Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна

урок в форме соревнования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie.docx30.05 КБ
Файл k_uroku.pptx211.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Открытый урок по русскому языку

в 7 классе

«Повторительно-обобщающий урок

по теме «Причастие и деепричастие»

                                                                                                                   Выполнила:

учитель русского языка

                                                                                                                     и литературы

                                                                                                                         Кузнецова Е.А.

II квалификационная категория

г. Краснокаменск

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам  «Причастие» и «Деепричастие».

Задачи урока:

  • Проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;
  • формировать умение нахождения причастий и деепричастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и деепричастиями, находить суффиксы причастий и деепричастий, образовывать причастия и деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при  причастном и деепричастном оборотах;
  • Учить работать самостоятельно;
  • Развивать чувство ответственности;
  • Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;
  • Заинтересовать учащихся необычной формой проведения урока;
  • Помочь каждому проверить себя.

Оборудование: карточки с заданием.

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.

Форма: урок-тренинг с применением ТСО, компьютерных технологий.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Ребята! Мы закончили изучение тем «Причастие» и «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей не только на территории нашей страны, но и за её пределами. Поэтому знать его нужно очень хорошо. А узнать, справились ли мы с данными темами, нам поможет урок-тренинг.

- А что означает слово тренинг? (ответы учащихся)

- Тренинг – это тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков.

- Так давайте займёмся этой работой.

3.  

Каждому учащемуся выдается карточка – оценочный лист, в которой он будет выполнять задания и сам себя оценивать. 1 вариант по теме «Причастие», 2 вариант – по теме «Деепричастие». Некоторые задания выполняются учащимися по общей теме.

Задавание домашнего задания: Написать письмо другу о сегодняшнем уроке, 1 вариант – о деепричастии, 2 вариант – о причастии.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания ( по одному человеку от каждого варианта выполняют на доске). Слайд № 5

Я слышу кроткую нежность земли, притихшей от осеннего холода.

Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.

2.«Часть речи».

На столе конверты для двух вариантов. Представителям своего варианта необходимо выбрать из карточек, которые в них находятся, те, которые характеризуют причастие и деепричастие как часть речи.

3.Что такое причастный оборот? Привести примеры.

3.Что такое деепричастный оборот? Привести примеры.

4.Выступление учащегося по теме. Слайд № 6.

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола (
краснеть – краснеющий), но изменятся, как имена прилагательные – по числам, родам и падежам:

  • Красная щека – краснеющая щека,
  • Красные щёки – краснеющие щёки,
  • Красным щекам – краснеющим щекам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые – к самостоятельной части речи).

5.Из слов выбрать  деепричастия, выделить суффиксы.  Проверка на доске. Слайды № 7-8.

1.Закапывающий

2.Любящий

3.Делая

4.Выполненная

5.Убравши

6.Искавший

7.Повысив

8.Играючи

9.Выросший

10.Услыша

6.Слитно или раздельно? Слайд № 9

1. (Не)умеющий ходить портит дорогу, (не)умеющий говорить портит речь.

2. Для знающего мир светел,

для (не)знающего – тёмен.

3.(Не)жданный урожай голову кружит.

4.(Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное

слово – общее достояние.

5.(Не)брани и (не)хвали того, кто

(не)испытан тобой ни в деле, ни в пути.

6.(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

7.(Не)зная броду, (не)суйся в воду. 

8.(Не)убив медведя, шкуры (не)продают.

7.Морфемный и морфологический разбор

( проверка на доске).  Слайд № 10.

ПРИЧАСТИЕ  Видевший 

I.Часть речи   ____________________________                        

                        Общее значение

II.Морфологические признаки:

1.Нач. форма __________________________

    Н.ф. глагола

 2. Пост.пр.: ________________________________________

3. Непост. пр.:_______________________________________

III.Синтаксическая роль:______________________________

ДЕЕПРИЧАСТИЕ  Ласкаясь

I.Часть речи   _____________________________

                        Общее значение

  1. Нач. форма _________________________

            Н.ф. глагола_________________________

II.Морфологические признаки:________________

III.Синтаксическая роль:_____________________

8. Изобразительно-выразительные свойства причастий и деепричастий. Слайд №11-12.

Выразительное чтение учащимися.

Много видевший, много знавший, 
Знавший ненависть и любовь, 
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять, 
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?

= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.

? Почему это возможно?

= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – 
Так падают бурные воды в сверкающем, 
быстром Лодоре!

(Роберт Саути «Лодорский водопад»)

? В чем необычность этого стихотворения?

? Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?

? Почему записано столь необычно?

Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.

В чем особенность деепричастий?

= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б)
зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в)
движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г)
аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

9.Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Слайд № 13.

- Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

«Сражающийся хлеб» Кармазина(вверх)

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

10. Кроссворды ( по вариантам). Слайды № 14-17.

А) Впишите в клетки причастия,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

образованные от глаголов.

1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.) 
7. Спрятать (прош.вр.) 
8. Нестись (прош.вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)

Б) Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1

 

2

       

3

4

5

 

6

7

8

9

10

11

12

1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать(несов. в.)
 
3. Уметь(несов. в.) 
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.) 
12. Ехать (несов. в.)

11. Правильно или нет расставлены знаки препинания? Слайд № 18.

  1. ____
  2. ____
  3. ____

12. Тест. Слайды № 19-25.

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

13. Подведение итогов. Самопроверка. Слайды 26-27.

14. Слайд № 28 Спасибо за урок!

15. Резерв. Составление предложений по схемам. …, / обстоят. /,…    

                                                                                                …, /определ./,…      

Или, выборочный диктант: выписать из текста причастия.

 Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах. (В. Высоцкий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие» Урок – тренинг

Слайд 2

Оценочный лист 1. Синтаксический разбор предложения Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл 2. Слитно или раздельно? Кол-во верных ответов - «+» и «-». 3. Суффиксы глагольных форм Количество верных ответов П – 5; Д – 5. 4. Кроссворды Количество верных ответов П – 9; Д – 12. 5. Постановка знаков препинания Кол-во верных ответов - «+» и «-». 6. Морфологический разбор Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл

Слайд 3

7.Кроссворды Причастие – 9 баллов Деепричастие – 12 баллов 8.Правильно или нет расставлены знаки препинания? 3 балла 9. Тест 7 баллов Максимальное количество баллов Причастие – 42 балла Деепричастие – 45 баллов «5» 100 – 85% 36 – 42 балла «4» 84 – 75% 30 – 35 баллов «3» 74 – 50% 21 – 30 баллов

Слайд 4

Домашнее задание 1 вариант - написать письмо другу о деепричастии. 2 вариант – написать письмо другу о причастии.

Слайд 5

Синтаксический разбор предложения Причастие Деепричастие Я слышу кроткую нежность земли , притихшей от осеннего холода. Тяжело дыша , отец подошёл к дивану и , не раздеваясь , лёг.

Слайд 6

Выступление учащегося В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия. Они образуются от глагола (краснеть – краснеющий), но изменятся, как имена прилагательные – по числам, родам и падежам: Красная щека – краснеющая щека, Красные щёки – краснеющие щёки, Красным щекам – краснеющим щекам . Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

Слайд 7

Суффиксы глагольных форм Причастие Деепричастие 1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша 1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша

Слайд 8

Суффиксы глагольных форм Причастие Деепричастие 1. Закапывающий - ющ - 2. Любящий - ящ - 3. Делая 4. Выполненная - енн - 5. Убравши 6. Искавший - вш - 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший - ш - 10. Услыша 1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая -я- 4. Выполненная 5. Убравши -вши- 6. Искавший 7. Повысив -в- 8. Играючи - ючи - 9. Выросший 10. Услыша -а-

Слайд 9

Слитно или раздельно? 1. (Не)умеющий ходить портит дорогу, (не)умеющий говорить портит речь. 2. Для знающего мир светел, для (не)знающего – тёмен. 3.(Не) жданный урожай голову кружит. 4.(Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние. 5.(Не)брани и (не)хвали того, кто (не)испытан тобой ни в деле, ни в пути. 6.(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве. 7.(Не)зная броду, (не)суйся в воду. 8.(Не)убив медведя, шкуры (не)продают. Слитно + Слитно + Слитно + Раздельно - Слитно + Раздельно - Раздельно - Раздельно -

Слайд 10

Морфемный и морфологический разбор ПРИЧАСТИЕ Видевший I .Часть речи _________________ Общее значение II .Морфологические признаки: 1.Нач. форма __________________________ Н.ф. глагола 2. Пост.пр .: __________________ _____________________________ 3. Непост . пр.:_________________ _____________________________ III .Синтаксическая роль: ______ _____________________________ ДЕЕПРИЧАСТИЕ Ласкаясь I .Часть речи ________________ Общее значение Нач . форма ___________________ Н.ф. глагола _____________ _____ II .Морфологические признаки:___ _____________________________ III .Синтаксическая роль:________ _____________________________

Слайд 11

Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Все имевший, все потерявший И опять все нашедший вновь, Вкус узнавший всего земного И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Все боящийся потерять. ( Д.Кедрин .)

Слайд 12

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре ! (Роберт Саути « Лодорский водопад»)

Слайд 13

Физкультминутка Прилагательное – хлопать в ладоши, причастие – поднять обе руки вверх. «Сражающийся хлеб» Кармазин «Василиса Прекрасная» «Спящая царевна» Жуковского «Медный всадник» Пушкина «Говорящий сверток» Даррелл «Уроки французского» Распутин

Слайд 14

Впишите в клетки причастия, образованные от глаголов. 1. Закопать ( прош . вр .) 2. Засорить ( прош . вр .) 3. Хранить (страд., наст. вр .) 4. Скакать (наст. вр .) 5. Сделать ( прош . вр .) 6. Срастись ( прош . вр .) 7. Спрятать ( прош.вр .) 8. Нестись ( прош.вр .) 9. Делать (страд., наст. вр .) 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 15

Впишите в клетки причастия, образованные от глаголов. 1. Закопать ( прош . вр ) 2. Засорить ( прош . вр .) 3. Хранить (страд., наст. вр .) 4. Скакать (наст. вр .) 5. Сделать ( прош . вр .) 6. Срастись ( прош . вр .) 7. Спрятать ( прош.вр .) 8. Нестись ( прош.вр .) 9. Делать (страд., наст. вр .) 1. З а к о п а н н ы й 2. З а с о р е н н ы й 3. Х р а н и м ы й 4. С к а ч у щ и й 5. С д е л а н н ы й 6. С р о с ш и й с я 7. С п р я т а н н ы й 8. Н ё с ш и й с я 9 .Д е л а е м ы й

Слайд 16

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. 1. Оглядываться (несов. в.) 2. Сверкать(несов. в.) 3. Уметь(несов. в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов. в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в.) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

Слайд 17

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. 1. Оглядываться (несов. в.) 2. Сверкать(несов. в.) 3. Уметь(несов. в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов. в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в.) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) 1. О г л я д ы в а я с ь 2. С в е р к а я 3. У м е ю ч и 4. К у п и в 5. П р о ч т я 6. У в и д я 7 Н а з н а ч а я 8 О т о р в а в ш и с ь 9. О с в о б о д и в 10. С т у ч а 11. И г р а ю ч и 12. Е д у ч и

Слайд 18

Задание: Правильно или нет расставлены знаки препинания? Калиныч провёл нас в избушку , увешанную пучками душистых трав. Муромский соблазняясь хорошею погодою , велел оседлать куцую кобылу. Соколов , бросив машину возле ворот , взял на руки нового своего сынишку. + - +

Слайд 19

Тест 1. Причастие совмещает в себе признаки: а)глагола и наречия б)глагола и прилагательного в)существительного и прилагательного

Слайд 20

2. Деепричастие совмещает в себе признаки: А)Прилагательного и глагола Б)Наречия и прилагательного В)Глагола и наречия

Слайд 21

3. Причастный оборот – это… А)Причастие с зависимым словом Б)Причастие с глаголом В)Причастие с главным словом

Слайд 22

4. Деепричастным оборотом является… А) играющий в шахматы Б) заложив руки В) лежал заложив

Слайд 23

5. Слово споривший – это… А)Причастие Б)Деепричастие

Слайд 24

6. (Не)стуча пишется… А)Слитно Б)Раздельно

Слайд 25

7. (Не)избалованная жизнью пишется… А) Слитно Б) Раздельно

Слайд 26

Оценочный лист 1. Синтаксический разбор предложения Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл 2. Слитно или раздельно? Кол-во верных ответов - «+» и «-». 3. Суффиксы глагольных форм Количество верных ответов П – 5; Д – 5. 4. Кроссворды Количество верных ответов П – 9; Д – 12. 5. Постановка знаков препинания Кол-во верных ответов - «+» и «-». 6. Морфологический разбор Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл

Слайд 27

7.Кроссворды Причастие – 9 баллов Деепричастие – 12 баллов 8.Правильно или нет расставлены знаки препинания? 3 балла 9. Тест 7 баллов Максимальное количество баллов Причастие – 42 балла Деепричастие – 45 баллов «5» 100 – 85% 36 – 42 балла «4» 84 – 75% 30 – 35 баллов «3» 74 – 50% 21 – 30 баллов

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева.В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: "Сложносочиненное предложение"(закрепление темы)....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщающий урок по теме: «Лексика».

Обобщающий урок по теме: «Лексика».Цели: 1) Проверить сформированность у учащихся умения работать со словарём, определять  лексическое значение слов, подбирать синонимы и антонимы2) обогатить сло...

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11 –х классов по теме «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных оборотах».

В период изучения творчества М.А.Булгакова целесообразно обучающимся 11 - х классов предложить закрепить тему «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...