Имена существительные общего рода. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ченкина Нина Борисовна

Сделать урок по этой теме ярче и интереснее  помогает использование басен и народных сказок.  Учащиеся приходят к выводу, что большинство существительных общего рода  клеймят отрицательные качества людей;  народ с помощью языка борется с этими уродливыми явлениями в жизни. Материал учебного занятия предусматривает разные виды самостоятельной работы учащихся, содействует развитию речи и нравственному воспитанию шестиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок –конспект по теме «Имена существительные общего рода».

Цели урока : подвести учащихся к понятию существительные общего рода,

                               развивать общеучебные навыки шестиклассников,

                        ориентировать учеников на истинные моральные ценности.

Оборудование урока: экран, медиапроектор.

                                           Ход урока.

Тема урока изначально не объявляется учащимся:  они должны подойти к этому самостоятельно.

Накануне урока детям было дано задание повторить басню И.А.Крылова « Свинья под дубом», выучить мораль наизусть.

 Урок начинается с традиционной записи числа и вида работы. Строку для записи темы оставляем незаполненной.

                       Учитель.

1. - На дом было задание повторить басню И.А.Крылова «Свинья под дубом». Как вы думаете, потеряла ли  она сейчас свою актуальность, не устарела ли? Почему? Да, случаи проявления неблагодарности, самодовольства нередки и в наше время. Поэтому очень полезно помнить её героев и вывод, который делает автор. Запишите по памяти последнее четверостишие.

2.  - Проверьте правильность написания. (Экран)

                                                        Невежда так же в ослепленье

                                             Бранит науки, и ученье,

                                             И все учёные труды,

                                             Не чувствуя, что он вкушает их плоды

                                              images.yandex.ruИллюстрации к басне "Свинья под дубом"

3. -  Какое это предложение по составу? Составьте схему ( Стараюсь этому учить с 5-го класса). Найдите основу главного предложения. (Невежда  бранит ).

Какой частью речи выражены  подлежащее  сказуемое?

- Определите род существительного невежда.

- Почему решили, что мужского рода? (На это указывает местоимение он во втором предложении).

4. - А как нам одним предложением   охарактеризовать  героиню басни ?

  (Свинья – самодовольная невежда.) 

- Разберём по членам это предложение.

 - В форме какого рода употреблено здесь прилагательное?

 - Но ведь оно относится к существительному невежда,  а оно, как вы сейчас сказали, мужского рода!

  Каков же ваш вывод?

- Как назовёте вы такие существительные, которые являются общими для всех родов?

- Да, это  существительные общего рода. Так называется тема нашего урока. (Запись темы).

5.- Обратимся к учебнику, §…

- Каковы отличительные признаки существительных общего рода?

  - Составьте схему по ключевым словам  §…

   -Объявляю конкурс на лучшую схему.( не более 2- работ). Экран.

                Общий род.                              

      Ж.Р.      А          Я      М. р                           

    К     А    Ч   Е    С   Т    В    О

6. –Из  упражнения  207 выписать 3 и 4 предложения. ( При проверке  проговорить их).

7. – Аудирование.  Выписать из басни «Муравей» существительные общего рода.                                       «Муравей».                                                                                                                                                            Жил тихоня Муравей

С Муравьихою своей.

С детства был знаком бедняжке

Труд – с утра до ночи- тяжкий.

На судьбу он не роптал –

И счастливый день настал!

Вдруг его избрали мэром

В муравейнике том сером!

     А потом, а потом

     Что случилось с Муравьём?

     Стал зазнайкой, грубияном,

     За большим гнался карманом!

      Говорят, таких хапуг

      Ещё не было вокруг!

Он друзей не узнавал,

Он подлиз лишь приближал.

Без конца всё «Я!» да «Я!»-

Возмутилась тут родня:

« Ну-ка, вон из кабинета!

На пройдох суда что ль нету?!»

       И опять наш Муравей

       Тише всех и всех скромней;

        Носит палочки, былинки

        На привыкшей к грузу спинке.

…………………………………………………….

Знай, в ошибку чтоб не впасть:

Слабых духом портит власть!    

 8. – Проверка. Обоснование выбора.

 9. Подберите  синонимы к слову пройдоха. Кстати, как вы понимаете его лексическое значение?

(Пройдоха – проныра, пролаза. прощелыга.)

Работа по рядам:

1 ряду подобрать синонимы к слову непоседа   );

 

2 --------------- жадина

 

3 .---------  растяпа

 

10. – Проверка:         

(юла, егоза, торопыга

( скряга, сквалыга, скареда);

(  разиня, растеря, тетеря, раззява-разговорное).

11. Какие  человеческие качества скрываются  за всеми этими словами?

         (Да, язык с помощью подобных слов борется с отрицательными сторонами характеров  людей).

     А какое  существительное общего рода поможет нам охарактеризовать  Ворона, пристыдившего Свинью?  (Умница).

 12. Давайте попробуем применить существительные общего значения в новой ситуации! Попробуй те охарактеризовать героев сказок одним предложением с помощью этих слов.

   Учитель читает сказки –анекдоты.

                                                   Муж и жена.

  Украл как-то мужик у своего барина куль белой  пшеничной муки. Принёс домой, а сам боится:  вдруг кто-нибудь увидит в его доме белые пироги и поймёт, кто вор!

    А жена мужа успокаивает:

 - Да коли я  пироги испеку, нешто они белыми-то  останутся?!

        ( Запись : «Жена –неряха».)

                                              Солдат и сало.

    Заприметил солдат, что у хозяина в сенях висело в мешке пуда два свинины. Прорыл он ночью крышу, стал отвязывать мешок, да оскользнулся и упал вместе с ним в сени.

Вышел хозяин с огнём.

- Что тебе, служивый, нужно?

-  А не надо ли тебе сала?- спросил солдат.

- Нет, у меня своего много!

- Ну коль не надо, помоги мне мешок на спину закинуть!

Хозяин  забросил ему на плечи мешок, а солдат и был таков!

   ( Запись : «Хозяин избы – разиня»)

13. Итак, что же такое существительные общего рода? Оцените свою работу на уроке.

На дом : § 27. Мы на уроке использовали слова с отрицательным значением. Подберите или придумайте сами 4-5 предложений, где бы существительные общего рода имели положительное значение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс

Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Имена существительные общего рода"

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода"...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...