Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Алфавит

    Чиранова Татьяна Сергеевна

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tema_uroka.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока.  Алфавит.

    Цели урока:

    - научить учащихся правильно называть буквы алфавита;

                           - уметь  использовать знание алфавита в выполнении упражнений и  

                            применять в практической жизни;

                           - познакомить ребят с историей возникновения букв, с историческими

                            изменениями в составе алфавита;

    - воспитывать в учащихся любовь и интерес к русскому языку.

          Оборудование: таблица, мультимедийная презентация.

                                            Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

    Эпиграф к уроку:

    Нас 33,

    Нас 33,

    Нас целая семья,

    Веселых, дружных, озорных,

    От а до я.

    Ход урока:

    I.  Устный опрос.

    - Несколько уроков назад мы приступили к изучению раздела науки о языке  «Фонетика. Графика. Орфография». Скажите, что изучает фонетика?

    (звуки речи)

    - Звуки делятся на…

    - Перечислите, пожалуйста, всегда твердые звуки [ж, ш, ц]. Всегда мягкие [ч, щ, й ]. Всегда глухие [х, ц, ч, щ]. Сонорные [р, л, м, н, й]

    II. Переход к новой теме.

    -Эпиграфом нашего урока является следующее четверостишие (читается эпиграф).

    -Кто догадался по этому эпиграфу, какова тема нашего урока?

    -Правильно, сегодня мы будем изучать русский алфавит.

    -Ребята, сегодня мы должны научиться правильно называть буквы русского алфавита, узнаем, какое большое значение в жизни человека имеет знание алфавита, познакомимся с историей возникновения букв.

    (Далее записывается в тетради число, классная работа и тема урока «Алфавит»)

    - Как вы думаете, что такое алфавит?

    (Запись в грамматическую тетрадь: Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку. Слово алфавит состоит из названия двух первых букв греческого алфавита – альфа и вита, а слово азбука – из двух первых букв старого русского алфавита – аз и буки)

    -Чтение и правильное произношение букв алфавита по таблице  упр.284

    Вопросы: Сколько гласных букв в алфавите? (10)

                      Сколько согласных букв в алфавите? (21)

                      А какие буквы звуков не обозначают? (2)

    Итак, повторим, что называется алфавитом?

    III. Закрепление темы.

    - Где требуется знание алфавита, зачем нужно знать алфавит?

    (Размещение слов в словарях и справочниках, названия учреждений и фамилий жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке)

    1. Упражнение 286. Какой вывод мы можем сделать,  выполнив это упражнение?

    (Различай звук и букву! Не произносите вместо звука название буквы!)

    -Ребята, а всегда ли был такой алфавит, каким мы пользуемся сейчас?

    (Ответ учащихся)

    СРАВНЕНИЕ АЛФАВИТОВ.

    -Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.

    2. Шифровальщик.

    Прочитайте и запишите зашифрованные слова.

    9,1,4,1,5,12,1    (загадка)

    9,3,21,12,10      (звуки)

    2,21,12,3,29      (буквы)

    22,16,15,6,20,10,12,1  (фонетика)

    1,13,22,1,3,10,20     (алфавит)

    Расшифруйте текст:

    23,16,14,12,1\ 23,16,14,12,1\23,16,14,33,25,16,12\

    17,16,13,16,19,1,20,6,15,30,12,10,11\2,16,25,16,12\

    23,16,14,12,1\18,1,15,6,15,30,12,16\3,19,20,1,7,20\

    27,7,25,12,10\14,16,6,20\ 26,6,11,12,21\20,18,7,20\

    Проводится физкультминутка «Хомка»

    -Зашифруйте самостоятельно по 3 слова.

    3. Расположите слова в алфавитном порядке. Обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью и т.д. буквы.
    Смородина, сказка, салат, свекла, смех, скатерть, соус.(1 вариант)

    Каникулы, кино, крокодил, крючок, книга, кухня, какао.(2 вариант)

    4. Напишите буквы в словах в алфавитном порядке. Например: хоулп – лопух.

    Шуть, ытон, кёжи, шёр, отен, тосмы, сон, нибыт.

    (Тушь,  ноты, ёжик, ёрш, енот, мосты, нос, бинты)

    5. Упражнение 290

    6. Тавтограмма.

    ТАВТОГРА́ММА (от греч. ταὐτός — тот же самый и γράμμα — буква; письмо, запись) — игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, например:

    Мой милый маг, моя Мария,
    Мечтам мерцающий маяк,
    Мятежны марева морские,
    Мой милый маг, моя Мария,
    Молчаньем манит мутный мрак...

    (В. Брюсов)

    Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко (чисто).

        Павел Петрович пошёл погулять,

        Поймал перепёлку, пошёл продавать,

        Просил полтинник-

        Получил подзатыльник.

    Кот Котофей крадётся к канарейке.

    Света с Сашей считали сорок.

    Самостоятельное составление учащимися тавтограмм- предложений или текстов.

    IV. Итог урока.

    -Ребята, вы познакомились с древнерусским алфавитом, выполнили ряд упражнений, используя современный алфавит, оказывается,  уже существует один из вариантов алфавита  будущего.

     

    цифры

    цвет

    буквы

    ноты

    1, 8

    красный

    А И Ы Ь П Ф

    до

    2, 9

    оранжевый

    Б Ж К Л Р Ш Я Щ

    ре

    3

    желтый

    Г С Ц

    ми

    4

    зеленый

    Д М Т

    фа

    5

    голубой

    Е Н Х Е

    соль

    6

    синий

    В У Э

    ля

    7

    фиолетовый

    З О Ч Ю

    си

    Й, Ъ - ? -не установлено.

    Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.

    А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.

    - Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?

    V. Домашнее задание:

    1. Нарисовать свой портрет цветными буквами своего имени.

    2.Выучить алфавит.

    3. Зашифровать по 5 слов.

    VI. Выставление оценок.

    МОУ «Большеелховская СОШ»

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе

    АЛФАВИТ

                                   Учитель русского языка

    и литературы:

    Чиранова Т.С.

    2012г.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

    Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала...

    Урок русского языка в 5 класссе по теме "Алфавит"

      В ходе урока учащиеся повторяют, обобщают и получают знания об алфавите. Данный урок активизирует мышление, внимание, ...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

             Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного ...

    Алфавит

    Самостоятельная работа  направлена на  проверку качества имеющихся знаний обучающихся...

    викторина "Алфавит"

    Цели и задачи мероприятия:• развивать эмоциональную сферу, артистизм детей;•  тренировать учащихся в употреблении л...

    английский алфавит

    методическая разработка по теме "английский алфавит" для изучения букв ...

    алфавит-раскраска

    с помощью данного материала можно весело и быстро выучить алфавит...

    Алфавит и его использование

    Презентация рассказывает о происхождении словаря, о Кирилле и Мифодии. Может быть использована на внеклассном мероприяти...