Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме:
    Эпитеты в художественной речи

    Тропина Алёна Александровна

    Цели:


                            Данный урок развития речи в 6 классе  является повторительно-обобщающим. Цели урока - закрепить умения и навыки по выделению эпитетов вхудожественной  речи, воспитать эстетическое отношение                                   к слову, чувство ответственности по отношению к слову.             

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon epitety_v_khudozhestvennoy_rechi.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи по русскому языку в 6 классе с компьютерной поддержкой.

    Разработал учитель

     русского языка и литературы

     Тропина А.А.

    Тема:   Эпитеты в художественной речи

    Цели:

    обучающая – дать понятие об эпитете как о средстве художественной

                                  изобразительности;

    развивающая – закрепить умения по распознаванию и выделению эпитетов в речи;

    воспитывающая – воспитать эстетическое отношение к слову, чувство

                                          ответственности по отношению к слову

    Тип урока – урок-презентация по развитию речи; урок повторения и закрепления

    Оборудование – тетради, справочники учащихся, учебник Разумовской М.  6 кл.,

                                  мультимедиа, раздаточный дидактический материал

    Учебная литература –

           1. «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс» Автор:  Р.И.Альбеткова. –

                М.: Дрофа, 2009.

           2. "Русский язык 6 класс". Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:

               Дрофа, 2009.

           3. Русская речь. Развитие речи. 5, 6 кл.: учебник / Е.И.Никитина.- М.: Дрофа, 2008.

     

    Ход урока:

    I. Организационный момент

       А сейчас звенит звонок,

       Начинается урок!

    Слайд 1. Мы несколько уроков с вами изучаем имена прилагательные.

              Сегодня на уроке мы продолжим разговор о роли и  употреблении имён  

              прилагательных в речи.

    II. Подготовка к восприятию   новой темы

    Слайд 2.  Повторим изученный на прошлом уроке материал

                     И вот вам вопрос: Расскажите о роли и  употреблении имён  

                     прилагательных в речи.

    Слайд 3. Обобщим сказанное вами (примерные ответы учащихся)

        - О чём мы на прошлом уроке не говорили подробно?

        - О чём будем говорить сейчас?  Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

    Слайд 4.  Тема:  Эпитеты   в художественной речи

    Слайд 5. Сообщение целей урока

    III. Повторение по теме

    Слайд 6.   Вспомним

    1) В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.

    2) Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др.

    3) Таким образом, перенос наименования предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи.

    На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения,  эпитеты. Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.

    Слайд 7.  Вспомним, что такое эпитет.

    Слайд 8. Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

    IV. Проверка домашнего задания

    Слайд 9. Дома было дано задание по выбору:

    1.Найти эпитеты в стихотворениях А.А.Блока, т.к. У Блока была недавно знаменательная дата – 130 лет со дня рождения поэта ( «Звучи, звучи, живая речь/

    Поэта Александра Блока», - В.Лазарев)                  

    2.Сочинить собственные стихотворения, используя эпитеты.

    (Заслушать подборки учащихся и собственные сочинения, исправляя и корректируя)

    Заранее дома небольшую исследовательскую работу выполняли ребята по следующим темам:

    Слайд 10. Проверка индивидуального домашнего задания. Цветовые эпитеты

    Для поэзии А.Блока характерно использование цветовых эпитетов (алый, красный, золотой, белый, чёрный, синий). Синий у А.Блока – цвет разлуки, расставания, тоски, печали, отчаяния, недостижимого счастья.        

    (Заслушать подборки учащихся)

    Слайд 11. Проверка индивидуального домашнего задания. Постоянные эпитеты

    В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты:  красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый,  речка быстрая, поле чистое, синее море.

    Такие эпитеты называются  постоянными.

    V. Закрепление изученного по теме

    Слайд 12.

    Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности —

     с эпитетом. Мы увидим его в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льёт печально свет она.

    По дороге зимней, скучной

    Тройка борзая бежит,

    Колокольчик однозвучный

    Утомительно гремит.

    Прочитаем сначала без прилагательных. Чего здесь не хватает, полная ли картина предстала перед нами?

    Попробуйте сами вставить прилагательные, вспомните стихотворение.

    Слайд 13. Ключ

    Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.

    Какие слова-эпитеты употреблены А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие — в переносном? Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и  тот же звук. Все эти слова употреблены в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная, то есть вызывает скуку — слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, а здесь они перенесены на неодушевлённые предметы.

    Вы спросите: а почему мы не обратили внимание на прилагательное волнистые? Да потому, что вместе со словом туманы оно обозначает совсем другой предмет — тучи, волнами движущиеся по небу. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистые туманы — это как бы загадка, которую надо разгадать. Такое изобразительное средство называется метафорой, мы о ней будем говорить позже.

    VI. Тренировочные упражнения

    А сейчас потренируемся, научимся находить чужие и придумывать  свои эпитеты.

    (можно в форме физминутки, хлопки в ладоши при назывании эпитета)

    Слайд 14.

        № 1. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к

             слову лес.

    Багряный, безмолвный, берёзовый, ближний, весёлый, волшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатый, серебристый, смешанный, соседний, угрюмый.

    *Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты  Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238!

    Слайд 15.

     №2.Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты  к слову лес.

          2) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом

              блестит. (А. Пушкин)

    2) В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.

       (И. Никитин)            

    Постарайтесь объяснить, почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а во втором — сонный.

    Слайд 16.

    №3.Приходилось ли вам видеть зимний лес после обильного снегопада? Кого только не напоминают покрытые снегом деревья, их ветви! Подберите эпитеты к данным фотографиям.

    Слайд 17.

     № 4.Подберите эпитеты, которые помогут ярко представить осенний лес, почувствовать ваше отношение к нему.  (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»)

    Слайд 18.

    № 5. Наверное, каждому из вас приходилось видеть, как в жаркий летний день переливается волнами поле поспевающей ржи. (И.И.Шишкин «Рожь»)

    Восстановите  в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы

    Зреет рожь над ... нивой,

    и от нивы и до нивы

    Гонит ветер …

      …             переливы.

    Слова для выбора:

    1) над ближней, жаркой, тёплой;

    2) шаловливый, торопливый, прихотливый;

    3) дорогие, золотые, багряные.

    Слайд 19.  Ключ к №5

    Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы.

    Слайд 20.

    № 6. Прослушайте отрывок из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

    «Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

    Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной».

    Слайд 21.

    Запомнили ли вы, каким эпитетам к слову звон в разных контекстах отдал предпочтение К.Г. Паустовский? Вставьте вместо точек недостающие слова.

    Во время спорого дождя по всей реке стоит .. . звон;

    в водосточной трубе во время любого дождя слышен   ...    звон.

    Слайд 22. Ключ к №6

    Слайд 23

     № 7.  Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:

    1) ... звон жаворонка;

    2) ... звон бьющихся льдинок;

    З) ... звон бьющихся сосулек;

    4) ... звон бубенцов;

    5) ... звон часов;

    б) ... звон разбитого стекла;

    7) ... звон стеклянной посуды.

    Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.

    Слайд 24.  Самостоятельная работа

    № 8.     Подберите е эпитеты  (на столе раздаточный дидактический материал)

                          Звёзды.

                                       С. Есенин.

    Звёздочки ......., звёзды высокие!

    Что вы храните в себе, что скрываете?

    Звёзды, таящие мысли глубокие,

    Силой какою вы душу пленяете?

    Частые звёздочки, звёздочки ……..!

    Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

    Чем увлекаете, звёзды небесные,

    Силу великую знания ………..?

    И почему так, когда вы сияете,

    Маните в небо, в объятья широкие?

    Смотрите нежно так, сердце ласкаете.

    Звёзды небесные, звёзды …….?

    Задания:

    1. Синоним к слову светлые.

    2. Синоним к слову частые.

    3. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий жгучий.

    4. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие,

    Слайд 25. Ключ к №8

    VII. Домашнее задание

    Слайд 26.

    Упр. № 252 (З).  

    Рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова  «Сенокос»                                                  

    Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении  эпитеты для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.

    VIII.  Итоги урока

    Слайд 27.

    Какое средство художественной изобразительности мы сегодня вспомнили?

    Дайте определение, расскажите о его видах.

    Выставление оценок за урок.

    IX. Физминутка

    При наличии времени, исходя из состояния уч-ся.

    Провести в форме физминутки: дети встают и при назывании эпитета хлопают в ладоши перед лицом, потом над головой и так чередовать

               БЕРЁЗКА

    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белёном сарафанчике,

    С платочками в карманчиках.

    С красивыми застёжками.

    С зелёными серёжками.

    Люблю её нарядную,

    Родную, ненаглядную,

    То ясную, кипучую,

    То грустную, плакучую.

                                     (А. Прокофьев)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

    Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

    Проверочная работа "Средства выразительности в художественной речи" (по материалам бардовской поэзии)

    Проверочная работа по теме "Средства выразительности художественной речи" для учеников старших классов состоит из трех блоков: 1 - соотнесение термина с определением, 2 - определение вида тропа или ст...

    "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)

    Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове т...

    Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения (презентация)

    Презентация к уроку на тему: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения...

    Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи. ( На примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник")

    На заключительном  уроке по данной теме я предлагаю учащимся  выяснить роль БСП в художественной речи на примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник".Разнообразие смысловых отношений межд...

    Экспрессивные функции видовременных форм глаголов, употребленных в переносных значениях в художественной речи (на примере настоящего исторического времени в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)

    Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно ос...