Методическая разработка урока "Алфавит" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

ПО УЧЕБНИКУ А.Д.ШМЕЛЕВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Конспект  урока русского  языка

на тему:  «Алфавит».                                                                                     

Тема урока:            

 «Алфавит».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2012 г.  («Алгоритм успеха.»)

Цели

Личностные: 

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные 

  • формировать представление о графике как разделе лингвистики,         изучающем соотношение между звуками и буквами

 Предметные

  •  закреплять знание русского алфавита и умение им пользоваться работе со    словарём

Тип урока.                

Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, фронтальный опрос, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Ребята! А ну-ка признавайтесь, кто из вас любит сказки? ( Заслушиваются ответы детей). А почему любите? Сегодня на урок к нам пришла сказка. Сказку эту  раньше ушки ваши не слышали и глазки ваши не видели. А называется она «Сказка про Алфавит»

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

 В некотором царстве, в расчудесном Государстве Русского Языка  жили-были буквы.  Были их 33. Жили они вольно, гуляли, где хотели.  Но не было у них пристанища, не было крыши над головой. Не было порядка в их семействе. Не было у них названия, не было работы. Слонялись они без дела, надоела им такая жизнь. Загрустили несчастные буквы, заплакали.
(Слайд 2.)
Услышал их плач добрый волшебник Алфавит да и молвит волшебные слова:
«Милые буквы, объединиться вам надо, жильё построить, а там и работа найдётся».
Послушались буквы мудрого чародея да и построили себе город. А имя ему дали в честь своего спасителя  Алфавит.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: доказательства.

 Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова

Давайте-ка мы с вами расставим буквы по алфавиту, поможем каждой найти своё место.
(Работа на интерактивной доске и в тетрадях. Дети расставляют буквы по алфавиту.
Затем следует проверка – шторка отодвигается вниз.)
(Слайд 3.) В Алфавите у каждой буквы есть своё имя, своё место и своя работа.

(Дети рисуют домики в тетрадях и «заселяют» ихбуквами. Один ребёнок работает у доски.) 
Этих домиков два. В первом живут буквы, которые всегда обозначают только один звук. Заселим эти буквы в домик. (Дети располагают буквы в домике, затем следует проверка – шторка отодвигается вниз.) А во втором домике поселились удивительные буквы, зто буквы-актёры. В зависимости от позиции они могут выполнять разную работу. (Слайд 5.) Поможем им занять свои места. (Проверка выполняется аналогично.)  Ох, и хитрые эти буквы, очень трудно их роли определить: то они подсказывают мягкость согласных и обозначают гласные звуки, то они прячут звук  [Й,]. (Слайд 6).

Давайте попробуем разоблачить эти хитрые буквы. Найдём в словах буквы, которые обозначают два звука, прячут [Й,]. (Дети работают на доске (отмечают слова маркером, либо выносят их в столбик) и в тетрадях (выписывают слова с «Йотированными гласными»). (Слайд 7). (Содержание слайда: бьёт, тюль, рьяный, прялка, ёлка, юла, пошёл, яд, ружьё, дела, семья, лёд, шью, ярость, ряд, заехал, маяк, съел.)
Разные буквы поселились в алфавит. Для букв, обозначающих согласные звуки, выстроили целую улицу. Были среди них буквы-двойняшки, с ними у детей много хлопот, трудно их различить, особенно перед согласными в середине слов и на конце слов: пруд – прут, тра(ф,в)ка, бе(г,к)? Приходится гласные на помощь звать. Это проказники, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки.  Они поселились в одном доме. (Слайд 8.) На втором этаже живут буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки, а на первом – парные глухие. Расселим эти буквы. (Работа на доске – расселяем буквы, в тетрадях  дети рисуют домики и заселяют их буквами. Проверка – отодвигается шторка вниз.)
Есть среди согласных гордячки, одиночки, не хотят они в паре с глухими жить, они всегда только звонкие звуки обозначают. Каждая справляется со своими обязанностями – различает слова. Они поселились в отдельном особняке на втором этаже, а первый никто не заселил, и свет в его окнах не горит. Поможем буквам разместиться. (Слайд 9.) (Работа на доске и в тетрадях проходит аналогично, затем следует проверка. Правильный вариант за шторкой.)

            А среди глухих согласных тоже нашлись одиночки, пришлось и им отдельное жильё возводить. (Слайд 10.) Поселим их на первый этаж, а второй этаж пустовать будет, так как нет им звонкой пары. (Шторка открывается в два приёма: сначала проводится проверка, как заселили домик.) Глухие согласные легко запомнить по их странному желанию: «Хочу цветов из чащи!» ( Шторка отодвигается ещё ниже.)
            Вот и заканчивается наша сказка. 10 букв обозначают гласные звуки, 12 обозначают парные  звонкие - глухие, одиночек 5 да 4... Ой, кто там плачет? Да это же Ь и Ъ. Забыли ещё две буквы! А куда их селить? Зачем они в Алфавите? Никаких звуков не обозначают. Может, они не нужны? (Выслушиваются ответы детей о роли этих букв).
- Действительно, ребята. Буквы эти нужные и очень интересные. Например, Ь – актер. Он играет две роли (Слайд 11.) То он помогает различать слова по смыслу, обозначая мягкость предшествующего звука: кров – кровь, кон – конь, банка – банька. И ещё одна нагрузка есть у Ь . Он занимается подсказками. Он сигналит, что [Й,]   прячется в буквах е, ё, ю, я.

Давайте-ка определим роль Ь в следующих словах: письмо, бьёт, пять, борьба, льём, ладья, друзья, боль, вьюн. ( Открывается шторка слайда 10. Нужно расставить, а в тетрадях записать данные слова в два столбика соответственно роли Ь.)

            Осталась ещё одна буква. Это Ъ. Какую же работу он выполняет? Оказывается, Ъ тоже подсказками занимается: если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, ю, я ставится Ъ. Он подает сигнал: в этих буквах спрятан [Й,] ! (Слайд 12.) Ъ называется разделительным, он разделяет приставку и корень. Ну вот, наконец-то всем буквам нашлась работа, нашлось дело. Теперь все буквы рады и счастливы, живут в Алфавите и не тужат. И мы с вами там побывали, мёду попивали, сказочку прослушали и на ус намотали.(Слайд 13.) А что же мы на ус намотали? Что вспомнили и что узнали сегодня на уроке?

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;
  • Работа со стихотворением;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1. Повторение понятий безударной гласной;

2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова

Оказывается, все буквы нужны, все важны. И мы без них никуда, ни одного слова прочитать и написать не сможем. Так что живут все 33 буквы в Алфавите дружно, недаром их зовут сестрицами. У каждой есть место и имя. (Читается алфавит с листа (Слайд 1 или 2), у каждой есть работа. Кто парами живёт? (Ещё раз проговариваем парные по звонкости-глухости). Кто в одиночку? ( Называем только звонкие и только глухие). А какую работу выполняют Ь и Ъ? ( Дети говорят о роли Ь и Ъ).

Познавательные УД:

  • Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие  регулятивных  УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Базовый: упр.

Повышенный: упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты