Разряды прилагательных по значению
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Климова Ирина Анатольевна

Этот урок посвящен теме "Разряды прилагательных по значению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc78 КБ
Office presentation icon razryady_prilagatelnykh.ppt217.5 КБ
Office presentation icon razryady_prilagatelnykh_1.ppt270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

(технология компетентностно-ориентированного обучения, урок с применением КТ, игровых технологий и групповой деятельности)

Класс: 6  «А»

Дата: 20.12. 2013

Учитель: Климова И.А.

Раздел: «Морфология»

Тема: «Разряды прилагательных по значению»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: интерактивный урок с применением игровых технологий

Программа: федеральная базовая программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык

5-9 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, М.  Просвещение 2010 г.

Цель: дать представление о разрядах прилагательных

Задачи:

Образовательная: научить различать прилагательные по значению

Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды, анализировать грамматические явления, средства выразительности текста

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес  к русскому языку , любовь к слову.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, интернет урок, шаблоны таблиц

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1 мин.)

Урок я бы хотела начать с фразы французского писателя А.Франса:

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

-Как вы поняли слова писателя?

Я надеюсь, что сегодняшний урок окажется для вас полезным и увлекательным, и знания вы будете «поглощать с аппетитом».

Задание.  Перепишите предложение, объясните знаки препинания в нем. Какая часть речи в нем отсутствует? (прилагательное)

Сегодня мы продолжим разговор об имени прилагательном. Задумывались вы когда-нибудь над тем, почему к  именам  прилагательным возможно задавать два вопроса: Какой? Чей?

Значит, прилагательные неоднородны по значению?

Запишите тему урока «Разряды прилагательных по значению» (слайд № 1 )

Просмотрите видеоурок (использован урок из коллекции интернет уроков по предмету «Русский язык») и заполните таблицу, лежащую перед вами. Вместо урока в режиме он-лайн можно использовать презентацию «Разряды прилагательных»

  1. Работа с таблицей

  1. Качественные
  1. Относительные
  1. Притяжательные
  1. Отвечают на вопрос какой? Обозначают качества предмета.
  2. Образуют степени сравнения и краткую форму.

  1. Не могут образовывать степени сравнения и краткую форму.
  2. Обозначают материал изготовления, назначение, место в пространстве и т.д
  3. Могут иметь суффиксы –АН- – -ЯН-
  1. Обозначают принадлежность человеку или животному и отвечают на вопрос Чей?

3.Обсуждение результатов заполнения.

  1. Игра «Подхвати словечко».

-Проверим, насколько  вам удалось «переварить» знания.

Учащиеся делятся на три команды – качественные, относительные, притяжательные (по рядам). Передавая друг другу мячик, они должны назвать по одному прилагательному. Побеждает тот ряд, ученики которого не сбились ни разу.

  1. Работа в парах сменного состава.

На парте у каждого  лежит карточка, на которой записано прилагательное. Задание: записать прилагательное, определить разряд, обменяться карточками с соседом.

Затем учащийся, сидящий на 2 варианте, вместе со своей карточкой  перемещается на заднюю парту, учащийся, сидящий за последней партой на 2 варианте, перемещается за первую и т.д. В результате у каждого учащегося должно быть записано 10 слов.

  1. Фронтальная работа (слайд)

 Придумайте словосочетания по схеме прилагательное  +существительное,

в которых  данное прилагательное  выступало бы в одном случае как относительное, а в другом как качественное:

1 ряд - бархатный

2 ряд – хрустальный

3 ряд – янтарный

(бархатное платье, бархатный взгляд)

- В каком значении должно употребляться относительное прилагательное во втором случае?

(в переносном)

  1. А теперь познакомьтесь с тем, как в произведениях разных писателей используется слово бархатный в переносном значении (слайд)

Бархатная трава(И.Тургенев), бархатное небо(С.Надсон), бархатные ресницы (А.Фет), бархатная темнота (А.Куприн), бархатный бас (И.Бунин), бархатные глаза (М.Лермонтов)

- Как называется такое средство выразительности?

-Эпитеты.

Знаете ли вы, что среди прочих словарей русского языка  результатом многолетнего труда ученых стал «Словарь эпитетов русского литературного языка». В нем отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов. Некоторые имена существительные имеют огромное количество эпитетов. Например, слово музыка - 280 эпитетов! Это неслучайно, ведь процесс выбора нужного слова – очень тонкий (слайд)

  1. Понаблюдайте, как поэт В.Выркин описывает процесс выбора слова (слайд)

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

                                                                                                                      В.Выркин

- Какими должны быть слова, чтобы, чтобы удовлетворять запросам истинной поэзии?

- Слова должны западать в душу, быть добрыми, побуждать к хорошим поступкам, внушать чистые помыслы.

- Чем с точки зрения синтаксиса является первая строфа? (предложение)

-Какое это предложение? (Сложное)

Задание:  перепишите первую строфу и выполните синтаксический разбор сложного предложения.

-Чем осложнено 1-е простое? (Однородными членами)

-Какой частью речи выражены о.ч.п.?    

-Какие средства выразительности встретились в этом стихотворении? (эпитеты, сравнения)

 Согласитесь, что без имен прилагательных речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Ученые установили, что по частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Употребление имен прилагательных придает речи особую выразительность.

  1. Творческое задание:   подберите эпитеты к словам: 

1 ряд – сугробы, 2 ряд – существа, 3 ряд -  лес

  1. Творческое задание (слайд)

Попробуйте вставить в отрывок из произведения Н.Сладкова прилагательные, подходящие по смыслу.

Январь – месяц (          ) сугробов. Вместе со снегом  налетели и набежали в лес (        ) существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны.

Тут вылез из сугроба (      ) человечек в (    )   шапочке. Там сидит зайчонок. Сложил он (    ) лапки

на (     ) пузечко, молчит и смотрит на (   ) лес. На камне у речки сидит (    ) Аленушка. Склонила она              голову на плечо, подперла  (     ) ладошкой  (     ) щечку.

                                                                                                                                                         по Н.Сладкову

  1. А теперь давайте сравним  ваши варианты с оригиналом (слайд)

Январь – месяц больших молчаливых сугробов. Вместе со снегом  налетели и набежали в лес причудливые  существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны.

        Тут вылез из сугроба лесной человечек в белой шапочке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая  Аленушка. Склонила она голову на плечо, подперла  белой ладошкой  белую щечку.

                                                                                                                                                               Н. Сладков

- Почему автор так часто употребляет слово белый?  Можно ли его заменить другими определениями? А нужно ли?

-Автор сознательно употребил слово белый несколько раз подряд. Сделал он это с целью усиления. А какого же еще цвета могут быть снежные фигуры в лесу?

Правильно, ребята. Многократный повтор слова «белый» в данном тексте - средство выразительности. Такое средство выразительности называется лексический повтор.

Задание: перепишите второй абзац и выделите с помощью контрастной пасты лексический повтор.

Заключительный этап. Рефлексия.

-Удалось ли вам сегодня поработать «с аппетитом»?

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, используя качественные прилагательные.

(Я сегодня был собранный, заинтересованный, Максим – сонный и вялый. Ваня – невнимательный, Катя- вдумчивая и т.д)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разряды прилагательных по значению

Слайд 2

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом Анатоль Франс

Слайд 3

Придумайте словосочетания по схеме: прилагательное +существительное , в которых данное прилагательное выступало бы в одном случае как относительное, а в другом как качественное 1 ряд - бархатный 2 ряд – хрустальный 3 ряд – янтарный

Слайд 4

Познакомьтесь с тем, как у разных писателей используется в произведениях слово БАРХАТНЫЙ Бархатная трава(И.Тургенев), бархатное небо(С.Надсон), бархатные ресницы (А.Фет), бархатная темнота (А.Куприн), бархатный бас (И.Бунин), бархатные глаза (М.Лермонтов )

Слайд 5

Результатом многолетнего труда ученых стал «Словарь эпитетов русского литературного языка» . В нем отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов. Некоторые имена существительные имеют огромное количество эпитетов. Например, слово музыка - 280 эпитетов ! Словарь эпитетов русского литературного языка Авторы: К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло

Слайд 6

Ищу слова певучие, Народные , исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные, Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зёрнышко , Чтоб добрые да ладные, Светили , словно солнышко . Да грели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие . В.Выркин

Слайд 7

Будем и мы искать слова! Подберите эпитеты к существительным : 1 ряд – сугробы 2 ряд – существа 3 ряд - лес Эпитеты –художественные определения, которые помогают создать образ предмета

Слайд 8

Творческая работа. Вставьте вместо скобок имена прилагательные. Январь – месяц ( ) сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес ( ) существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны. Тут вылез из сугроба ( ) человечек в ( ) шапочке. Там сидит зайчонок Сложил он ( ) лапки на ( ) пузечко, молчит и смотрит на ( ) лес. На камне у речки сидит ( ) Аленушка. Склонила она голову на плечо, подперла ( ) ладошкой ( ) щечку. по Н.Сладкову

Слайд 9

Январь – месяц больших молчаливых сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человечек в белой шапочке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая Аленушка. Склонила она голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку. Н. Сладков

Слайд 10

Домашнее задание: 1.Выучить материал из таблички. 2. Описать любимый уголок Кронштадта в зимнем убранстве, используя разные по значению прилагательные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разряды прилагательных по значению

Слайд 2

Признаки имен прилагательных Отвечают на вопрос какой? чей? Обозначают признак предмета. Относятся к именам существитель-ным и согласуются с ними в числе и падеже , а в ед. числе и в роде .

Слайд 3

тонкий деревянный Машин маленький пластмассовый сестрицын красивый Чей? Чей? Притяжательные Качественные Относительные

Слайд 4

Относительные прилагательные Деревянный дом - дом из дерева Зимний день - день зимы

Слайд 5

Алгоритм определения разряда имени прилагательного . Задайте вопрос: Если отвечает на вопрос чей? притяжательное Если отвечает на вопрос какой? , см. пункт 2

Слайд 6

Алгоритм определения разряда имени прилагательного . 2. Образуйте от прилагательного краткую форму или любую степень сравнения. Если у вас получилось качественное Если не получилось относительное ественноеельное

Слайд 7

От злого волка В земляную щелку. По холодной росе К хитрой лисе. злой злее самый злой качественное

Слайд 8

Земляная (какая?) относительное Невозможно образовать степени сравнения и краткую форму

Слайд 9

хитрой холодной самой холодной самой хитрой Качественные прилагательные

Слайд 10

Относительное прилагательное - кож ан ый Качественное прилагательное - быстрый

Слайд 11

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Золотое кольцо - относительное прилагательное Золотое сердце - качественное прилагательное Волчья пасть - притяжательное прилагательное Волчья шуба - относительное прилагательное

Слайд 12

Качественные имена прилагательные отличаются от других Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени. 2. Могут иметь антонимы: добрый- злой 3. Всегда непроизводны. Притяжательные и относительные всегда производны, т.е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов .

Слайд 13

Качественные имена прилагательные 4. От качественных прилагательных можно образовать существительные с абстрактным значением: строгий – строгость Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий 5. Только они могут иметь краткую форму 6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Открытый урок по русскому "Разряды прилагательных по значению"

Интерактивный урок контроля знаний, умений и навыков учащихся. Технологии: компетентностно-ориентированные, игровые. ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. Конспект....

Повторение по теме "Разряды прилагательных по значению"

Данная презентация помогает провести урок на повторение и закрепление материала по разрядам прилагательных....

Урок русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению"

Обобщающий урок по теме "Разряды прилагательных по значению" предназначен для закрепления знаний по теме. Разработан в соответствии с УМК Бабайцевой....

Урок-игра по теме "Разряды прилагательных по значению"

Данная методическая разработка поможет учителю в  форме игры провести обобщающий урок в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению"....

Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а...