Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме

Хит Елена Вячеславовна

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_nedeli_russkogo_yazyka_i_lit-ry.doc22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы для олимпиады по русскому языку (7-12 кл.)

1-й уровень

1) В каком слове есть звонкий согласный. звук?

   

    А. испуг

    Б. скобка

    В. вкус

    Г. ответ

    Д. цепочка

2) И вот ... дня в день я видел ее улыбающееся лицо.

 В каком из предложений пропущено то же самое слово?

     А. Прямые трансляции чемпионата мира идут глубокой ночью ... разницы  во времени

     Б. Можно мне выйти ... стола?

     В. ... леса, ... гор едет дедушка Егор

     Г. Я решила стараться ... всех сил

3) Чем отличается род прилагательных от рода  существительных?

 Объясните.

5) Подберите к словам "грусть", "темнота" синонимы и антонимы.

6) Какой частью речи является слово "пропасть" в предложении "Блинов напела пропасть"?

    А. существительным

    Б. наречием

    В. числительным

    Г. частицей

    Д. междометием

7) Какое из этих слов не является звукоподражанием?

    А. жужжать

    Б. шуршать

    В. шипеть

    Г. мычать

    Д. молчать

8) В каком из следующих предложений слово "свой" употреблено не так, как в остальных?

    А. Войдя в язык, слово начинает жить своей жизнью.

    Б. Зачем ты лезешь не в свое дело?

    В. Дипломаты редко называют вещи своими именами.

    Г. Каждый переиначивает эту историю на свой лад.

    Д. Жители восстановили башню своими силами.

9) Запишите родственные слова с общим корнем -нос-.

    1) Специальная доска для переноски посуды, подачи еды.

    2) Название несущей части ракеты.

    3 Стойкий, закаленный

    4) Наметённый ветром снег или песок, преграждающий путь.

    5) Приспособление для переноса больных, раненных.

    6) Высокомерный, самоуверенный.

    7) Объяснение, толкование значения слова внизу текста.

10) Это слова с высокой стилистической окраской. Подберите к ним нейтральные слова - соответствия.

   Страж - ...,

   рыбарь - ...,

   обличитель - ...,

   врата - ...,

   зерцало - ...,

   кладезь - ...,

   пастырь - ...,

   столп - ...,

   грядущее - ...,

11) Вставьте пропущенные буквы :

прим...рять соседей,

разв...вается флаг,

зал...зать раны,

отв...рить дверь,

пол...скать зверя,

ум...лять значение.

12) Назовите женское имя, которое в переводе с греческого языка означает "морская".

13) В составе каких фразеологизмов употребляется эти слова?

     1) рукавицы

2) пальма

3) стена

4) лясы

5) баклуши

6) мозолить

7) прикусить

   

14) Онегин, добрый мой приятель,

      Родился на берегах Невы,

      Где, может быть, родились вы

      Или блистали, мой читатель.

                                   (А.С. Пушкин).

Чем является выделенная группа слов?

А. обращением,

Б. однородным подлежащим,

В. несогласованным определением,

Г. приложением,

Д. составным именным сказуемым.

15) Каким назвал русский язык Иван Сергеевич Тургенев в знаменитом стихотворении

     "... о великий, могучий, ... и ... русский язык!"

вопросы  2-ого тура

1) Напишите слова, значение которых даны ниже:

1) место на реке, где ее можно перейти

2) отверстие вулкана

3) наука о небесных светилах

4) место, где скрещиваются улицы

5) речь, произнесенная одним актером

2) Какие из приведенных примеров не являются словосочетаниями?

1) прочитал книгу

2) в красивой роще

3) ночь морозная

4) красный от мороза

5) в течение недели

6) серая шинель

7) быстро идти

3) Найдите грамматическую основу следующих предложений:

1) Тут услышишь  и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье.

2) Дуб - удивительное дерево.

3) Коротка летняя ночь.        

4) Расставьте ударение в словах:

       Звонит, договор, изобретение, балую, аристократия, премировать, диспансер,  мизерно, хаос, чистильщик, красивее.

5) Почему по-разному пишутся близкие по значению слова?

     1) деревенский старожил

2) сад колхозный сторожил

6) От прилагательного синий образуйте причастия, существительные, глаголы.

7) Какое из этих выражений имеет тот же смысл, что и  "ни свет ни заря "

1) ни рыба ни мясо

2) ни дна ни покрышки

3) с первыми петухами

4) хоть глаз выколи

5) до первой звезды

8) На уроке Вовочка поднял руку и спросил: "Почему в слове предостеречь пишется пре-, а не при- ?" Какой из следующих ответов на этот вопрос правилен?

1) в этом слове приставка пре- имеет значение высокой степени признака

2) в этом слове приставка пре- синонимична приставке пере-

3) это исключение

4) Вовочка неправ: в этом слове надо писать и

5) в этом слове нет приставки пере-

9) Возможно, вы слышали выражение "перековать мечи на орала". А что такое орало?

     1) плуг

2) щит

4) рупор

4) монета

5) колокол

10) Какое из этих пяти слов не имеет той общей смысловой части, которая есть у остальных  четырех?

    1) радиоволна

2) радиотехника

3) радиосвязь

4) радиоактивность

5) радиопередача

11) Слово, оканчивающееся на -атая, не может быть:

1) деепричастием

2) причастием

3) числительным

4) прилагательным

5) все варианты

6) 1-4 возможны

12) Какое слово лишнее по смыслу?

1) аноним

2) антоним

3) омоним

4) пароним

5) синоним

13)  Какое из данных торговых марок не совпадает со словом или словосочетанием  русского литературного языка?

1) "Веселый молочник"

2) "Золотая семечка"

3) "Слобода"

4) "Ударница"

5) "Частная галерея"                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Вопросы дистанционной олимпиады по чувашскому языку и литературе «Эпир пулнă, пур, пулатпăр»

Ответы на задания нужно отправить 24.04.13 до 16:00. Желаем всем успехов!...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

вопросы к олимпиаде по русскому языку 6 класс

Вопросы для школьного тура олимпиады по русскому языку 6 класс...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...