Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Безносова Надежда Александровна

в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-opisanie_po_kartine_s.a.grigoreva_vrvtar.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 74-75. Р.Р. Подготовка и написание сочинения по картине

                       С.А. Григорьева  «Вратарь».

Цели:  • сформировать умение систематизировать (группировать) собранный

               по картине материал;

            • закрепить умение описывать действия человека; активизировать лексику,

                связанную с описанием действий;

            • подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию действий.

Методические приёмы: • беседа по вопросам;

                                         • подготовленный диктант;

                                         • лингвистический разбор, устное и письменное описание

                                           картины, словарная работа.

Оборудование урока: медиоаппаратура,  репродукция картины С.А. Григорьева

                                     «Вратарь»».

Подготовка к уроку: работа учащихся с толковым словарём: определить  

                                    значения слов- спортивный  корреспондент, журналист; репортаж,

                                    корреспонденция; искусствовед, экскурсовод.

           

Ход уроков.

Ι. Организационный момент.

ІІ. Лингвистическая разминка.

     Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и

     пунктограмм.

Почу…ствовав  опас…ность к своим воротам по(д,т) т..нулись игроки нашей команды.

(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки  нашей команды.)

ІΙΙ. Сообщение темы и цели уроков.

ΙV. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»

Слово учителя.

По теме нашего урока вы уже поняли, что главная его тема - спортивная. И вы сегодня не  просто учащиеся, а начинающие спортивные журналисты. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала  рассмотрим  материал, который поможет нам в создании наших репортажей.

Определим лексическое значение данных слов:

Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация(в печати, по радио, телевидению).

Корреспонденция – сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-нибудь в средства массовой информации.

Корреспондент – автор корреспонденции.

Искусствовед – специалист по искусствоведению.

Искусствоведение – теория искусства.

Экскурсовод – специалист, дающий  пояснения экскурсантам.

Экскурсант – участник экскурсии.

V. Выполнение упражнений.

      1. Сбор материала: создание словаря

- Упражнение 185: устный разбор.

 - Упражнение 186: подготовительный диктант.

Задание: выписать из упражнения примеры причастий, деепричастий, наречий, которые можно использовать в своей работе.

Дополнительный материал: стоит, заложив руки за спину и выпятив живот; сидящие справа, слева; искренне  увлечён; взгляды устремлены вправо; смотрит вытянув голову и разинув рот; футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер, капюшон, в лёгкой дымке, очертания строек.

  1. Беседа по вопросам(подготовка устного рассказа по  картине  С.А. Григорьева «Вратарь».

-   Рассказ о художнике С.А.Григорьеве(как вариант может быть индивидульное).

  • Что изображено на картине?

-  Когда происходит действие?

- Как вы это определили?

(Изображенное на картине происходит  в середине прошлого века, об этом говорит одежда героев,  их школьные ранцы, обозначающие границы ворот. На картине запечатлен  сентябрьский  день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя, по одежде, еще не холодно.)

- Где происходит футбольное состязание?

  • По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?
  • Почему картина называется «Вратарь»?

-  С каким чувством написана картина?

     3. Составление плана:

1. Место и время действия. (За домом в погожий осенний день).

2. Спортсмены. (Бесстрашный вратарь и его помощник).

3. Зрители. (Зрители  «болеют» по-разному).

4. Художник и его картина. ( Мастерство художника: удачная композиция,

                                                                     выразительные детали, мягкий колорит

                                                                    картины).

Описание картины можно сделать в виде спортивного репортажа, а также в виде рассказа экскурсовода.

 VΙ. Выбор темы сочинения.

 VΙІ. Написание  сочинения по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...