Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ershova_s.a._stsenariy_uroka.ppt.docx22.06 КБ
Файл ershova_s.a._prezentatsiya.dok_.pptx300.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ершова С.А.                                                                                                                                                                               Предмет: русский язык                                                                                                                                                                             Класс: 9 класс                                                                                                                                                                                     Учебник: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение».                                                                                                             Тема урока:  Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.                                                                                                                                                                                              Тип урока: урок «открытия» нового знания.                                                                                                         Содержательная цель урока: расширение понятия  «сложные предложения », включение знания о сложноподчинённом предложении.                                                                                                                                                         Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать  сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также умения самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения, находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.

                                                                              Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

5

6

Мотивация к учебной деятельности-6 мин.

                                                                                                                                 

Актуализация и пробное учебное действие-                  6 мин.

Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи- 8+ 6+ 5 мин

Самостоятельная работа и самопроверка- 6 мин.

Включение в систему знаний- 5 мин.

Рефлексия-               3 мин

Приветствует учащихся.

Мотивирует к выполнению задания.

Корректирует ответы. Направляет на постановку цели урока.

 

Активизирует мыслительные операции и  познавательные процессы учащихся.

Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся с теоретическим материалом.

Создаёт условия для усвоения учащимися нового способа действия.        

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, самопроверку учащимися своих решений по эталону; создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

Организует подготовку к изучению следующих разделов курса: обращает внимание учащихся на то, что  придаточные предложения отвечают на различные вопросы и присоединяются к главным при помощи разных подчинительных союзов и союзных слов; сообщает о том, что придаточные в СПП делятся на 3 группы по значению.

Итоги урока. Домашнее задание.

Задание: предложения (слайд 1) списать, подчеркивая грамматические основы и определяя тип сказуемого; дать характеристику предложений:

1)Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…      
2)Все кажется мне, будто в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге (А.С.Пушкин).

Проверка:1-ый ученик на доску выписывает грамматические основы, указывая тип сказуемого;

2-ой ученик записывает характеристику предложений.

Класс формулирует также значение слова  «бранить» из 1-го предложения, заменяя его синонимом «ругать».

Проверка задания (слайд 2).

Класс отвечает на вопросы учителя:

- Вызвала ли затруднения характеристика второго предложения? Почему?

- Чем похожи и чем отличаются два предложения?

- Каким образом связаны простые предложения в составе сложных?

- В каком сложном предложении можно задать вопрос от одного простого предложения к другому? Вспомните, как называются такие сложные предложения?

Класс формулирует тему урока и ставит перед собой цели. Записывают тему урока:  сложноподчинённые предложения.

Работа с пар. 9: самостоятельно читают теоретический материал и записывают вопросы к нему; затем вопросы задают классу:

-Чем отличаются союзы и союзные слова в СПП?

- В какой части СПП встречаются указательные слова?

- Сколько придаточных предложений может быть в СПП?

Вместе заполняем таблицу:

Сложные союзные предложения

Средства связи

Простые предложения в них…

Примерные схемы

ССП

Сочинительные союзы

Равноправны

(    ), и (    ).

СПП

Подчинительные союзы и союзные слова

Неравноправны: придаточное подчиняется главному

[    ], что (    ).

1)Работа у доски с проговариванием – работа с упр. 78 (1-6 предложения).

Задание: найти главное и придаточное предложение, определить средства связи (союз или союзное слово - см. таблицу учебника стр. 38), составить схему предложения.

Минутка отдыха.1 мин

2)Работа в группах.

Задание: построить СПП (слайд 3).

Проверка устная.

3)Работа фронтальная (2 ученика - у доски).

Творческое задание: закончить СПП, указать главное и придаточное предложение (обращаем внимание на указательные слова в главной части, на их роль в предложении):

  • Своё выступление я начал так…
  • Вечер выдался такой…
  • Учитель рассказал о том…
  • Спортсмены завоевали столько наград…
  • Нас встречали там…

1)Самостоятельная работа с упр. 78 (7-10 предложения): найти главное и придаточное предложение, определить средства связи (союз или союзное слово - см. таблицу учебника стр. 38), составить схему предложения.

Самопроверка (слайд 4).

2)Сильные дети в это время работают по индивидуальным карточкам (см. приложение 1).

Фронтальная работа (устно)(слайд).

Задание: составить предложения по схемам (слайд 5).

Делают вывод о том, что придаточные предложения отвечают на различные вопросы и присоединяются к главным при помощи разных подчинительных союзов и союзных слов.

Самооценка. Домашнее задание.

Р2

К5

П10

Л9

П1

П7

К3

П14

П5

Л7

Р4

К6

Л7

Р5

Приложение 1.

Карточка.

Задание: Выпишите сначала СПП, в которых придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзов; затем выпишите СПП, в которых придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзных слов (проверьте себя, используя таблицу на стр. 38 учебника). Расставьте знаки препинания.

1)Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.

2)Я теперь счастливым стал навеки потому что счастья не ищу.

3)Вскоре он угадал где находится.

4)Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под дыханием осени.

5)Куда река пошла там и русло будет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1)Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 2)Все кажется мне, будто в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге. И.Левитан «Поздняя осень» А.С.Пушкин

Слайд 2

Проверка: бранят – ПГС она мила – СИС кажется – ПГС мчусь я - ПГС 1)Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП. 2)Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП.

Слайд 3

Главные предложения : осенние деньки были погожими; мы надеялись; я зайду к другу; поездку в город пришлось отложить; в лесу было тепло; школьный сад опустел. Придаточные предложения: так как разыгралась непогода; потому что сияло солнышко; что наша команда одержит победу; хотя кое-где уже лежал снег; который был перед школой; если будет свободное время.

Слайд 4

7) [ Я мог хорошо видеть всё ] , ( что внизу делалось). 8)( Что сталось со старухой и с бедным слепым), [ не знаю ] . 9)( Когд а же на запад умчался туман), [ урочный свой путь продолжал караван ] . 10) [ Мне показалось ] , ( что кто-то в белом сидел на берегу).

Слайд 5

А.Шумейко «Поздняя осень» 1. [ так ] , ( как будто ) . 2. ( Когда ) , [ ] . 3. [ ] , ( что ) .

Слайд 6

Домашнее задание: 1.Параграф 8 2.На выбор: Упражнение 79 или Составить 6 СПП (оценка - в журнал)

Слайд 7

http://yandex.ru/yandsearch?clid=1784380&lr=194&m Интернет- ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...