Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Епифанова Тамара Николаевна

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном сборнике МО РСФСР», 1990,№ 28.

    Данная программа отвечает широким образовательно- воспитательным задачам школы; помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.

    Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого учащегося.

     В центре внимания участников курса по выбору - традиционные и самые трудные разделы школьного курса, которые с трудом поддаются усвоению и широко представлены в итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы (ГИА).

     Задача курса - зародить и удержать интерес к изучению правописания.

     Основные направления в работе курсов:

     1.Рассмотрение способов передачи смысла с помощью средств письма;

     2.Систематизация и обобщение орфографических, пунктуационных знаний и          соответствующих им умений;

     3.Усиление занимательности в обучении (цель - не развлекать учащихся, а преподносить важные закономерности письменной речи в более яркой, заострённой и запоминающейся форме).

     Методы и приёмы, которые целесообразно использовать в работе курсов:

     - повторение теоретического материала;

     - самостоятельные наблюдения уч-ся над текстом;

     - устные высказывания различного характера;

     - создание проблемной ситуации;

Должны присутствовать все методы обучения и активной познавательной деятельности уч-ся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эврестический, проблемное изучение материала, исследовательский).

     Формы проведения:

    - лекция учителя;

    - беседы с уч-ся;

    - консультации;

    - практикумы;

    - сообщения уч-ся на заданную тему;

    - семинар;

    - лингвистический КВН, конкурс корректоров, чтецов, сказочников и т.д.

Каждое занятие курса включает следующие моменты работы:

     а) этап, на котором вводится новый материал (сообщение учителя, беседа, сообщения уч-ся и т.д.);

    б) упражнения, предназначенные для закрепления уч-ся полученных знаний:

        - упражнения, требующие ответа на вопросы, которые даны к упражнению;

        - упражнения, ставящие перед уч-ся задачу - обнаружить в тексте недочёты и            

          внести поправки;

  - упражнения, в которых предлагается приготовить (в устной или письменной форме) небольшое сочинение или рассказ на лингвистическую тему.

 Продолжительность курса- 34 часа, форма проведения занятий - традиционная урочная и деловая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п .Скрябино Подосиновского района Кировской области

Рассмотрено на заседании                          Утверждаю

 педагогического совета.                              Директор:        

 Протокол №__ от «___» ______2012         Приказ №___ от «____»______2012

Программа курса по выбору

по русскому языку для учащихся 9 класса

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

 

                                         Составитель программы

                                Епифанова Тамара Николаевна,

                        учитель русского языка и литературы

                                             МКОУ ООШ п. Скрябино

                                     1 кв.категори

   2012г

 

Пояснительная записка.

    В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном сборнике МО РСФСР», 1990,№ 28.

    Данная программа отвечает широким образовательно- воспитательным задачам школы; помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.

    Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого учащегося.

     В центре внимания участников курса по выбору - традиционные и самые трудные разделы школьного курса, которые с трудом поддаются усвоению и широко представлены в итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы (ГИА).

     Задача курса - зародить и удержать интерес к изучению правописания.

     Основные направления в работе курсов:

     1.Рассмотрение способов передачи смысла с помощью средств письма;

     2.Систематизация и обобщение орфографических, пунктуационных знаний и          соответствующих им умений;

     3.Усиление занимательности в обучении (цель - не развлекать учащихся, а преподносить важные закономерности письменной речи в более яркой, заострённой и запоминающейся форме).

     Методы и приёмы, которые целесообразно использовать в работе курсов:

     - повторение теоретического материала;

     - самостоятельные наблюдения уч-ся над текстом;

     - устные высказывания различного характера;

     - создание проблемной ситуации;

Должны присутствовать все методы обучения и активной познавательной деятельности уч-ся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эврестический, проблемное изучение материала, исследовательский).

     Формы проведения:

    - лекция учителя;

    - беседы с уч-ся;

    - консультации;

    - практикумы;

    - сообщения уч-ся на заданную тему;

    - семинар;

    - лингвистический КВН, конкурс корректоров, чтецов, сказочников и т.д.

Каждое занятие курса включает следующие моменты работы:

     а) этап, на котором вводится новый материал (сообщение учителя, беседа, сообщения уч-ся и т.д.);

    б) упражнения, предназначенные для закрепления уч-ся полученных знаний:

        - упражнения, требующие ответа на вопросы, которые даны к упражнению;

        - упражнения, ставящие перед уч-ся задачу - обнаружить в тексте недочёты и            

          внести поправки;

  - упражнения, в которых предлагается приготовить (в устной или письменной форме) небольшое сочинение или рассказ на лингвистическую тему.

 Продолжительность курса- 34 часа, форма проведения занятий - традиционная урочная и деловая игра.

Структура курса.

Разделы

Кол-во часов

           Примечание

1.

Введение.

1

2.

Орфоэпия.

1

3.

Орфография:

20

-правила написания морфем;

- различение собственных и нарицательных имён на письме;

- различение слова и словосочетания;

-различение омонимичных частей речи

 4.

Пунктуация.

9

 5.

Повторение.

3


Содержание  учебной  программы.

                  Тема

кол-во часов

                   Цели

       Примечание

1.

Введение.

1

2.

Устное и письменное общение между людьми.

1

1.Напомнить уч-ся об основных особенностях речевого общения.

2.Показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

3.Дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

3.

Роль орфографии в письменном общении.

1

1.Показать смыслоразличительную роль орфографии, её возможности для более точной передачи смысла речи.

4.

Разделы русской орфографии и принципы написания.

1

1.Дать представление об орфографии как системе правил.

2. Познакомить с разделами русской орфографии и её основными принципами.

5.

Правописание морфем.

  1. Обозначение на письме звуков буквами.
  2. Правописание корней.
  3. Правописание приставок.
  4. Правописание суффиксов и окончаний.

8

1


3

1

3

1.Разъяснить суть морфологического принципа написания.

2.Учить выбирать правильную букву в морфеме, учитывая значение слова  и действуя по схеме: от смысла-к морфемному анализу слова – к выбору написания.

3.Закрепить умения работать с орфографическим словарём.

6.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

  1. Слитно? Раздельно? Через дефис?
  2. Правописание сложных слов.
  3. Разграничение на письме приставок и предлогов.
  4. Различение частицы НЕ и приставки НЕ.
  5. Разграничение союзов и созвучных сочетаний слов.

8


1

2


2

2


1

1.Дать хар-ку этому разделу орфографии, подчеркнув особую роль смыслового анализа при выборе слитного или раздельного написания.

2.Отработать последовательность анализа: от смысла- к грамматической хар-ке (а для сложных слов- к определению способа образования)- к выбору слитного, полуслитного или раздельного написания.

3.Познакомить с орфографическим словарём «Слитно или раздельно?» и формировать умение работать с ним.

7.

Употребление прописных и строчных букв.

2

1.Показать роль смыслового анализа при выборе строчной и прописной буквы.

2.Познакомить со словарём Д.Э.Розенталя «Строчная или прописная?» и организовать работу с ним.

8.

Роль пунктуации в письменном общении.

  1. Роль пунктуации в речевом общении.
  2. Разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.
  3. Знаки препинания внутри простого предложения.
  4. Знаки препинания между частями сложного предложения.

9

2


1


3


3

1.Дать представление о пунктуации как системе правил.

2.Показать смысловую роль знаков препинания.

3.Развивать способность устанавливать зависимость

                   интонация

Смысл  

                   пунктуация

4.Закрепить навыки постановки знаков препинания в трудных пунктуационных случаях.

9.

Итоговые занятия.

3


Календарно-тематическое планирование.

Разделы

Всего часов

Последовательность занятий. Форма проведения.

Практическая часть.

Контроль.

Примечание.

Введение

1

Значение курса по выбору, его задачи.

Орфоэпия.

1

Устное и письменное общение между людьми.

перевод на современный рус.яз.старославянских фраз.

Орфография.

20

Роль орфографии в письменном общении.

написание лингвистической сказки

диспут  «Нужны ли орфографические правила?»

Разделы русской орфографии и принципы написания.

задача-игра «Поиски орфограмм».

словарный диктант.

Правописание морфем:

-обозначение на письме звуков буквами.

-правописание корней;

-правописание приставок;

-правописание суффиксов и окончаний.

работа над словами, в которых происходят фонетические изменения          ( оглушение, озвончение и др.).

выполнение различного рода упражнений; работа со словарями.

анализ текста, поиск в нём слов с фонетич.изменениями.

индивид.задания; карточки, тестовая работа.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

-составление минирассказов, включая в них омонимичные сочетания;

-выполнение упражнений разных видов;

-работа с таблицами,схемами; орфограф.словарём.

-индивид. задания;

- словарные диктанты;

-карточки;

-тестовая работа.

Употребление прописных и строчных букв.

-сбор информации и написание реферата на темы «От собственных имён к нарицательным», « Загадки топонимики».

-защита реферата.

Пунктуация.

9

Роль пунктуации в письменном общении.

-минисочинение о смысловой роли знаков препинания;

-анализ текста с точки зрения пунктуации;

-выполнение различных упражнений.

-проверочная работа;

-индивид. задания.

На последних занятиях (3час) подводится итог работы учащихся на курсах. На семинарском занятии (1час) ребята должны обменяться мнениями «Что мне дали занятия на курсах». 2 часа будут отведены лингвистическому КВНу, который служит средством общения полученных на курсах знаний, проверки речевых умений, и разнообразным конкурсам: конкурс корректоров (кто больше найдёт в тексте орфографических и пунктуационных ошибок); конкурс чтецов (правильно, выразительно прочитать текст, в котором нет ни единого знака препинания), конкурс текстологов ( расшифровка древней записи, оформленной без пробелов, знаков препинания и прописных букв) и т.д.

Литература, которую рекомендуется использовать учителю и учащимся в работе на курсах.

1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. « Занимательные материалы по русскому языку», М.,Просвещение,1995.

2.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Орфографический словарь «Слитно или раздельно?»,  М., «Русский язык», 1983.

3.Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», М., Просвещение, 1991.

4.Львова С.И. «Язык в речевом общении» (книга для учителя), М., Просвещение,1991.

5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., Просвещение, 1984.

6.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь, М., Просвещение, 1971.

7.Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» (занимательные задачи по русскому языку), М., Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Программа курса по выбору "Занимательный русский язык"

Программа курса по выбору "Занимательный русский язык" содержит цель, задачи, ожидаемые результаты, литературу...

Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»

Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"

Элективный предмет  может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...

Рабочая программа курса по выбору по английскому языку для учащихся 9 классов «Сдаем ОГЭ»

Предлагаемый курс предназначен для подготовки учащихся старшей ступени обучения к ГИА в формате ОГЭ по английскому языку.  Курс использует английский язык для развития индивидуальности школьника ...