Например: обеспечение – сначала с ударением на третий слог, а затем с ударением на четвёртый слог, газопровод с  ударением  на слог  про  и с ударением на слог  вод,  ску[чн] о – ску[шн]о, [чт]о – [шт]о, тортами с ударением на первый слог и с ударением на второй слог.

Ученики записывают слово, обозначая то произношение, которое считают нормативным. После проверки и необходимой корректировки в  тетрадях старшеклассников должна появиться такая запись:    обеспечение ( с ударением на третий слог), нефтепровод (с ударением на  последний слог), ску[шн]о, [шт]о, тортами (с ударением на первый слог).  

Затем школьники по одному несколько раз произносят эти слова, закрепляя акцентологические и орфоэпические нормы.

В данное задание включаются только те слова русского языка, которые не имеют произносительных вариантов ( повторены, балованный, недоговорённость, памятуя, вы правы, сумерничать, щавель, ходатайствовать, [т’]ермин, [тэ]рмос, ширмос, ши[н’]ель).

За основу мы берем «Орфоэпический  словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989).

Третье задание ортологического тренажа – комплексный анализ пяти кратких выражений. Учитель их диктует, школьники записывают, а затем комментируют – самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

Например: «ужасно смешной»; « красивый полувер»; «пресное городское солнце».

 «Ужасно смешной». Сначала школьники отказывают этому сочетанию слов в праве на существование. Затем, сопоставив с оборотами типа «ужасно весело», «страшно красиво», «жутко интересно», понимают, что в предложенном контексте слова  ужасно, жутко теряют свой мрачный, зловещий смысл и служат лишь для усиления экспрессии, заменяя собой такие лексемы, как  очень, чрезвычайно, невообразимо и т.д. Значит, делают вывод ученики, это нормативное выражение, но оно – принадлежность разговорного стиля.

 «Красивый полувер». Б.Тимофеев в книге «Правильно ли мы говорим?» дал такой комментарий: «Полувер – это человек, который разуверился наполовину. А пуловер – это, по данным словарей, «трикотажная фуфайка без воротника и без застежки, плотно облегающая фигуру».

 «Пресное городское солнце» (Т.Толстая). На первых уроках такие необычные сочетания  воспринимаются учениками с удивлением. Позже  к ним приходит умение размышлять над словом, воспринимать его глубокий смысл, ощущать свежесть соединения  логически несовместимых единиц, их образность и емкость.

Приведенные примеры показывают: в задание включаются нормативные, ненормативные и окказиональные выражения. Комплексным его называем  потому, что школьники должны оценить в предложенных оборотах всё: произношение, грамматическую форму, словообразовательную модель семантическую и стилистическую сочетаемость, синтаксические связи, цель и условия введения в речь и т.д.

Материалы для третьего задания берутся из словарей правильностей, из художественных, публицистических и научных текстов, из разговорной речи.

Четвертое задание – пунктуационный диктант. Его объем – одно предложение. Оно должно быть по возможности кратким и насыщенным знаками препинания. Например: Книги, дружище, как хороший сад, где всё есть: и приятное, и полезное. (М.Горький).

В дидактический материал включаются и простые неосложнённые предложения, однако, как показывает практика, учащиеся, руководствуясь ложными пунктуационными ассоциациями, ставят в таких предложениях «лишние» знаки.                                                                                      

 Постепенно задание усложняется: для пунктуационного диктанта  подбираются фразы, в которых содержатся речевые ошибки разных типов. Задача учеников – найти и исправить ошибку, записать предложение, правильно расставить знаки препинания. Например: «Одень джемпер, - напомнила мама, - замерзнешь». Учащиеся исключают паронимию (нужно: надень) и оформляют высказывание с прямой речью. Ещё пример: «Рассевшись по машинам, заревели моторы». Школьники устраняют деепричастный оборот, который делает высказывание алогичным, и расставляют необходимые знаки препинания: Едва все расселись по машинам – заревели моторы.

В рамках ортологического тренажа работа над словом не ограничивается вышеназванными упражнениями. При необходимости учащиеся получают задание образовать нужную грамматическую форму (с обеих сторон, пара чулок, килограмм помидоров), дать толкование слову (генезис, коммюнике, жалюзи), составить синонимический ряд из группы слов, выделив доминанту (колосс, гигант, великан, исполин), составить образное сочетание с определённым словом (сливовый, тигровый).

Ортологический тренаж очень мобилен: в нём всегда может получить отражение конкретная тема любого урока. Например, учащиеся систематизируют знания о сложном предложении. Блок упражнений выглядит следующим образом:

1. Авиапочта, миллиграммовый, тремястами коробками, втридорога, сложносочинённое предложение, из-за дождя, новорожденный.

2. Аэропорта, мусоропровод сорокаведерный, стограммовый, иссиня-черный, школа-интернат, алфавит, гастрономия, некролог.

3. «Две большие разницы», «Однако тем не менее забыл», «Будь здоров, друг!», «Позарастали стежки-дорожки», «Всякая душа, ну… как цветик полевой-духовитый» (И.Шмелёв).

4.Объездчик заметил, что, пожалуй, тоже позвонит столяру.

Выполняя эти задания, школьники глубже представляют процесс сложения в языке, так как будут анализировать сложные по составу и способу образования знаменательные части речи – с соединительными гласными и без них (новорождённый, авиапочта), сложные предлоги (из-за), сложные грамматические формы (будь здоров), сложносоставные слова (школа-интернат), сложноподчинённые предложения и т. п.

Учащиеся пронаблюдают ошибочные сложения  (нельзя: «две большие разницы», нужно: две разные вещи или большая разница;  нельзя: «однако тем не менее забыл»,  нужно: однако забыл  или  тем не менее  забыл) и получат возможность объединения внешне разнородных, но вполне гармоничных смыслов.

Тренажем можно начать урок и завершить его. Блок   заданий применяется и как тренировочный, и как контрольный.  Он уместен при объяснении нового материла и при его закреплении или повторении. Эта  «маленькая хитрость»  помогает интересно организовать и домашнюю работу старшеклассников:  они  самостоятельно  составляют упражнения для ортологического тренажера (лучшие варианты обязательно используются на уроках).

Опыт свидетельствует, что этот прием, вызывая у школьников интерес, успешно формирует навыки правильной, чистой, логичной, точной, богатой речи.

ЛИТЕРАТУРА

Б. Н. Головин. Основы культуры речи. –  Издательство: Высшая школа 1988 г.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова – М., 1989.

Б.Тимофеев. «Правильно ли мы говорим?» –  Лениздат, 1963 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...