устный журнал "Что в имени тебе моем?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Крюкова Мария Николаевна

урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

Устный журнал

«Что в имени тебе моем?»

(Урок внеклассного чтения

по русскому языку

в 6  классе)

                                                                   Крюкова М.Н.,

                                                                                             учитель русского языка и    

                                                                                                      литературы высшей категории

Любач

2011

Программа Баранова М.Т.

Урок по теме «Устное публичное выступление о происхождении имен», изучается в разделе «Имя существительное»

Задачи:

- научить извлекать и преобразовывать нужную информацию из словарей и других источников;

- закрепить умения работать с лингвистическими словарями;

- воспитание потребности бережного отношения к личному имени.

Цели:

- изучить литературу о личных именах;

- выяснить, каково происхождение имен,  почему они изменяются;

- показать роль крещения в сохранении имени как словесной формулы;

- показать необходимость соблюдения  правил при выборе личного имени.

                

Оборудование:

    словари, компьютерная презентация, диск с отрывком из фильма «Собачье сердце», карточки.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Слово учителя. Сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «Собачье сердце», поставлен он по одноименной повести М.А.Булгакова режиссером В. Бортко.

2. Демонстрация фрагмента «Шариков выбирает себе имя».

Примерные вопросы к просмотру фрагмента:

                1) Что смешно в этом эпизоде?

                2) Какое имя выбрал Шариков?

                3) Почему профессору оно кажется странным?

        4) Было ли возможным дать такое имя в 20-годы XX века, и что оно                                    могло обозначать?

3. Сообщение обучающегося: в словаре В.И.Даля слово полиграф обозначает:1) человек, знающий  полиграфию (отрасль промышленности, занятой печатанием книг, газет и т. д.), 2) пишущий много о разных предметах и науках. В первые годы советской власти был бум на новые и необычные имена: Тракторина, Электрификация, Элем (Энгельс, Ленин, Маркс). Поэтому желание Шарикова так называться – дань моде того времени. Автор, давая такое имя герою, подчеркивает его черты характера: глупость и невежество.

4.Слово учителя. 

    - Мы сейчас живем уже в XXI веке, но казусы с личными именами встречаются и до сих пор. Молодой человек должен получить паспорт, а в свидетельстве о рождении у него записано отчество Жорович, потому что отец в документе записан с именем Жора. Или буквально года два – три назад в СМИ говорили и писали о родителях, давшим своим детям имена Царь, Государь, Королевич. Нетрудно догадаться, что будут делать их дети, когда от этих имен придется образовывать отчества.

                С именем нельзя обращаться  безответственно. Перед тем как выбрать имя ребенку, нужно хорошо подумать, обратиться к литературе, к словарям личных имен. Об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

 II. Формулировка целей урока:

- изучить литературу о личных именах;

- выяснить, каково происхождение имен,  почему они изменяются;

- показать роль крещения в сохранении имени как словесной формулы;

- показать необходимость соблюдения  правил при выборе личного имени.

III. Новый материал.

1.  Слово учителя.

        - Посмотрите на выставку книг. Их объединяет одно: это словари. О чем они могут поведать нам? Какой словарь поможет нам с выбором имени? Об этом первая страница устного журнала.

Первая страница «Научная»

        Сообщение обучающегося о словаре Александры Васильевны Суперанской «Современный словарь личных имен. Сравнение. Происхождение. Написание».

    Этот словарь знакомит читателя с русскими и иноязычными именами, их более 4000. Основная задача словаря - раскрыть происхождение имен. Например, словарная статья об имени  Ксения начинается с паспортных (документальных) форм, приводится эквивалент в английском, немецком языках. Иноязычные имена представлены в национальном и русском написании. Дается вариант украинского имени Оксана. Словарная статья раскрывает происхождение имени из греческого языка, что в переводе обозначает «гостеприимство». Значок * после имени указывает на русскую церковную форму. Автор словаря приводит варианты русской сокращенной формы имени: Ксеня, Ксана, даются варианта народной формы имени: Аксинья, Ксенья. В каждом примере указано ударение. Словарь предназначен для широкого круга читателей. Он также знакомит читателей с понятием, что такое имя, дает сведения об изменении имен, о том, как надо к ним относиться.

Вторая  страница «Что такое ИМЯ?»

Сообщение обучающегося.

                Ученый лингвист А.А.Реформатский говорил, что русские имена  многолики, но не многозначны. Например, Анюта, Аннушка, Нюся, Нюша, все они относятся к одному и тому же лицу, а в официальном документе будет записано  полное имя Анна. В различных  жизненных ситуациях ее будут звать по-разному, используя  языковые формы. Социальные условия требуют определенных средств выражения. Нелепо выглядит имя Жора, написанное в паспорте. Также нелепо звучит официальное имя Георгий, обращенное к ребенку в детском саду.

               ИМЯ – это слово, которое «живет» в языке по его правилам. В предложении оно является индивидуальным названием конкретного человека. Собственные имена произошли от нарицательных имен (Виктор – победитель), но им предписывается отказаться от нарицательного исторического значения. Поэтому  мы Виктора воспринимаем как конкретного человека, даже если он в своей жизни не одержал ни одной победы.

                В мире существует огромное множество людей с одинаковыми именами – Николаи, Татьяны, Ольги. Однако слыша имя, мы имеем в виду одного конкретного человека. Родители выбирают имя для своего ребенка, оно будет закреплено за ним в индивидуальном порядке и записано в свидетельстве о рождении.

                ИМЯ – это индивидуальное название человека, его личное имя. Нарицательное имя – имя класса, отличающегося от прочих классов вещей. Есть класс столов, деревьев, школ (нарицательные имена), но нет класса Петров,  Валентин, Степанов. Личные имена существуют внутри класса людей, где каждый отличается от другого, даже если зовут их одинаково.

        В русском языке существуют личные имена, образованные от нарицательных – Вера, Надежда, Любовь, Лев. Употребляя их, мы соотносим их с конкретным человеком. Лексическое значение имени не соотносится со свойствами данного человека. Имя обозначает своим звучанием именуемого человека, а не смысловым содержанием.  Нарицательное существительное мы проверяем при написании, например, котенок – кот. Имена собственные не проверяются. Их написание фонетическое. Поэтому многие русские имена пишутся по-разному: Ирина - Орина – Арина, Евстафий – Остафий.

        Обращение к словарю личных имен поможет работникам паспортных столов, загсов правильно написать имя и не допустить нелепых ошибок.

Страница третья «Изменение имен»

Сообщение обучающегося.

                Личные имена связаны с мировыми религиями: христианством, исламом. Каждая религия имеет свой набор имен. Вместе с религией имена распространяются по всем землям. Заимствуя религию, человек заимствует и личные имена. Попадая в новую языковую обстановку, имена меняют свое звучание, а смысловое значение остается неизменным. [Гавриил (рус.), Габриэль (нем.), Габриэле (ит.), Габор (венг.)].  Это личное имя пришло из  древнееврейского языка, и обозначает оно «сильный муж + бог». Общие по происхождению имена в разных языках образуют параллельные ряды. Поэтому, когда родители дают  дочери иноязычное имя  Элизабет вместо русского Елизавета, они  и не подозревают, что это одно и то же, только одно звучит по-русски, а другое по-французски. Чтобы в семье не было двух сыновей с одним именем Петр и Пьер, родителям необходимо заглянуть в словарь!

                В 20-годы XX века (в это время происходят события повести М.Булгакова «Собачье сердце») люди стремились называть детей не пошлыми русскими именами, а красиво звучащими иноязычными – Жак, Жан, не подозревая, что по-русски они звучат как Яков, Иван.

                Борьба с религией, атеизм привели к тому, что родители отказывались давать детям православные имена и давали иностранные имена, не подозревая, что они связаны с католической религией – Марсель (ит.),   в Святцах оно звучит как Маркелл.

                Формы русских имен обусловлены особенностями и греческого языка, из которого они были заимствованы, а в европейских странах они заимствовались из латинского языка. Поэтому существуют параллельные ряды имен общего происхождения: в русском языке - Филикс, Фива, Севир, в европейских – Феликс, Феба, Север.

                Таким образом, словарь личных имен поможет определить, какое место занимают русские имена среди имен других народов.

Страница четвертая «Береги имя»

 Сообщение обучающегося.

                Выбрать имя можно по – разному: по православному календарю, по имени любимого родственника, известного человека, героя книги или фильма. Некоторые родители обращают внимание на значение имени, другие стремятся к экзотике, следуют моде или хотят быть оригинальными. При выборе личного имени следует учесть несколько важных моментов.

                Выбирая имя, проверьте, как оно сочетается с отчеством. А то Яков Львович  всю жизнь будет откликаться на  Ляков Львович. Имя и отчество должны звучать просто и гармонично. Папе Николаю лучше назвать сына  Иваном, чем Вашингтоном. Сравните: Иван Николаевич  и  Вашингтон Николаевич!

                 Обратите внимание на сочетание имени и фамилии. Между ними тоже должна быть гармония. Джульетта Ложкина может стать героиней анекдота. Простая русская фамилия хорошо сочетается с простым русским именем. Например, Таня Ложкина.

                Имя не должно рифмоваться с фамилией, например, Емельян Шабалян. Подобное сочетание считается некрасивым, звучит комично и походит на дразнилку.

                 Подбирая имя, обратите внимание на инициалы. Они не должны складываться во что - то неприличное и некрасивое.

                Психологи, занимающиеся исследованием влияния имени на характер человека, советуют давать имена детям в зависимости оттого, когда они родились. Зимним деткам давать имена мягкие, певучие – Арсений, Виталий. Они сглаживают суровость. Весенним деткам подходят жесткие имена – Григорий, Кондрат. Они придают уверенность и силу, которых не хватает тем, кто родился весной.

                После 1917 года к Святцам почти не стали обращаться. Возникло немало  имен – неологизмов, которые  были сложносокращенные производные из лозунгов того времени. Такие имена звучали красиво: Вилен (В.И.Ленин), а иногда нелепо -  Кукуцаполь (Кукуруза – царица полей).

                   В нашем селе Любач  жил Емельянов Прогресс Федорович (1927 года рождения), сокращенная форма имени – Прогрик. Откуда такое необычное имя? К сожалению, побеседовать с обладателем такого имени не удалось. Есть предположение: Федор (отец Прогресса) был знаком с Якубом Коласом – он работал какое-то время в школе села Липовец. Мужики любили беседовать с умным, многознающим учителем, обсуждали газетные новости. В них слово прогресс встречается часто. Возможно, в это время слово запало в душу будущему отцу Прогресса.

                Однако следует помнить, что не имя делает человека, а человек – имя!

Страница пятая «Исследовательская»

Сообщение обучающегося.

                Самые распространенные имена. Какие? Это зависит от разных причин. Популярные имена в разных городах, районах, областях  обычно не совпадают.

                В 80-годы в Москве первое место занимали среди мужских имен Александр, Сергей, Алексей, среди женских – Елена, Наталия, Екатерина.

                Сейчас у жителей столицы наблюдается тяга к именам, вышедшим из употребления в начале XX столетия. Это Денис, Илья, Роман, а среди женских имен – Мария.

              В 2009 году в Москве самым популярным мужским именем  стало  Александр, а среди женских – Мария.

                В нашей школе исследование показало такой результат: 69 обучающихся и 19 учителей. Самое распространенное  мужское имя Александр.  6  раз встречается среди обучающихся и 2 - среди учителей. Самое популярное женское имя Екатерина (5 девочек его носят). Самые редкие  мужские имена - Даниил, Усман, женские – Арзу, Альбина, Эльвира, Сабрина, Карина. Таких имен в нашем селе родители раньше никогда своим детям не давали. Усман, Арзу – дети турок-месхитинцев, переехавших в Курскую область из Узбекистана. Эльвира, Сабрина, Карина,  Альбина  пришли в семью  с  телевизионного экрана.

                Присвоение фамилий, имен, отчеств при регистрации рождения ребенка регламентируется кодексами о браке и семье РФ. Имя ребенку дается по соглашению родителей. Загс не может присваивать имя ребенку вопреки желанию родителей. Работники загса могут обратить внимание родителей на то, что имя неблагозвучно, необычно, но отказать в присвоении имени, если родители настаивают, они не имеют права. Поэтому и появляются имена Виагра, Хакер, Государыня.

                 При достижении 18-летнего возраста человек сам может переменить фамилию и имя, если в том  есть необходимость. Эти вопросы регламентируются законом.

Страница   шестая    «Имя и крещение»

Сообщение обучающегося.

                   Все христиане, благодаря обряду крещения, носят имена. Крещение – ритуал наречения именем. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и мирровое масло, что символизирует благословение Господне. Святой, имя которого дали ребенку, становится его небесным покровителем. У Святого в течение года может быть несколько дней памяти. У Александра их почти 30. Ближайший день памяти святого и будет днем именин, а остальные дни его памяти – малые именины.

                Существуют Святцы – календарь имен. Принимая постриг, человек получает новое имя, вместе с ним  меняет свою жизнь и свое место в ней.

                После революции вместе с гонением на церковь отменили крещение, заменив его регистрацией. Родителям предложили использовать новые имена. Появились Тракторина, Ноябрина, Прогресс, Ревпуть, Даздраперма (Да здравствует Первое мая), Сталина появилась во времена правления Сталина.

                Выбор имени по канонам церкви – это выбор небесного заступника, поэтому следует знать день своих именин и историю своего святого, чтобы обращаться к нему с молитвами и пользоваться его защитой.

                Небесный покровитель и ангел-хранитель – разные понятия. Небесный   заступник – это святой, его именем нарекают человека. После смерти святой имеет возможность попросить у Господа милости для своих «подопечных».

              Ангел – хранитель не имеет имени и плоти. Он дается при крещении, сопровождает человека всю жизнь и учит его пониманию Добра и Зла. Возносить  молитву ангелу – хранителю следует каждый день, прося его о направлении на праведный путь, о защите от соблазнов, о подсказке верных решений в жизни, о поддержке в верных начинаниях.

                 Во все времена христианина учили уважать свое имя.

         Народная мудрость, христианская философия, древние знания положены в основу русских имен. Многие верят, что во всем этом есть высший смысл. До конца он не понят, но имеет огромное значение для человека.

                Сегодня выбор имени может быть любым. В загсе контролируют только  правильность его написания.

                 

Страница седьмая  «Проверь себя»

1. Слово учителя.

            Часто можно слышать, что имя подходит человеку или не подходит. Давайте проведем эксперимент: посмотрите на портреты и выберите имя для него. Посчитайте, сколько раз вы угадаете имя изображенного на них человека.

Слайды презентации .

IV. Обобщение материала.

        Задание: прочитайте обращения к разным людям.

Что вы можете сказать об именах, употребленных в обращениях?

Карточка 1

А) Уважаемый Николай Ричардович…

- Трудно произносить отчество, родители не подумали о том, что имя не сочетается с иностранным отчеством. Надо было ребенку имя дать тоже иностранное, например, Эдуард.

В) Уважаемый Николай Петрович…(Удачный вариант).

Карточка 2

А) Уважаемый Кристиан Павлович…

- Иностранное имя плохо звучит с простым русским отчеством.

В) Уважаемый Константин Павлович… (Вариант «В» удачнее).

Карточка 3

А) Сергей Воробей, вас вызывает директор.

- Вариант звучит смешно, потому что имя рифмуется с фамилией. Окружающие будут, наверное, думать, что Воробей – это прозвище.

В) Павел Воробей, вас вызывает директор. (Удачный вариант).

 Карточка 4

А) Петрова Дездемона, зайдите в класс.

-  Иностранное имя не сочетается с простой русской фамилией.

В) Петрова Анна, зайдите в класс. (Удачный вариант).

 

Карточка 5

А) Ламер Иванов, почему ты опоздал на урок?

- Имя Ламер* вызывает недоумение. Если  произнести только имя, то совсем непонятно: о ком или о чем идет речь. Родители совсем не подумали, как будут звучать отчество от этого имени и сокращенные его формы.

В) Петя Иванов, почему ты опоздал на урок? (Удачный вариант).

 *Ламер – искаженное слово, образовано от английского названия компьютерной программы Lime Wire.

        V. Домашнее задание. Составьте рукописный словарик «Личные имена моей семьи», можете его иллюстрировать фотографиями.

                Какая может быть у него обложка?

                Что будет отражать словарная статья?

    VI. Рефлексия.

  1. Оценить выступления обучающихся с использованием памятки «Как оценить выступление»*.

I. Анализ невербального поведения автора.

II. Анализ звучания речи.

III. Анализ языка выступления.

IV. Анализ содержания выступления.

V. Общий вывод.

1. Удачно ли было выбрано место для выступления?

1. Темп речи был оптимален?

1. Соблюдал ли выступающий нормы русского языка?

1. Информация была новой и интересной?

2. Правильно ли двигался выступающий?

2. Выступающий говорил достаточно громко?

2.Присутствовали  в выступлении слова-«паразиты»?

2. Главная мысль выступления понятна?

3. Уместны ли были мимика и жестикуляция?

3. Отчетлива ли была дикция?

3. Употреблял ли выступающий жаргонизмы и диалектизмы?

3. Не было ли нарушений логики и последовательности изложения?

4. Смотрел ли выступающий на своих слушателей?

4. Использовал ли оратор логические ударения?

4. Были ли неоправданные повторы?

4. Достаточно ли было фактов?

5. Соответствовал ли внешний вид выступающего обстановке и задаче общения?

5. Убедительны ли были факты?

6. Насколько оригинально была подана информация?

        * Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // РЯШ. – 2008. - №6.

        

2. Анализ ошибок. Выставление отметок.

Литература

История имен. http://pravsk.narod.ru

Крещение и имя. http://www.babilib.by.ru 

Самые распространенные имена. http://www.babylog.ru 

Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // РЯШ. – 2008. - №6.

Суперанская А.В. Современный словарь личных имен. Сравнение. Происхождение. Написание. – М.: Айрис  – пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Классный час - "Что в имени тебе моем?"

Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"

данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка....

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."

Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."...

Устный журнал "Что в имени тебе моем..." для обучающихся 7-8 классов

Материал может быть использован во внеурочной, внеклассной деятельности с целью формированания навыков коммуникативного общения, приобретения исследовательских навыков.Для проведения  мероприятия...