Урок развития речи. Сочинение - описание животного.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Романенко Наталья Эрвиновна

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише сочинения даёт возможность правильно составить текст, работа в группах воспитывает коммуникативные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

МКОУ Новобирюсинская СОШ.                                       Романенко Н.Э.

Тема урока:        Сочинение – описание животного.

Цели урока:

Образовательная:        углубить и расширить знания учащихся о типах  речи;

Развивающая:        развитие ассоциативного мышления и творческого      воображения учащихся.

Воспитывающая:        создать благоприятные условия для групповой работы.

Тип урока:        развитие устной и письменной речи учащихся.

Методы:

  1. по источнику получения знаний:

словесно-наглядные;

  1. по уровню активности познавательной деятельности:

эвристический, исследовательский;

  1. по функциям:        

рассказ, иллюстрирование, выполнение аналитико-синтетических упражнений, монологические высказывания.

Образовательные технологии:

  1. групповые способы обучения;
  2. элементы проектного обучения;
  3. методика сотрудничества;
  4. элементы развития критического мышления учащихся.

Организационные формы работы на уроке.

Весь класс делится на 4 малые группы по 3-5 человек. Группы разноуровневые,  в каждой есть свой лидер, который руководит работой учащихся в группе, он же и несет ответственность за качество выполняемой работы.

Группам выдается рабочий лист, в котором выполняется задание, затем лидер группы представляет работу – одну из частей сочинения-описания животного.

Оформление доски и оборудование урока.

  1. Информационная таблица по стилям и типам речи
  2. Красочные иллюстрации с изображением кошек

Ход урока.        

  1. Вступительное слово учителя.

Однажды в руки мне попала книга иркутского писателя Фёдора Боровского «Рыжий». В повести писатель рассказывает о самых ярких впечатлениях своего послевоенного детства, о домашнем любимце по кличке Рыжий. Дети лучше взрослых понимают животных и сильней привязываются к ним – своим бескорыстным и преданным друзьям. Фёдор и его младший брат подружились с котом по кличке Рыжий. Это был самый замечательный кот, как все коты и собаки, с которыми мы дружим в детстве. Повесть очень интересная, увлекательная, писатель на протяжении всего повествования даёт описание своего любимца.

Сейчас ребята в каждой группе попробуют поставить себя на место писателя и восстановить текст из повести. Когда группы отработают свою часть текста, мы прочитаем полное описание и узнаем, что же это за кот по кличке Рыжий

  1.  Группы работают с сочинениями – клише.

  1. Группы читают – выразительно, эмоционально, свою часть текста, получается полное описание героя повести.

  1. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

  • Какие чувства у вас вызвало это описание?
  • Что больше всего понравилось?
  • Какой стиль речи использовали вы с автором повести?
  • Элементы какого типа речи присутствуют в данном тексте?
  • Интересно узнать историю кота Рыжего? На уроке внеклассного чтения почитаем эту повесть.

Домашнее задание: написать сочинение о домашнем питомце в художественном стиле  с элементами описания.

Группа 1.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи:                 описание.

Главный вопрос описания:         какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

У нас был кот. Звали его Рыжий. Когда-то брат нашел его в лопухах под стеной ____________________ здания. Котенку тогда, наверное, и месяца не исполнилось. Он сидел под лопухом и орал в небо, широко разевая ____________________ - ____________________ пасть с ____________________ ____________________ язычком и ____________________ зубками. Все его ____________________ тело содрогалось от крика и просто удивительно было, как уместился в таком ____________________, ____________________теле такой ____________________ ____________________ голос.

тощем

жалком

крохотными

тщедушное

маленьким

чистеньким

напористый

деревянный

старого

маленький

бледно-розовую

Группа 2.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи:                 описание.

Главный вопрос описания:         какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Мы принесли котенка домой и пустили его на пол. Он сразу же пошел к маме, задрав свой ____________________ хвостик. Походка у него была ____________________ и тоже ____________________, как и голос. Он шел, смотрел на маму и орал, при каждом шаге потряхивая ____________________ ногами, словно у него на лапы налипло что-то и мешало ходить. Он был ____________________, со ____________________ полосами, ____________________, ____________________ и ужасно ____________________. И еще он был какой-то ____________________ и ____________________ настолько, что ребра торчали даже под ____________________ ____________________ шерсткой. Но к этому ____________________, ____________________ тельцу были приделаны ____________________ ноги и венчала все огромная треугольная голова. А на голове сидели огромные треугольные уши. Даже непонятно было, как такая голова  держится на такой ____________________ слабой шейке. Только усы у него были ____________________. Прямо генеральские усы, взрослому коту впору. Странный котенок и со странным деревянным голосом.

коротенький

задними

неуверенная

деревянная

грязный

жалкий

худой

блекло-рыжий

угловатый

светлыми

жалкому

тощему

свалявшейся

жидкой

тоненькой

замечательные

длинные

облезлый

Группа 3.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи:                 описание.

Главный вопрос описания:         какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Ого, как он рос, мой Рыжий! Через год он стал взрослым котом. Лапа у него стала ____________________, когти ____________________ и ____________________, а клыки, как у ____________________ тигра, про которого я читал в энциклопедии. Руку он мне этими своими ____________________ клыками прокусил до кости, гад ____________________, а потом пришел вечером за молочком как ни в чем не бывало, такой ____________________, такой ____________________ сидел над блюдечком, так сладко облизывался и жмурил свои ____________________ ____________________ буркалы. ____________________ ____________________ шерсть блестит, ____________________ тело изгибается на ходу, ____________________ полосы шевелятся на боках. Красив он стал: ____________________, ____________________, ____________________, с ____________________ спиной и ____________________ усами. Только усы больше, чем нужно, но это ему даже шло.

саблезубого

саблезубыми

железная

огромное

острые

бесстыжие

зеленые

милый

невинный

сильное

светлые

короткая

гладкая

поджарый

мощный

длинноногий

гвардейскими

пружинистой

ползучий

Группа 4.

Сочинение – это упражнение

высшего порядка.

Ф.И. Буслаев

Сочинение – описание животного.

Вид сочинения: сочинение – клише.

Тип речи:                 описание.

Главный вопрос описания:         какой?

Задание:

  1. На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
  2. Выразительно прочитать сочинение.

клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение

клише

прилагательные – эпитеты

Мы с братом разделили наше молоко пополам и налили котенку в блюдце, ткнули его в молоко носом. Он было рванулся, но тут же и притих, укрепился попрочнее на ногах и принялся лакать ____________________ его язычок быстро – быстро мелькал в ____________________ молоке и слышалось ____________________ бульканье. Было удивительно, как быстро он перекачивал таким ____________________ языком молоко из блюдца в живот. Живот у него раздулся, стал ____________________ и ____________________, словно мячик проглотил. Под тяжестью этого ____________________ живота его шатало, он сделал несколько ____________________ шагов и повалился набок. Он еще поднял голову, с недоумением посмотрел на свой живот, но тут же ____________________ глаза его закрылись, голова с легким стуком упала на пол  и он заснул ____________________ сном. Мы положили его на подстилку, а он даже не шелохнулся, спал как ____________________. Растянулся на спине, голову закинул и только бока ходуном ходят, да усы шевелятся. Он был во сне, как ____________________. Ребенок, в общем.

осоловелые

счастливые

розовый

легкое

белом

крохотным

раздутого

неуверенных

круглый

тугой

симпатичный

убитый

         

  Литература.

  1. Боровский Ф. Рыжий. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
  2. Сергеев Д. Статья «Возвращаясь в детство». Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
  3. Никитина Е.С. Русская речь. 5-7 классы. М. Просвещение. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Урок развития речи "Сочинение - описание состояния природного объекта".

Интегрированный урок развития речи для 6 класса....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...