Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Михасева Ольга Владимировна

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt118 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы для подготовки к ЕГЭ Формулировка проблемы

Слайд 2

Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами нажизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Слайд 3

Какие бывают проблемы? Основные группы проблем Философские Социально- экономические (социальные ) Политические Нравственные (морально- этические) Экологические

Слайд 4

Вопросы для выявления проблемы • Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? ( Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.) Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.) Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Слайд 5

Ещё приём для выявления проблемы 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Слайд 6

Выбираем проблему! Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Слайд 7

Как сформулировать проблему? Основные способы Сформулировать своими словами Процитировать Сформулировать в виде вопроса

Слайд 8

Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том,что… Текст …заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель... Проблема, поднимаемая…, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. За- думался над ней и…. Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело- века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор

Слайд 9

Основные группы проблем Человек и общество Человек и природа Человек и человек Человек и культура/искусство Человек и язык/речь Человек и нравственные ценности

Слайд 10

Типичные ошибки Непонимание проблемы или неумение её сформулировать. Расширение или сужение проблемы. Чрезмерное цитирование текста. Пересказ содержания. Замена проблемы авторской позицией.

Слайд 11

Важно! В тексте может быть затронуто несколько проблем ( тогда можно говорить о проблематике текста ), но работать Вы должны только с одной из них ! Проблема Комментарий к проблеме Собственное мнение Аргументация собственного мнения Позиция автора

Слайд 12

Удачи на экзамене!

Слайд 13

Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Слайд 14

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Слайд 15

Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков .

Слайд 16

Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Слайд 17

Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Слайд 18

Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

Вводные слова и вводные конструкции...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)

Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм  работы с текстом, образец сочинения и  схема сочинения - рассуждения....

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык , 9 класс: осложнённое предложение часть 2

Данный материал построен на основе открытого банка заданий (ФИПИ). Используя данный материал, можно отрабатывать умения по теме "Обособленные члены преложения"...

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...