Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"
статья по русскому языку по теме

Максимова Светлана Витальевна

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Давыдковская средняя школа Сосновского района Нижегородской области

Обобщение опыта

Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся

                                                                               Автор работы:

                                                                         Максимова С. В., учитель                                          

                                                                                  русского языка и литературы        

                                                 1 категории

                                                                          С. Давыдково

2010 г

Тема опыта: «Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся»

Условия возникновения, становления опыта

 В настоящее время, в связи с изменением социальных запросов к личности выпускника, имеется насущная необходимость в изменении подхода к учебно-воспитательному процессу.

   В условиях конкуренции работников на рынке труда большое значение имеют коммуникативные способности человека, умение найти общий язык с работодателем, коллегами, умение работать в коллективе. Данное обстоятельство показывает необходимость ориентирования на развитие монологической речи учащихся, на диалоговые формы обучения.

   Что нужно сделать, чтобы «…открыть уста детей»? Не сковывать их речь, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врожденный дар слова. Необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать, о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует; говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. Нужно создавать атмосферу взаимного интереса при общении друг с другом, атмосферу доверия. Нужно, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они занимаются. Из этого следуют многие методические выводы: о выборе темы для обмена впечатлениями, о способах ее преподнесения, о том, чтобы каждый ученик осознавал, чувствовал свое продвижение в овладении речью или каким-то коммуникативным умением в частности.

   На фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение  коммуникативными умениями и навыками (бедность словарного запаса, орфоэпические ошибки, трудность в создании устного или письменного высказывания, непрочные, порой бессистемные орфографические и пунктуационные знания, восприятие науки о русском языке как перечне правил, недостаточное владение теорией языка). В связи с этим появилась потребность в деятельностном подходе, включении учеников в практическую и творческую деятельность.  

Следовательно, в этой работе должна быть целенаправленность, четкое осознание, прежде всего учителем, чего же конкретно он хочет добиться на определенном этапе обучения, чему конкретно стремится научить

Таким образом, вся эта работа нужна для того, чтобы ученики овладели:

- языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими);

- умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. 

Цель настоящей работы – обобщить опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы, привести данные этой работы в систему, показать (исходя из собственного опыта автора работы) пути решения некоторых конкретных вопросов, касающихся развития речи учащихся.  

Актуальность опыта

Основной задачей современного филологического образования в школе

является формирование и развитие языковой личности. Как указывал

Ф.И.Буслаев в своем труде «О преподавании отечественного языка», «родной

язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и

развивать духовные способности учащегося».

Языковая компетенция учащихся становится одной из ведущих целей обучения школьников. Имея в виду соотношение язык-речь, Н.А. Плёнкин сделал методический вывод: «учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, то есть умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Обмен информацией и есть общение людей».
Текст всегда связан с актом коммуникации, общения. Он выполняет особую (по сравнению с другими лингвистическими единицами), только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. Мы говорим не разрозненными словами и предложениями, а выражаем и развиваем свою мысль с помощью текста.
Вижу задачу учителя русского языка и литературы в такой организации

процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной,

языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому свидетельствует о недостаточном умении школьников работать с текстом и правильно выражать свои мысли,

редактировать высказывания.

Можно выделить главное противоречие между общим снижением

уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию.  

В связи с этим работа с текстом приобретает особую ценность. Она является средством развития языковой, культуроведческой и культурологической компетенции учащихся,  необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников. Наблюдение за использованием языковых явлений в тексте, начиная с пятого класса, лингвистический анализ стихотворных и прозаических произведений или отрывков позволит осуществить качественную подготовку к единому государственному экзамену в выпускных классах.
Несмотря на то, что в методической науке пока ещё не существует стройной концепции использования текста на уроках русского языка, всё больше учителей-словесников обращаются к этому вопросу. Об этом свидетельствует немалое количество интересных наработок, связанных с проблемой использования изучаемых явлений на текстовой основе. Возникает
противоречие между возросшим интересом словесников к использованию текста на уроках и отсутствием стройной методической  концепции по его применению.
Текст обладает огромным потенциалом обучения и развития. Используя связный текст на уроках русского языка в качестве дидактического материала, мы  идём от языка как системы единиц и правил к языку как средству общения.  При изучении всех разделов русского языка с целью их практического усвоения приоритет должен принадлежать изучению связного текста как наиболее содержательной дидактической единицы. Каждое языковое явление проявляет свою значимость именно в тексте; это способствует формированию интереса к русскому языку в целом и формированию представления о языке как о системе динамической, а не статической, что чрезвычайно важно в мировоззренческом плане.
Работа с текстом в системе позволяет нам добиваться качественных результатов, а самое главное - желания школьников изучать русский язык,  видеть в языке не совокупность правил, требующих заучивания, а стройную гармоничную систему, в которой все явления взаимосвязаны. Обращение к тексту на уроках, интерес к лингвистическому и филологическому анализу определяется также  необходимостью совершенствования общей культуры человека. Именно тексты приобщают личность к духовным богатствам, выработанным человечеством. Не случайно текст называют «единицей культуры».

Комплексный анализ текста выполняет ряд функций:

Развивает лингвистический вкус, чувство русского языка.

Даёт понимание эстетической ценности произведения.

Учит находить и оценивать изобразительно-выразительные средства языка, использовать их в собственной речи.

Помогает разобраться в авторском замысле (понять идею,
позицию автора).

Даёт возможность рассмотреть текст в единстве формы и
содержания.

Способствует развитию высокой культуры разговорной и
письменной речи.

Способствует прочному усвоению основных разделов русского языка  в системе, повышению уровня орфографической и пунктуационной грамотности.

Углубляет и расширяет знания учащихся по языку и литературе, способствует выработке целостного восприятия текста как произведения словесного искусства.

Т.А. Ладыженская верно отметила, что языковой анализ развивает  у детей привычку сознательно подходить к отбору речевых средств при создании собственного текста.
Лингвистический анализ стихотворных произведений, по справедливому мнению Т.П. Лозинской, «убеждает учащихся в том, что у писателя или поэта каждое предложение, каждое слово и каждый звук используются не случайно, а являются результатом большого и кропотливого труда» . Такое понимание будет стимулом для внимательного, бережного отношения к слову.

Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной

стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с

другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой

материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая

информация, структура и набор языковых средств).

                         

                            Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как

основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов

сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без

принуждения, основанного на достижении успеха.

      В соответствии с принципами данной методики большое место на

уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим

воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-

этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об

окружающем мире, человеческих отношениях.

    Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование,  самооценка,  самокоррекция,  новый творческий продукт.

Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном

возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного

развития ребенка» (Л.С.Выготский).

Длительность работы над опытом

Текст ещё в начале педагогической деятельности использовался мною как объект изучения  и исследования. Однако, если ранее я обращалась к нему  эпизодически, от случая к случаю, то в период с 2007-2008 учебного года возникла потребность в системном применении текстового материала. Так, постепенно выстраивалась собственная методика с опорой на уже существующие, формировалась система работы с текстом, подбирались тексты  разного содержания, исходя из конкретных целей и задач урока. Тексты широко использовались и оказывали неоценимую помощь при подготовке к ГИА, Единому государственному экзамену. У школьников я наблюдаю формирование важного умения - воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, общей языковой грамотности, что и составляет основу языковой компетентности учащихся.

Необходимо продолжить работу над развитием речи, уделив внимание работе с текстом как средству интеллектуального, духовно- нравственного и речевого развития учащихся.

Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной

школы и новой формы государственной (итоговой) аттестации в IХ классах

потребовал корректировки содержания опыта,  поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.

Итогом работы является результативность опыта за последние три года

Диапазон опыта

Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная

работа» с 5 по 11 классы.

Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в

работе с текстом

- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части,

так и в системе уроков,

- необходим на уроках в средних и старших классах;

- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,

- с успехом может использоваться учителями начальной школы с

учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Диапазон опыта представлен дидактической   системой работы по развитию языковой компетенции учащихся на уроках русского языка. Включает в себя систему уроков с опорой на анализ текста, тестовые материалы на основе текстов. Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта «Анализ текста на уроках русского языка как

средство развития языковой компетенции учащихся» основывается на

положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-

практиков.

 Формирование теоретических основ лингвистического анализа текста впервые было осуществлено известным русским лингвистом Л.В. Щербой. Цель лингвистического анализа, по мнению Л.В. Щербы, заключается в «показе тех лингвистических средств, посредством  которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений».   Идеи Л.В. Щербы не сразу получили дальнейшее развитие.

Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи

языка и жизни народа, его духовной культуры.

И.И.Срезневский считал, что «цель изучения родного языка - не

счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в

должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и

сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».

Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой

среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей

принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках

речевой среды.

Продолжение работы по данному направлению мы находим у

А.Д.Дейкиной  (заведующей кафедрой методики преподавания русского

языка МГПУ, профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики

преподавания русского языка МГПУ).  Нужно согласиться с мнением А.Д.Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом

определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и

что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление,

способствующее творческой самореализации личности».

Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы

методиста Г.П.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит

в совершенствовании правописных навыков, речевого, интеллектуального,

нравственного развития учащихся в единстве.

В своей работе использую синтез классической методической

традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации

Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий

П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом

заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе,

ориентировании,  необходимо привлечение опорных материалов (схем,

памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу

в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение

речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение

языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание

и умение включается в систему ранее познанного.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Текст и его теория раскрывают следующие возможности:

1) учащиеся овладевают новой областью языкознания –лингвистикой текста;

2) возникают новые возможности понимания слова, оборотов.

  В своей практической деятельности я опираюсь на программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. В данной программе обозначена   специальная цель преподавания русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.  В переизданном учебнике содержатся развивающие задания по работе с текстом, сделан больший акцент на развитие речи школьников, доступно и последовательно излагаются теоретические сведения. Работая над развитием языковой компетенции школьников, я привлекаю ряд дополнительных учебных пособий и комплексов.

Н.А. Плёнкин несколько десятилетий работал над проблемой развития речи школьников. Работа с текстом лежит в основе методики автора. Ей посвящены многочисленные публикации, среди них: «Изложение с языковым разбором текста», «Анализ связного текста и повторение учебного материала», «Обучение школьников структуре текста», «Восприятие текста учащимися», «Обучение школьников правилам построения текста», «Умение создавать текст», «Повторное обращение к тексту», «Игра «Кубики» как пособие при изучении текста» и другие. Последней ценной, на мой взгляд, книгой Н.А. Плёнкина является «Уроки развития речи (5-9 классы)», в которой автор подвёл итоги своего многолетнего труда.  Я применяю на уроках материал из данного пособия, т.к. тексты соответствуют особенностям возраста, интересны детям, поучительны, к каждому из них даётся лингвистический комментарий.
Периодически я использую сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика» (5-9 классы)  профессора В.В. Бабайцевой, который содержит задания, предусматривающие наблюдения над сферой использования изучаемых языковых явлений в текстах, над их ролью для достижения точности и выразительности речи.
В  программе и в учебнике М.М. Разумовской  меня привлекает то, что большое внимание уделяется развитию связной речи. Текстовый материал учит школьников внимательному, вдумчивому чтению; задания, связанные с составлением плана, нахождением микротем, основной мысли,  развивают логическое мышление, формируют умение  находить главную информацию.
Пособие
Т.В. Матвеевой «От звука до текста» содержит теоретический и практический материал по всем видам лингвистического разбора, изучаемым в школе, а также подборку текстов для стилистического и филологического анализа. На уроках русского языка я пользуюсь  планами функционально-стилевого анализа, выразительности текста, филологического разбора, предложенными автором.
Учебно-методическое пособие
С.И. Львовой «Уроки словесности» содержит авторскую программу, разнообразные текстовые материалы для изучения изобразительно-выразительных средств русского языка и литературы. С.И. Львова уверена, что текст должен стать «объектом анализа и результатом речевого произведения не только на специальных уроках обучения связной речи, но и на каждом уроке, какой бы языковой теме он не был посвящён»

Универсальные дидактические материалы А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой адресованы ученикам 10-11 классов, но  используются  также при повторении, обобщении, углублении изученного материала, подготовке к экзаменам и в других классах.

Новизна опыта

 

Новизна опыта состоит в апробации методов и приёмов, нацеленных на развитие языковой компетентности, а также в деятельностном подходе к изучению языковых явлений на основе текста, привлечении регионального материала для лингвистического анализа.

Раздел 2.
Технология описания опыта
 

Цель опыта:  Целью педагогической деятельности является   формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка с опорой на комплекс методов, применение форм организации работы с текстом как основной лингводидактической единицей.

Достижение планируемых результатов предполагает решение
следующих задач:
 

Организовать работу с учащимися  по усвоению речеведческих понятий (текст, его признаки, средства связи,  речевое оформление, тема, идея.

Научить учащихся пользоваться языком в разных сферах человеческого общения.

Создать условия для формирования умений и навыков лингвистического анализа в соответствии с изучаемыми темами и разделами.

Обеспечить условия для практического усвоения разделов на текстовой основе.

Способствовать развитию коммуникативных умений школьников, совершенствованию речевых навыков, творческих способностей.

Обеспечить условия для формирования умения комплексного анализа текста.

Создать положительную мотивацию на уроках русского языка посредством раскрытия значимости каждого языкового явления (с опорой на текст).

Формировать представление о языке как о системе динамической и гармоничной.

Достигать органического единства обучения и воспитания на уроках.

В ходе изучения русского языка с учётом его специфики я руководствуюсь общедидактическими принципами учебного процесса (принципами научности, наглядности, сознательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой).  Текст как дидактический материал должен выполнять информативную, эстетическую и прагматическую функции, отвечать всем общедидактическим требованиям. Умение работать с учебными текстами на разных этапах обучения существенно повышает эффективность усвоения материала. 
В своей работе я отдаю предпочтение следующим методам обучения:

1. Наблюдение. Наблюдение есть «рассмотрение текста под лингвистическим микроскопом» (Н.М. Шанский), оно заключается в выявлении необходимых для исследования явлений, признаков. Воспринимая текст, ученики обратят внимание на отбор слов, характер синтаксических конструкций, звукопись, стилистические приёмы, особенности композиции и т. д. Прежде всего объектом наблюдений становятся явления, привлекающие наше внимание, необычные. Метод наблюдения я использую при изучении всех разделов русского языка на основе текста. Продемонстрируем это на конкретных примерах.
Разделы русского языка.
Сфера наблюдений
Синтаксис
Использование синтаксических конструкций (вводных слов, однородных членов предложений), их роли в тексте
Морфология
Употребление служебных частей речи, помогающих выразить смысловые отношения в предложении; система частей речи наблюдается в тексте 
Фонетика
Употребление гласных звуков в сочетании с согласными, порождающих благозвучие, мелодичность. Роль звуков для восприятия окружающей действительности, отражённой в стихах
Лексика
Многозначность как источник выразительности речи. Использование слов-синонимов для характеристики героя
Словообразование
Искусное употребление морфем для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов
2.    Эвристический. Для этого необходимо иметь материалы для наблюдения (в нашем случае текст) и заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки изучаемого
лингвистического явления. В процессе беседы рекомендую учащимся делать короткие записи в справочную тетрадь.

3.    Сопоставительно- стилистический метод я использую для сопоставления содержания стихотворений на одну тему, для выявления сходства и различия стихотворений, прозаических отрывков. Это хорошая почва для сравнительного анализа в старших классах.

4.    Самостоятельная работа учащихся.

а) над теоретическим материалом учебника.
Использование данного метода
 создаёт условия для обучения школьников моделированию.

б) при подготовке домашнего задания. Учащимся предлагаем подобрать текст (на краеведческой основе) и подготовить взаимодиктант, зашифровав буквы и знаки препинания, а также придумав вопросы по тексту. В классе учащиеся обмениваются с товарищем, выполняют его задание. Ставятся 2 отметки: за подготовку текста и за выполнение работы, предложенной товарищем.

5.    Исследовательский метод.

Систематическая работа по написанию сочинений учебно-исследовательского характера (на основе впечатлений от экскурсии, наблюдения за природой, характером человека, его поступками), а также сочинений  на лингвистическую тему готовит базу для написания рефератов, докладов, которые станут основным видом письменных работ в старших классах по всем предметам, а также даёт возможность подготовиться к ЕГЭ. Исследование может быть и в устной форме (по конкретному тексту, например, провести исследование для выяснения знаков препинания конца предложения. Разработка открытого урока на тему:  Подготовка к сочинению-описанию. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.

6.    Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Этот метод позволяет уйти от стереотипного представления о русском языке как системы правил, требующих заучивания. Занимательность на уроке, особенно в среднем звене, привлечение игр,  составление ребусов, кроссвордов - одно из важных условий его успешности, залог интереса к пополнению новых знаний.

7.    Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

В процессе обучения мною ведётся регулярный, целенаправленный контроль за усвоением понятий, норм, языковых фактов. Формы контроля разнообразны:

Связное сообщение ученика (в устной и письменной форме);

Подбор и анализ примеров учащимися;

Составление плана рассказа о том или ином явлении;

Подготовка вопросов для взаимопроверки;

Рецензия учащегося на ответ товарища;

Тестирование;

Индивидуальная работа по карточкам;

Работа по тексту, предложенному учителем или учащимися для взаимопроверки;

Фронтальный или индивидуальный опрос учащихся (с предварительной подготовкой);

Написание контрольного диктанта, контрольной работы по изученному материалу (на этапе итогового контроля).

                     Методы творческой деятельности

1.    Анализ учебных текстов для выполнения творческих
заданий
.

Подбирая творческие задания для урока, учителю необходимо продумать, какие тексты из учебника и материалы из тетради следует предложить ученикам для анализа при выполнении творческих заданий. И хотя в процессе анализа дети не найдут прямых ответов на задание, ведь оно творческое, они ещё раз повторят теоретический материал, который является основой для возникновения ассоциаций в сознании детей. Анализируя возникшие ассоциации, дети смогут найти ответ.
Так, на уроке русского языка обобщающего типа по теме «имя существительное» или другой мы задаём вопрос: «Какие ассоциации возникают в памяти в связи с изученной темой?» Затем идёт их группировка и анализ.

2.    Комбинирование изученных правил.

Это наиболее эффективный метод выполнения творческих заданий. Для того чтобы теоретический материал накапливался в системе, полезно использовать справочные тетради.

3.    Методы активизации мышления.

Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Их использование позволяет активизировать мышление детей и увеличить количество и качество предлагаемых решений для творческих заданий.
Задание №1. Прочтите внимательно условие задания и предложите     всевозможные, в том числе и абсурдные гипотезы для его выполнения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
Задание №2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.
Для развития творческой активности учащихся можно провести
дидактическую игру «Веришь - не веришь» (после чтения отрывка художественного текста). Ведущий читает какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…». Продолжения фразы могут быть составлены самими учащимися:
… данное предложение имеет одну грамматическую основу?
… этого героя можно назвать романтическим?

4. Метод контрольных вопросов. Для формулирования решения необходимо ответить на поставленные вопросы, предложив все возможные варианты. Например, после докладов школьников на уроке, которые были подготовлены под руководством учителя с целью контроля проводится дидактическая игра «Литературное лото»). Правила игры очень простые: Ученики поочерёдно достают из мешочка «бочонок» с цифрой - это номер вопроса, на который необходимо ответить. Вопросы составлены учащимися в содружестве с учителем.

5. Синектика. Это метод решения творческих задач путём поиска аналогий. Возьмём два вида аналогий, которые наиболее часто используются на уроках гуманитарного цикла: символическая аналогия - изображение условия  в виде рисунка для поиска решений. Например, при изучении темы «Антонимы», «Омонимы» и другие выбрать наиболее успешные схемы или рисунки, объяснить и доказать; фантастическая аналогия - изложение условия задачи в виде сказки и применение приёмов фантазирования для поиска ответов.

6. Алгоритмические методы. Это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий. На первом этапе учащимся предлагаются алгоритмы, составленные учителем. По мере развития мышления детей им предлагается вносить изменения в алгоритмы, дополнения и, наконец, самостоятельно составлять новые алгоритмы, используя для этого имеющиеся.
На уроках русского языка используем различные
виды работы с текстом в зависимости от типа урока и конкретной ситуации:

Восприятие текста на слух (чтение учителем или учеником);

Выразительное чтение текста или фрагмента;

Воспроизведение текста или отрывка (устно или письменно);

Заучивание текста (преимущественно стихотворного);

Составление плана (простого и развёрнутого);

Списывание текста или его части  и работа с изучаемым явлением;

Творческое списывание (дополнить, преобразовать необходимые элементы);

Диктант с творческим заданием (например, согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачёва в том, что цель жизни определяет потребности человека?);

Редактирование текста;

Конструирование микротекста с использованием речевой ситуации;

Создание текста на лингвистическую или другую тему;

Подбор текста, составление к нему вопросов по изученной теме, зашифровка орфограмм и пунктограмм для взаимопроверки;

Лингвистический анализ текста (или фрагмент анализа, например, найдите выразительные средства в тексте, какую функцию они выполняют). В учебной деятельности имеет большое значение общение ученика и

учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками

учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем, и друг

с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается

система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные

задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые

предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу

примеры.

1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь

описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему

вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода.

2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает

речевые ошибки. Исправьте их.

1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3) На площади он увидел огромную массу народа.

4) Художник подарил музею свой автопортрет.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и

речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической

стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры

на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы

получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи

учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму

работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после

изучения учебной темы.

Повторение на тематическом уроке проходит на уровне

систематизации знаний и применение их на практике. Развитие речи

учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа

текстов, исследования их с точки зрения лингвистики.

Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить

идею и сюжет произведения, показать художественные средства,

использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на

особенности языка конкретного писателя  При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического анализа текста и чему учит данный текст.

Раздел 3
Результативность опыта

 

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние

три года

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация

изучения русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и

навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению

учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе.

Результаты итоговой аттестации в новой форме за курс основной школы

с 2007-2008  по 2009-2010 учебный год

 

класс

год

сдавали

«2»

«3»

«4»

«5»

Успеваемость

Качество знаний

9

2007-2008

4

1

3

100%

33,3%

9

2008-2009

3

1

2

100%

33,3%

9

2009-2010

6

2

2

2

100%

50%

Результаты районного мониторинга по русскому языку за 3 года.

год

класс

Участвовали в мониторинге

«2»

«3»

«4»

«5»

Успеваемость

Качество знаний

2007

9

4

1

3

100%

33,3%

год

Количество учащихся 9 кл

Участвовали в мониторинге

Средний бал

Средняя оценка

2008

4

4

17,7

4

год

Количество учащихся 9 кл

Участвовали в мониторинге

Успеваемость

Качество знаний

2009

3

2

100%

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....