шаблон к написанию сочинения - рассуждения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Рожкова Ольга Николаевна

Данная разработка полезна для учащихся 9 классов, которая поможет подготовиться к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_k_s2.1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА -2012

Тропы – лексическое явление.

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.

Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

Статные осины высоко лепечут над вами. Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она (А.С.Пушкин).

Первые два эпитета (волнистые, печальные - прилагательные) определяют предметы, последний эпитет (печально - наречие) характеризует действие.

Виды эпитетов:

  • постоянные (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее);
  • изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шёлковый узор, лиловые сумерки);
  • лирические (психологические) (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон).

К грамматическим явлениям можно отнести такую единицу синтаксиса, как словосочетание и его грамматическое строение:

  • вид подчинительной связи;
  • форму зависимого слова (число, род, падеж и т.д.);
  • средства грамматической связи слов (окончание или окончание и предлог) –

всё это обеспечивает связность высказанной мысли.

При подготовки к выполнению задания С2.1  основные задачи – формирование ряда предметных компетенций учащихся и развитие их в дальнейшем:

  1. опознавание заданных лексических единиц в тексте;
  2. анализ системных связей определённой лексической единицы с грамматикой на уровне синтаксиса, морфологии, морфемики (словоизменения);
  3. комментирование (интерпретирование) роли лексического явления в тексте: его назначение в раскрытии авторского замысла;
  4. создание связного речевого высказывания на заданную лингвистическую тему.

Тестовые задания способствуют отчасти реализации поставленной задачи.

Комплекс заданий

  1. Тестовые задания для опознавания и вычленения лексических явлений в тексте.
  1. Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: «В морозный день, когда подушки, которыми затыкали  окна,   покрывались   пышным   инеем, почтальонша принесла маленький листок»

1) инверсия                 2)градация                 3) метафора                 4) эпитет

  1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Одним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах».

1)  метафора               2)  ряд однородных членов           3) гипербола                4) фразеологизм

  1. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

2) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

3) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

  1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1) эпитет        2) олицетворение        3) синтаксический параллелизм              4) фразеологизмы

  1. Прочитайте предложения 22—25. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?

1)сравнение                2)  однокоренные слова               3) разговорная лексика     4) антитеза

     —  (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!

     (25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

  1. Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложении 4: «Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера»?

1) градация                2) инверсия                3) эпитет                4) метафора

  1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

1) олицетворение             2) эпитет        3) синонимы                4)  сравнительный оборот

  1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».

1)  олицетворение                 2)  метафора                 3)  эпитет                 4)  гипербола

  1. Задания, формирующие алгоритм действий при отборе и анализе языковых явлений – аргументов задания С2.1.
  1. Поиск лексических явлений (эпитетов, сравнений)
  1. Выпишите из данного отрывка эпитеты вместе с определяемыми словами и сравнения

(1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.

(2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.

  1. Задание на дифференциацию обычных определений и эпитетов.
  1. Найдите среди данных примеров эпитет:

1) волжскими (просторами)         2) ветреная (погода)                3) белоснежный (пароход)         4) первые (дни)

  1. Характеристика эпитета как лексического явления.
  1. Определите вид эпитета «ясным (небом)»:

1) постоянный                 2) лирический         3) изобразительный                 4) метафорический

  1. Какую роль играет в тексте данный эпитет – «ясным (небом)»:
  1. выделяет свойства, качества, существенные стороны, признаки предмета;
  2. передаёт отношение автора к изображаемому предмету;
  3. задаёт радостное настроение;
  4. создаёт образ природы.
  1. Определите лексическое значение слова «ясным (небом)»:
  1. яркий, сияющий;
  2. светлый, ничем не затемнённый;
  3. ничем не омрачённый, спокойный;
  4. хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый.
  1. Найдите лишнее утверждение: Эпитет – это…

1) троп                                                 2) лексическое средство выразительности

3) изобразительное явление лексики                 4) стилистическая фигура речи

  1. Анализ возможных грамматических явлений связанных с эпитетом.
  1. Охарактеризуйте фразу «ясным небом» с точки зрения грамматики. Заполните пробелы:
  1. словосочетание построено на основе подчинительной связи …;
  2. зависимое … (часть речи) согласуется с главным словом в … числе, … роде;
  3. назовите грамматическое средство связи слов в этом словосочетании;

  1. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий, используя речевые клише

Вариант вступления.

   Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста ________ . (Впиши автора – его фамилию с инициалами)

Лексический аргумент

Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении __ привлекает внимание ___ (вид художественного средства) «____ (____)». Этот троп помогает автору __________

(описать природу, выделить признак предмета;

передать отношение;

задать настроение;

создать образ (чего?);

оценить (что?). 

Эпитет «_____» обозначает: ________(укажите лексическое значение слова). Благодаря этому художественному средству читатель может понять авторский замысел.

Грамматический аргумент

Во-вторых, рассмотрим словосочетание «______» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе __________ (подсказка: формулировка задания В2). Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в ____ числе, _____ роде. Окончание «-___» - здесь _________ средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «______». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

Варианты вывода.

  1.         Итак, один словарный состав без грамматики  еще  не  составляет  языка.  Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
  2.         Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь.
  3.         Итак, взаимосвязь лексики и грамматики очевидна. «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена», - писал Вольтер.

Образец сочинения

Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста М. Горького.

Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении 2 привлекает внимание изобразительный эпитет «ясным (небом)». Этот троп помогает автору описать природу, выделить признак неба. Эпитет «ясное» обозначает: яркое, сияющее, светлое, без облаков. Кроме того, он задаёт радостное настроение. Благодаря этому художественному средству читатель может понять авторский замысел.

Во-вторых, рассмотрим словосочетание «ясным небом» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе подчинительной связи согласование. Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в единственном числе, среднем роде. Окончание «-ым» - здесь грамматическое средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «ясным». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

Итак, один словарный состав без грамматики  еще  не  составляет  языка.  Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Практикум

Прочитайте текст В.А. Жуковского.

(1)Вот красавица одна;

     К зеркалу садится;

С тайной робостью она

     В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

     Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

     Чуть лиет сиянье...

(2)Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

     Страх туманит очи...

(3)С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

     Вестник полуночи.

Работаем над лексическим аргументом.

  1. Найдите лексические явления: выделите в тексте все эпитеты.
  2. Определите виды этих эпитетов (см. теоретическую часть, виды эпитетов)
  3. Какие из этих эпитетов помогают автору описать обстановку? Какая это обстановка? (таинственная, мистическая, радостная, торжественная, мрачная, светлая, волнительная, напряжения чувств)
  4. Ответы на эти три вопроса объедините и запишите в виде одного предложения.
  5. Какой эпитет предаёт душевное состояние героини, её … (страх, надежду, волнение, радость) от чего? (от ожидания, от гадания, от отчаяния, от …)
  6. Запишите свой ответ.
  7. Используя черновые материалы, запишите лексический аргумент. Обращайтесь за помощью к речевым формулам:

В.А. Жуковский в своём тексте … (умело, мастерски) использует лексические средства выразительности. … (вводное слово для связи предложений и введения примера), в предложении (-ях) … привлекает(-ют) внимание … эпитет(-ы) «… (…)» (, «… (…)»). Эти тропы помогают автору …. А эпитет «… (…)» из предложения … передаёт …. Благодаря этим художественным средствам читатель может понять мысли и чувства героя произведения.

Работаем над грамматическим аргументом. Вариант 1.

  1. Какой пунктуационный знак завершения предложения обращает на себя внимание? Подумайте над его функцией (завершает предложение, указывает на конец высказывания, создаёт эмоциональное напряжение, усиливает психологическое напряжение, делают предложение эмоциональным)?
  2. Запишите ответы на данные вопросы.
  3. Используя черновые материалы, запишите грамматический аргумент (вариант 1). Речевые формулы:

Кроме того, интересен синтаксис этого текста. К примеру, обращают … , которые стоят в конце предложений … . Они не только …, но и … . Так ресурсы грамматики помогают автору сделать текст более выразительным и понятным.

Работаем над грамматическим аргументом. Вариант 2.

  1. Выпишите любой эпитет вместе с существительным как словосочетание.
  2. Определите вид подчинительной связи (управление, согласование, примыкание)?
  3. Определите грамматическую форму у зависимого прилагательного (число, падеж)
  4. Какая морфема выступает в роли средства грамматической связи?
  5. Запишите ответы на данные вопросы.
  6. Используя черновые материалы, запишите грамматический аргумент (вариант 2). Речевые формулы:

Рассмотрим словосочетание «… …» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе подчинительной связи …. Зависимое …(впишите часть речи) согласуется с главным словом в … числе, … роде. Окончание «-…» - здесь … средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «…». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

Средства связи аргументов – вводные слова: во-первых, во-вторых.

Самые простые варианты вступления.

  1. Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? Полагаю, можно.
  2. Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант вывода.

  1. Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь.
  2. Итак, взаимосвязь лексики и грамматики очевидна. «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена», - писал Вольтер.

Напишите вариант сочинения, используя данные выше материалы

Памятка «Как писать сочинение С2.1»

  1. Прочитай текст.
  2. Выдели в нём лексические явления: яркие слова, словосочетания.
  3. Определи вид лексического явления (синонимы, антонимы, эмоционально-окрашенные слова, тропы и т.п.)
  4. Определи его лексическое значение и роль в тексте.
  5. Рассмотри этот материал с грамматической точки зрения (морфологические особенности, синтаксическая роль и т.д.)
  6. Сформулируй аргументы.
  7. Придумай вступление и вывод.
  8. Напиши сочинение.

Образец сочинения

Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста В.А. Жуковского.

Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении 1 привлекают внимание психологические эпитеты «мертвое (молчанье)», «трепетным (огнём)». Эти тропы помогают автору описать таинственную обстановку предстоящего гадания. А эпитет «тайной (робостью)» из предложения 1 передаёт напряжение чувств главной героини. Благодаря этим художественным средствам читатель может понять авторский замысел, таинственность обстановки и взволнованность главного героя.

Во-вторых, рассмотрим словосочетание «мёртвое молчанье» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе подчинительной связи согласование. Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в единственном числе, среднем роде. Окончание «-ое» - здесь грамматическое средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «мёртвое». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

Итак, один словарный состав без грамматики  еще  не  составляет  языка.  Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

шаблоны для написания сочинения (часть С)

Сочинение писать всегда трудно. Поэтому предлагаю шаблоны для более успешной работы над сочинением. Надеюсь, это вам поможет....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Шаблон написания сочинения- рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ

Данный шаблон даёт возможность обучить учащихся 10-11 классов написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ....

"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...