Курс по выбору "Практическая стилистика"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Владимировна

Курс рассчитан на обучающихся 9 классов.Цель курса: расширение и углубление лингвистических знаний,повышение речевой культуры.  Реализация программы позволяет обучающимся создавать различные по стилю тексты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_stilistika1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                                        

Программа курса «Практическая стилистика» рассчитана на обучающихся 9 классов.

      Цель курса: расширение и углубление лингвистических  знаний, повышение речевой культуры, активизация внимания обучающихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений как в текстах различных стилей, так и в собственной письменной речи. Изучение каждого стиля речи в этом курсе основывается на интегративном принципе, так как требует от обучающихся реализации знаний и умений  из различных разделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и др.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.

      Программа состоит из следующих тем: «Введение», «Функциональные стили речи», «Научный стиль», «Официально-деловой стиль», «Публицистический стиль», «Разговорный стиль», «Стиль художественной литературы».

       В программе представлен примерный  тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых для изучения каждой темы, и определением видов деятельности.  

Программа рассчитана на 18 часов. Данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии.

       Реализация программы поможет обучающимся создавать различные по стилю тексты: сочинения, очерки, рефераты, аннотации, рецензии, правильно оформлять деловые бумаги. Система специальных заданий поможет глубже понять художественно-языковую форму изучаемых в 9 классе произведений, понять особенности стиля и языка того или иного произведения.

       Реализация программы имеет практическую направленность, так как позволяет обучающимся подготовиться к экзамену по русскому языку в различных формах.

       В программе предлагается литература для учителя и обучающихся.

  Программа курса «Практическая стилистика» (17 часов)

Тема 1.Введенние.  Понятие о стилистике русского языка. (1час)                   

Связь стилистики с другими разделами о языке. Роль стилистики в воспитании  языковой культуры. (1час)          

Тема 2. Функциональные стили речи.   (1час)                                                                

    Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Тема 3. Научный стиль речи (3часа).

Особенности научного стиля речи. Передача максимально обобщённых объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры научного стиля. Требование к структуре разных жанров научных текстов ( в статье в словарях и справочниках, рецензии, аннотации). Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Тема 4. Официально-деловой стиль речи (3 часа).

 Особенности официально- делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Жанры официально-делового стиля: характеристика, заявление, объявление, автобиография. Языковые средства официально-делового стиля.

Тема 5. Публицистический стиль речи (3 часа).

  Особенности публицистического стиля. Сообщение информации и её осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности, эмоциональность, публицистичность высказывания. Жанры публицистического стиля. Очерк как один из ведущих жанров публицистики. Языковые средства публицистического стиля.

Тема 6. Разговорный стиль речи (3 часа).

   Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Особенности разговорного стиля. Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы. Языковые средства стиля. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных

 слов. Морфологические особенности. Синтаксические конструкции, характерные для стиля.

Тема 7. Стиль художественной литературы.(2часа)

 Особенности  стиля художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость использования в произведении языковых средств от темы, основной мысли, жанра, индивидуального стиля автора. Изобразительно-выразительные средства стиля (эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворение, перифраза, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос). Изобразительная роль синтаксических средств языка.

Тема 8. Обобщение и систематизация изученного.

 Лингвистический анализ текста определённого стиля (1 час).      

                                 

   Тематическое планирование курса        

№п/п

Тема

Виды деятельности

1.

Введение. Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Лекция учителя. Выполнение упражнений обучающего характера.

2.

Функциональные стили речи. Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Лекция учителя. Составление таблицы «Функциональные стили речи»

3.

Научный стиль речи.

Особенности научного стиля речи. Передача максимально обобщённых объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры научного стиля.

Анализ отрывка научного стиля, указание в нём лексических, морфологических, синтаксических примет научного стиля.

4.

Требование к структуре разных жанров научных текстов (в статье в словарях и справочниках, рецензии, аннотации).

Работа со словарями и справочниками, выписать 10-15 терминов, раскрыть их значение, указать, в какой области науки они употребляются. Написание рецензии на сочинение товарища, составление аннотации к книгам по в/ч.

5.

Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Исследование текста из научной работы, подсчёт % терминов, общенаучных слов и выражений, определение соотношения глаголов и существительных, частотность прилагательных и причастий, указание характерных словообразовательных, морфологических особенностей, анализ синтаксических конструкций.

6.

Официально-деловой стиль речи

Особенности официально- делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров.      

Распределение  слов по группам: имеющие официально-деловую окрашенность; входящие в состав всех стилей; указание характерных черт официально-делового стиля.

7.

Жанры официально-делового стиля: характеристика, заявление, объявление, автобиография.

Составление характеристики какого-либо ученика; составление плана автобиографии, написание автобиографии, заявления и объявления.

8.

Языковые средства официально-делового стиля.

Разбор текста официально-делового стиля, охарактеризовать речевые ситуации и задачи речи, оценить с этой точки зрения содержание высказывания, перечисление основных стилевых черт, указание характерных языковых средств.

9.

Особенности публицистического стиля. Сообщение информации и её осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности, эмоциональность, публицистичность высказывания.

Выбор из газет слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для стиля; определение оценочного характера  данных учителем слов; работа со словарём: проверка значения слов, их оценочной окраски, закреплённой в словаре.

10.

Жанры публицистического стиля. Очерк как один из ведущих жанров публицистики.

Анализ портретного очерка, опубликованного в газете, отметить структуру, стилистические особенности, как проявляется в очерке индивидуальный авторский стиль, написание портретного очерка.

11.

Языковые средства публицистического стиля.

Стилистический разбор текста публицистического стиля, выявление ведущих черт стиля, анализ лексики, морфологических особенностей и употреблённых синтаксических конструкций, использование стилистических фигур.

12.

Разговорный стиль речи. Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Особенности разговорного стиля.

Найти в предложенных художественных произведениях отрывки с  использованием разговорного стиля, отметить средства, характерные для стиля, какова роль этих текстов в произведении.

13.

Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.

Анализ писем, предложенных учителем, к знакомым и официальным лицам, отметить факты разговорного стиля, указать отличия в языке этих текстов. Составление диалогов различной тематики.

14.

Языковые средства стиля. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных слов. Морфологические особенности. Синтаксические конструкции, характерные для стиля.

Анализ текстов разговорного стиля, выделение характерных особенностей стиля.

15.

Стиль художественной литературы.

 Особенности  стиля художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость использования в произведении языковых средств от темы, основной мысли, жанра, индивидуального стиля автора.

Подготовка сообщения  «Особенности стиля художественной литературы»

Наблюдение над уместностью использования в художественном тексте слов, имеющих стилистическую окраску, наблюдение над использованием средств авторской оценки.

16

Изобразительно-выразительные средства стиля (эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворение, перифраза, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос). Изобразительная роль синтаксических средств языка.

Выявление роли изобразительно-выразительных средств в отрывках, предложенных учителем; привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в стихотворении любимого поэта, выявление роли выразительных средств, сопоставление вариантов авторского текста, наблюдение над тем, как проводилась автором правка текста, как это соотносится с темой, основной мыслью, жанром произведения. Подготовка реферата на основе изученной литературы и языкового анализа выбранного художественного текста.

17.

Обобщение и систематизация изученного. Лингвистический анализ текста определённого стиля

Комплексный анализ текста.

Литература для учителя.

1.Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика – М., 1978.

2.Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.,1989.

3.Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. –                              

    М., 1976.

4. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976.

5. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М.,1961.

6.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

7. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.

8.Солганик Т.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973.

9.Солганик Т.Я. От слова к  тексту. – М., 1991.

10.Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. –                                    М., 1996.

11. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

12. Панфилова А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М., 1989.

14. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1983.

15. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1976.

16. Шанский  Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

17. Щепкина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. – М., 1980.

Литература для обучающихся.

1.Голуб И.Б.  Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

2.Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.

3. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979.

4.Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа.Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает в...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Элективный курс "Марий стилистика нерген мутланымаш"

Это элективный курс поможет подготовить выпускников к экзаменам...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Планирование по курсу "Практикум по стилистике" 5,7 классы

В материале представлены пояснительная записка, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование по курсу и содержание занятий....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»

Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....