Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Контарева Светлана Анатольевна

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv11.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ»

11 класс (1 час в неделю , 33,5 часа за год ) :

1.Функциональные разновидности русского языка (16 часов).

2.Виды речевой деятельности., особенности устной и письменной речи(6 часов).

3.Развитие основной мысли в устном и письменном высказывании.(6 часов).

4.Точность и правильность высказывания , уместность использования изобразительно – выразительных средств..(5,5 часа).

Цель курса:

- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им в овладении языковой деятельностью на русском языке, продолжить формирование умений и навыков лингвостилистического анализа текстов разных стилей ,   грамотного письма,  составления текстов разных стилей.

По окончании курса учащиеся должны  :

- расширить предусмотренные образовательным минимумом знания о  тексте и стилях речи,

- владеть читательскими умениями ,достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров,

- производить ,лингвостилистический анализ текста,

уметь составлять планы разных типов ,тезисы, конспекты текстов разных стилей,

- пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказываний разных стилей и типов речи ,правильно употреблять языковые средства, обеспечивая простоту ,ясность ,структурную четкость высказывания,

-пользоваться ресурсами русского языка  для воздействия на читателя, слушателя ,

- писать отзывы на тексты разных стилей речи.

.

В результате изучения курса  учащийся должен

знать:

-смысл понятий : речевая ситуация , литературный язык , языковая норма ,культура речи,

-орфоэпические, лексические ,грамматические ,орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, нормы речевого поведения в социально- культурной,  учебно - научной , официально-деловой сферах общения,

 

уметь:

* информационно –смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования :

- адекватно воспринимать информацию и понимать текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста , определять позицию автора ,

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи,

- осознавать коммуникативную цель слушания текста и организовывать процесс аудирования,

- осознавать особенности текста и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи,

- извлекать необходимую информацию из различных источников,

- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку,

- передавать содержание текста в виде развернутых и сжатых  планов, полного и сжатого пересказа, схем ,таблиц ,тезисов ,резюме ,конспектов ,сообщений , докладов , рефератов , уместно употреблять цитирование,

- использовать информацию исходного текста в других видах деятельности,

* создание устного и письменного речевого высказывания :

- создавать письменные и устные высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения,

- формулировать основную мысль своего высказывания  ,развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения ,

- выстраивать композицию письменного высказывания ,обеспечивая последовательность и ясность изложения , обеспечивающие ясность ,правильность , точность и выразительность речи,

- высказывать свою позицию по вопросу   , затронутому в тексте, давать оценку

художественным особенностям текста,

- владеть основными жанрами публицистики   , создавать тексты проблемного характера и использовать в собственной речи ресурсы русского языка ,

- создавать устное высказывание на лингвистические темы,

- владеть приемами редактирования текста,

- оценивать речевые высказывания,

* анализ текста и языковых единиц :

- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления,

- анализировать тексты различных   функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, коммуникативных задач, использования изобразительно – выразительных средств,

* соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

- применять в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка,

- эффективно использовать языковые единицы в речи,

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах общения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ»

11 класс (1 час в неделю , 33,5 часа за год ) :

Тема

Дата

1

Функциональные стили русского языка.Разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.

2

Научный стиль речи, его подстили и жанры. Культура учебно – научного общения.

3

Лингвостилистический анализ текстов научного стиля.

4

Лингвостилистический анализ текстов научного стиля.

5

Официально – деловой стиль.Форма делового документа. Культура официально – делового общения.

6

Лингвостилистический анализ текстов официально- делового стиля.

7

Публицистический стиль речи. Понятие публичной речи, ее основные качества.

8

Лингвостилистический анализ текстов  публицистического стиля речи..

9

Лингвостилистический анализ текстов публицистического стиля речи.

10

 Разговорная речь. Культура разговорной речи.

11

Лингвостилистический анализ текстов с элементами разговорной речи.

12

Язык художественной литературы, его отличия от других функциональных разновидностей русского языка.

13

Основные признаки художественной речи .

14

Лингвостилистический анализ текстов художественного стиля .

15

Лингвостилистический анализ текстов художественного стиля.

16

Лингвостилистический анализ текстов художественного стиля.

17

Речь как деятельность. Фазы и виды  речевой деятельности.

18

Письмо как вид речевой деятельности .Содержание и оформление письменного высказывания. Культура письма.

19

Особенности устной и письменной речи.

20

Основные требования к содержанию , построению, языковому оформлению письменного высказывания.

21

Редактирование текстов разных стилей.

22

Редактирование текстов разных стилей.

23

Композиция устного и письменного высказывания, ее элементы.

24

Вступление как способ введения основной мысли.Виды и формы вступления.

25

Основная часть речевого высказывания.Виды аргументов, правила и   способы аргументации.

26

Заключение и основная мысль текста.Функция и варианты заключения.

27

Способы связи частей текста и предложений.

28

Лингвостилистический анализ текстов разных стилей с точки зрения особенностей композиции.

29

Точность и правильность речевого высказывания.Основные причины нарушения точности речи.

30

Редактирование текстов разных стилей.

31

Языковая норма.Виды норм языка.Вариативность норм.

32

Редактирование текстов разных стилей.

33

Использование изобразительно – выразительных средств языка в различных речевых ситуациях.

34

Редактирование текстов разных стилей.

        

Литература:

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.Занимательная стилистика. М.;1989.

2.Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М.Русский язык:Грамматика.Текст.Стили речи:Учеб. Для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова.-13-е издание.-М.:Просвещение,2007.

3.Греков В.Ф.Русский язык .10-11 классы: учеб.для общеобразов. учреждений.В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко.-2-е изд.-М.:Просвещение,2009.

4.Гольцова Н.Г.Русский язык.10-11 классы: Учебное пособие.Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин.-М.:Русское слово,2002.

5.СенинаН.А.Русскийязык.ЕГЭ-2008.Вступительные испытания:Учебно- методическое пособие.-Ростов- на- Дону: Легион,2007.

6.Мальцева Л.И.,Нелин П.И. Русский язык.ЕГЭ:учебно-методическое пособие.МальцеваЛ.И.,Нелин П.Н.- Ростов-на-Дону:Издатель МальцевД.А.;М.:НИИ школьных технологий,2008.

7.  Лавров Н.А.Сборник диктантов для педагогических училищ:Пособие для преподавателей.-М.:Просвещение,1990.

.

8.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П.,Егорова Н.В.  Поурочные разработки по русскому языку : 11 класс : Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ .- Изд. 3-е , испр. и дополн. – М. : ВАКО , 2006 .

9.Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы : основной курс, элективные курсы. Автор – составитель С.И.Львова. М., : Мнемозина ,2009.

Календарно- тематическое планирование факультативного курса

«Лингвостилистический анализ художественного текста»

8 класс (1 час в неделю , 34 часа за год ) :

Тема

Дата

1

Текст. Признаки и определение текста. Способы связи частей текста.

2

Тема и содержание текста. Тема и идея.

3

Композиция словесного произведения.

4

Композиция словесного произведения.

5

Роль деталей в композиции словесного произведения.

6

Роль деталей в композиции словесного произведения.

7

Образ автора и рассказчика в художественном произведении.

8

Образ автора и рассказчика в художественном произведении.

9

Употребление имен существительных и прилагательных в речи.

10

Употребление имен существительных и прилагательных в речи.

11

Употребление глаголов, деепричастий и причастий в речи.

12

Употребление глаголов, деепричастий и причастий в речи.

13

Употребление наречий в речи.

14

Употребление наречий в речи.

15

Особенности звуковой организации художественного текста.

16

Особенности звуковой организации художественного текста.

17

Логическое ударение как усиление смысловой нагрузки слова. Интонация.

18

Логическое ударение как усиление смысловой нагрузки слова. Интонация.

19

Переносное значение слова.

20

Переносное значение слова.

21

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы.

22

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы

23

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы

24

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

25

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

26

Экспрессивное использование предложений разного типа.

27

Экспрессивное использование предложений разного типа.

28

Стилистические фигуры речи.

29

Приемы лингвостилистического анализа текста.

30

Приемы лингвостилистического анализа текста.

31

Практические занятия. Лингвостилистический анализ рассказов.

32

Практические занятия. Лингвостилистический анализ рассказов

33

Практические занятия. Лингвостилистический анализ рассказов

34

Практические занятия. Лингвостилистический анализ рассказов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса

Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....

Платный учебный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 10 класса

Данная Рабочая программа составлена на основе авторской программы, составленной учителем русского языка и литературы Молодых Т.А. и утверждённой управлением образования и науки администрации Губкинско...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.

   Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...