сочинение на лингвистическую тему в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Астанина Нина Александровна

Урок подгортовки к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_.ppt.pptx1.06 МБ
Файл obob._urok_prichastie_10_klass.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовкА к ГИА в 9 классе Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему

Слайд 2

ВЫВОД доводы, обосновывающие вашу позицию тезис Рассуждение примеры из текста, подтверждающие доводы

Слайд 3

1. Тезис должен быть четким и ясным . 2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. ТЕЗИС – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать

Слайд 4

1. Аргументы не должны противоречить друг другу. 2. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. 3. Аргументы должны соотноситься с темой и тезисом, а не быть мнением вообще. АРГУМЕНТ – это доказательство, приводимое в поддержку тезиса

Слайд 5

Вывод должен соотноситься с тезисом, заявленным в начале текста. ВЫВОД

Слайд 6

Логические ошибки нарушение абзацного членения; нарушение последовательности микротем; отсутствие логической или речевой связности между абзацами; отсутствие смысловой или речевой связности между предложениями или их частями.

Слайд 7

АРГУМЕНТЫ ВО-ПЕРВЫХ ВО-ВТОРЫХ НАПРИМЕР К ПРИМЕРУ ИТАК ТАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ВЫВОД

Слайд 8

АРГУМЕНТЫ ВО-ПЕРВЫХ ВО-ВТОРЫХ НАПРИМЕР К ПРИМЕРУ ИТАК ТАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ВЫВОД

Слайд 9

Найти предложения с нужным знаком Определить две-три разные функции поиск анализ Алгоритм действий построение тезис доказательства вывод 1 2

Слайд 10

Начало сочинения А. Подчеркнуть актуальность темы. «Без знаков препинания в наши дни обойтись невозможно». Б. Выразить согласие или несогласие с участником лингвистического спора. «Я (не) согласна с мнением Антона, что в письменной речи использование знаков препинания необходимо». В.Знаки препинания по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Г. Вопрос «Зачем нужны знаки препинания?» Д. Вопрос-ответ «Нужны ли знаки препинания? Безусловно, нужны»

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 12

Как строить аргументы? А. У знаков препинания существуют различные функции. Б. Приведем доказательства этому примерами из текста.

Слайд 13

Как сделать вывод? А. Поэтому я полностью согласен (на) с мнением Антона. Б. Знание пунктуации – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. В. Знание пунктуации помогает тонко и четко передать и воспринять смысл написанного.

Слайд 14

подсказка В4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске. В10. Среди предложений 1–5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Слайд 15

Модель сочинения Знаки препинания ____________ важную роль в письменной речи. _________, они служат для разделения смысловых отрезков речи . _________, знаки препинания помогают ________ эмоции. ______, пунктуация является средством выражения мыслей и чувств.

Слайд 16

Проверяем! Знаки препинания играют важную роль в письменной речи. Во-первых , они служат для разделения смысловых отрезков речи . Во-вторых , знаки препинания помогают выразить эмоции. Таким образом , пунктуация является средством выражения мыслей и чувств.

Слайд 17

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире?» Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Слайд 18

Удачи на экзамене! « Терпение и труд всё перетрут», - гласит народная мудрость. Успешной вам сдачи экзаменов!



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Причастие". 10-й класс

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

ХОД УРОКА

Повторение пройденного:

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Работаем в режиме "тройного дневника"

Что мы узнали на уроке

Какой бы вопрос задали?

Как бы ответили

1. Причастие- это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

Почему особая форма глагола?

Образуется от глагола, имеет признаки глагола:

совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

 

2) Почему обозначает признак предмета по действию?

Имеет признак прил-ого:

отвечает на вопрос какой?

изменяется по родам, числам и падежам;

в предложении является определением.

2. Бывают действительные и страдательные причастия.

Какие причастия называются действительными?

Обозначает признак того предмета, который сам совершает действие.

 

Какие причастия называются страдательными?

Испытывают действие со стороны другого предмета.

3. Имеют суффиксы -ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ем, -ом, -им, -вш,-ш,-вши,-нн,-енн (-ённ), -т.

От чего зависит выбор этих суффиксов?

Ответы

4. Н и НН в суффиксах страдательных причастий

1) Когда пишется н?

Ответы

 

Когда пишется нн?

Ответы.

5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1) Когда пишется раздельно?

Ответы.

 

Когда пишется слитно?

Ответы.

2. Анализ текста.

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.(А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

Выпишите словосочетания прич. +сущ. Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце поднявшееся, ледок подёрнувший и т.д.)

3. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1. Осложнённое списывание

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

Задание к тексту:

Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

2. Выборочный диктант.

Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович)

3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

4. Самостоятельная работа (тест).

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется - нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется - н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

3)Вскипячё..ое молоко.

4)Некипячё..ое молоко

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).

5. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Сочинение на лингвистическую тему.8 класс.

Сочинение на лингвистическую тему. 8 класс....

Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ

ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...

Презентации к написанию сочинения на лингвистическую тему ,9 класс

Предложенные презентации помогут учащимся в  написании сочинения на лингвистическую тему...

Структура сочинения на лингвистическую тему (9 класс)

Данный материал содержит основные требования к структуре сочинения на лингвистическую тему, а также образец сочинения. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....