Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра для 5 класса по русскому языку "Мозговой штурм".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коробко Наталья Сергеевна

Интеллектуальная командная игра по русскому языку для учащихся 5 класса "Мозговой штурм" прививает интерес к предмету, развивает логику, мышление, учит работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozgovoy_shturm.doc56 КБ
Office presentation icon mozgovoy_shturm.ppt759 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку

 для 5 классов «Мозговой штурм».


Цели мероприятия:

  1. с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;

  1. развивать познавательный интерес к русскому языку;

  1. воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

1) Разминка.

В ходе разминки командам предлагается ответить на 10 вопросов.

Каждый правильный ответ принесёт команде 1 очко.

1.«Морфология» - это раздел языкознания, который изучает…(части речи).

2. Что такое окончание? (Морфема, которая служит для изменения формы слова и связи предложений).

3. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? чему?).

4. Можно ли подлежащее и сказуемое назвать словосочетанием? (Нет).

5. Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»? (Обманывать).

6.  Когда пишется Ь в сочетании  -ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопрос что делать?).

7.  Изменяются ли глаголы по падежам? (Нет).

8.  Какие предложения называются сложными? (В которых 2 и более грамматических основ).

9.   Сколько спряжений у глагола? (2).

10Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос…(какой?).

1.   Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).

2.   Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

3.   Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос…(что делать?).

4.   Морфология - раздел науки о языке, который изучает… (Слово как часть речи).

5.    Что мы называем грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое).

6.     Какие предложения по цели высказывания вам известны? (Повествовательное, вопросительное, побудительное).

7.     Назовите вопросы предложного падежа (О ком? о чём?)

8.      «Фонетика» - раздел науки о языке, который изучает…(звуки).

9.      Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению).

10.    Что такое суффикс? (Морфема, которая служит для образования новых слов).

                                 Жюри подводит итоги.

2)  Знаете ли вы русские пословицы?

От каждой команды вызывается 1 игрок. Ему нужно будет продолжить пословицы. За каждый правильный ответ можно заработать 1 очко.

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма).

                                       Жюри подводит итоги.

  1. Для любознательных.

Вы, наверное, знаете, что, цифра 7 для древних народов была священной. Судите сами: 7 дней сотворения мира, 7 добродетелей, 7 чудес света, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот…

А какая буква русского алфавита отмечена этой священной цифрой? Это буква «Ё».

Это загадочная и очень интересная буква. Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н. М. Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове «слёзы».

Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передаётся буквой «Е».  

В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют другой буквой.

4) «Ребусы».

От каждой команды вызывается 1 игрок. Ему нужно будет разгадать ребус. Правильный ответ принесёт команде 2 очка.

«Волшебный круг».

Сколько слов можно прочитать в этом круге. Словами являются и предлоги и союзы. Читать по кругу по часовой стрелке.

Ребус ( от латинского «res» - вещь) – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков. (Записать слово в тетради).

Отгадать пословицу.

(Век живи, век учись).   

                             

                             Жюри подводит итоги.

5) ЗВУКОГРАД.

В игре принимает участие вся команда.

Задания:

1. Сколько звуков [ш] в предложении:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож? (4)

                                                                                     

2. Сколько звуков [ц]  в предложении:

Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск? (5)

       

Метаграмма – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

1. Со звуком  [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м]  берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

(соль, моль).

2. С [к]  я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С [п]  – от вас не утаю –

Тоже в классе я стою.

(карта, парта).

3. Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но [к]  на [ц]  перемени –

Я по болоту зашагаю.

(капля, цапля).

4. С [б]  мучительной бываю,

С [м]  одежду пожираю,

С [р]  актеру я нужна,

С [с]  для повара важна.

(боль, моль, роль, соль).

Логогриф – от греческого слова «логос» - слово, «грифос» -загадка. Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (Дети записывают в тетрадях слово «логогриф»).

1. Готов вас напоить водой,

Но [э] прибавите в начале,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, в зале.

( кран, экран).

2. Несет меня с трудом старик,

                    Но если [ю] прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.

(ноша, юноша).

6) СОБЕРИ СЛОВА.

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

7) Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем  ответить на несколько вопросов:

Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

                         ( Строчку, прошитую на швейной машине.)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( Суббота)

                                                                                                   

Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

                                                                                   (Именительный падеж).

Какую часть слова можно в земле найти?  (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон, стог…).

                   Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла"

В данной работе представлены 4 этапа интеллектуальной игры по предметам естественного цикла....

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра "Полигон" по английскому языку для 2 класса

внеклассное мероприятие разработано для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК Биболетова М.З. Занятие проводится в конце учебного года....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Ералаш»

Данная игра проводилась в декабре 2011 года, в рамках проведения интеллектуальных игр на приз директора школы.В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В коман...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Кто хочет стать отличником»

В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В командах 5-6 классов возможно присутствие родителей.Игра проводится на основе телевизионной игры «Кто хочет стать м...